Правила охраны и промысла мОрских млекопитающих
Подборка наиболее важных документов по запросу Правила охраны и промысла мОрских млекопитающих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2014 год: Статья 8.33 "Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных" КоАП РФ
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд отказал обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления ФСБ по субъекту РФ по делу об административном правонарушении. Суд указал, что объектом правонарушения по статье 8.33 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, составляет нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Невыполнение требований пункта 11.14 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденных Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30.06.1986 N 349, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.33 КоАП РФ.
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")Суд отказал обществу в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Пограничного управления ФСБ по субъекту РФ по делу об административном правонарушении. Суд указал, что объектом правонарушения по статье 8.33 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с охраной среды обитания или путей миграции животных. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ, составляет нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Невыполнение требований пункта 11.14 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденных Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30.06.1986 N 349, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.33 КоАП РФ.
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2004 N 15292/03 по делу N А06-361у-4/03
Постановление главы администрации Астраханской области об организации экспериментально-производственного рыбопромыслового участка правомерно признано недействительным, поскольку рыбопромысловый участок, предназначенный в том числе для промышленного рыболовства, организован в нарушение Правил рыболовства в Каспийском море с впадающими реками, утвержденных Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 06.04.1984 N 179.Названные Правила введены для промысла и являются действующими (последние изменения внесены в них Приказом Госкомрыболовства России от 12.02.2001 N 41), что не противоречит статье 42 Федерального закона "О животном мире", допускающей регулирование отношений в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление главы администрации Астраханской области об организации экспериментально-производственного рыбопромыслового участка правомерно признано недействительным, поскольку рыбопромысловый участок, предназначенный в том числе для промышленного рыболовства, организован в нарушение Правил рыболовства в Каспийском море с впадающими реками, утвержденных Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 06.04.1984 N 179.Названные Правила введены для промысла и являются действующими (последние изменения внесены в них Приказом Госкомрыболовства России от 12.02.2001 N 41), что не противоречит статье 42 Федерального закона "О животном мире", допускающей регулирование отношений в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов: проблемы терминологии
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Статья 256 УК РФ состоит из трех частей, при этом часть третья предусматривает особо квалифицированный состав данного преступления [8, с. 345]. на наш взгляд, целесообразность выделения квалифицирующего признака в рамках ч. 2 ст. 256 УК РФ вызывает сомнения, поскольку она предусматривает ответственность за "незаконную добычу котиков, морских бобров и других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах" и содержит идентичную санкцию с ч. 1 ст. 256 УК РФ. При рассмотрении данной нормы права возникают вопросы, касающиеся корректности используемых формулировок в отношении указанных видов ВБР, в частности "котики", "морские бобры", а также неясно, что понимается под другими морскими млекопитающими. Вероятно, в первом понятии законодатель имеет в виду морских котиков, слово "морских" пропущено в рассматриваемой норме, в связи с чем у правоприменителя могут возникнуть проблемы при квалификации преступных посягательств. При этом не совсем понятно, по какой причине именно данные роды и виды морских млекопитающих (поскольку в семействе ушастых тюленей выделяется 2 рода морских котиков, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько видов) [11, с. 375] особенно выделены законодателем. Под морскими бобрами в данном случае, вероятно, понимается такое животное, как калан, занесенное в Красную книгу РФ [12, с. 983], которое в обиходе также называют камчатским бобром и морской выдрой. Однако с точки зрения биологии каланы относятся к отряду хищных, семейству куньих и подсемейству выдр, в отличие от бобров, относящихся к отряду грызунов и семейству бобровых [11, с. 348, 175]. Не совсем понятно, по какой причине осуществление незаконной добычи каланов влечет ответственность по рассматриваемой статье УК РФ, а не по статье, предусматривающей наказание за незаконную охоту (ст. 258 УК РФ). Согласно пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) (СЗ РФ. 2009. N 30 Ст. 3735) выдры относятся к охотничьим ресурсам и, соответственно, не могут являться ВБР. В то же время А.В. Зубкова отмечает, что каланы традиционно отнесены к ВБР и их незаконная добыча образует именно состав ст. 256 УК РФ [13, с. 26]. Тенденцию отнесения данных животных к ВБР можно проследить в законодательстве советского времени. Как указывает О.В. Устьянцева, характеризуя правовые акты советского периода, можно отметить, что в них было легально закреплено понятие "морское млекопитающее", к которому в том числе относились и каланы [14, с. 520]. В качестве примера таких актов можно привести Временные правила охраны и промысла морских зверей (утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 10 сентября 1969 N 315) Правила охраны и промысла морских млекопитающих (утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 11 июля 1975 г. N 300). При этом на настоящий момент ни в одном нормативном правовом акте нет указания на то, что данные животные входят в число ВБР. В связи с этим для устранения подобных пробелов представляется целесообразным утверждение на законодательном уровне перечня млекопитающих, относящихся в соответствии с российским законодательством к ВБР. Таким образом, на наш взгляд, ч. 2 ст. 256 УК РФ требует изменений в части уточнения предмета преступления, предусмотренного данной нормой права. Предлагается следующая формулировка: "Незаконная добыча морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах", со сноской на перечень млекопитающих, относящихся к ВБР, включающий морских млекопитающих.
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Статья 256 УК РФ состоит из трех частей, при этом часть третья предусматривает особо квалифицированный состав данного преступления [8, с. 345]. на наш взгляд, целесообразность выделения квалифицирующего признака в рамках ч. 2 ст. 256 УК РФ вызывает сомнения, поскольку она предусматривает ответственность за "незаконную добычу котиков, морских бобров и других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах" и содержит идентичную санкцию с ч. 1 ст. 256 УК РФ. При рассмотрении данной нормы права возникают вопросы, касающиеся корректности используемых формулировок в отношении указанных видов ВБР, в частности "котики", "морские бобры", а также неясно, что понимается под другими морскими млекопитающими. Вероятно, в первом понятии законодатель имеет в виду морских котиков, слово "морских" пропущено в рассматриваемой норме, в связи с чем у правоприменителя могут возникнуть проблемы при квалификации преступных посягательств. При этом не совсем понятно, по какой причине именно данные роды и виды морских млекопитающих (поскольку в семействе ушастых тюленей выделяется 2 рода морских котиков, которые, в свою очередь, подразделяются на несколько видов) [11, с. 375] особенно выделены законодателем. Под морскими бобрами в данном случае, вероятно, понимается такое животное, как калан, занесенное в Красную книгу РФ [12, с. 983], которое в обиходе также называют камчатским бобром и морской выдрой. Однако с точки зрения биологии каланы относятся к отряду хищных, семейству куньих и подсемейству выдр, в отличие от бобров, относящихся к отряду грызунов и семейству бобровых [11, с. 348, 175]. Не совсем понятно, по какой причине осуществление незаконной добычи каланов влечет ответственность по рассматриваемой статье УК РФ, а не по статье, предусматривающей наказание за незаконную охоту (ст. 258 УК РФ). Согласно пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) (СЗ РФ. 2009. N 30 Ст. 3735) выдры относятся к охотничьим ресурсам и, соответственно, не могут являться ВБР. В то же время А.В. Зубкова отмечает, что каланы традиционно отнесены к ВБР и их незаконная добыча образует именно состав ст. 256 УК РФ [13, с. 26]. Тенденцию отнесения данных животных к ВБР можно проследить в законодательстве советского времени. Как указывает О.В. Устьянцева, характеризуя правовые акты советского периода, можно отметить, что в них было легально закреплено понятие "морское млекопитающее", к которому в том числе относились и каланы [14, с. 520]. В качестве примера таких актов можно привести Временные правила охраны и промысла морских зверей (утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 10 сентября 1969 N 315) Правила охраны и промысла морских млекопитающих (утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 11 июля 1975 г. N 300). При этом на настоящий момент ни в одном нормативном правовом акте нет указания на то, что данные животные входят в число ВБР. В связи с этим для устранения подобных пробелов представляется целесообразным утверждение на законодательном уровне перечня млекопитающих, относящихся в соответствии с российским законодательством к ВБР. Таким образом, на наш взгляд, ч. 2 ст. 256 УК РФ требует изменений в части уточнения предмета преступления, предусмотренного данной нормой права. Предлагается следующая формулировка: "Незаконная добыча морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах", со сноской на перечень млекопитающих, относящихся к ВБР, включающий морских млекопитающих.
Статья: Промысел морских живых ресурсов в арктических государствах: правовые проблемы
(Авхадеев В.Р.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 5)В Российской Федерации до недавнего времени действовали Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 июня 1986 г. N 349. В настоящее время они отменены <34>.
(Авхадеев В.Р.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 5)В Российской Федерации до недавнего времени действовали Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 июня 1986 г. N 349. В настоящее время они отменены <34>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 13.06.2020 N 857
(ред. от 11.07.2020)
"О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации"180. Приказ Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 июня 1986 г. N 349 "Об утверждении Правил охраны и промысла морских млекопитающих".
(ред. от 11.07.2020)
"О признании не действующими на территории Российской Федерации актов и отдельных положений актов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР, а также об отмене акта федерального органа исполнительной власти Российской Федерации"180. Приказ Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 июня 1986 г. N 349 "Об утверждении Правил охраны и промысла морских млекопитающих".
"Международное экологическое право: Учебник"
(отв. ред. Р.М. Валеев)
("Статут", 2012)Российское законодательство разрешает промысел моржей в Баренцевом и Карском морях только для нужд местных национальных колхозов. Правилами охраны и промысла морских млекопитающих запрещается добыча морского зайца в Белом, Баренцевом и Карском морях, за исключением промысла для нужд местного населения.
(отв. ред. Р.М. Валеев)
("Статут", 2012)Российское законодательство разрешает промысел моржей в Баренцевом и Карском морях только для нужд местных национальных колхозов. Правилами охраны и промысла морских млекопитающих запрещается добыча морского зайца в Белом, Баренцевом и Карском морях, за исключением промысла для нужд местного населения.
"Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением прочих налогов (за 2-е полугодие 2007 г.)"
("Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)В силу пункта 13.8 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденных Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30.06.1986 N 349, допускается вылов нерпы в Белом море сетями (юндами) с 1 сентября по 1 апреля, а с применением огнестрельного оружия - с 1 ноября по 1 апреля; в Баренцевом, Карском морях и море Лаптевых сетями (юндами) - с 1 сентября по 1 апреля, а с применением огнестрельного оружия - с 1 октября по 15 апреля. При промысле сетями разрешается в порядке исключения прилов морского зайца.
("Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008)В силу пункта 13.8 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденных Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30.06.1986 N 349, допускается вылов нерпы в Белом море сетями (юндами) с 1 сентября по 1 апреля, а с применением огнестрельного оружия - с 1 ноября по 1 апреля; в Баренцевом, Карском морях и море Лаптевых сетями (юндами) - с 1 сентября по 1 апреля, а с применением огнестрельного оружия - с 1 октября по 15 апреля. При промысле сетями разрешается в порядке исключения прилов морского зайца.
"Комментарий к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(постатейный)
(под ред. М.В. Пономарева)
("Юстицинформ", 2005)Названные Правила введены для промысла и являются действующими (последние изменения внесены в них Приказом Госкомрыболовства России от 12 февраля 2001 г. N 41), что не противоречит ст. 42 Федерального закона "О животном мире", допускающей регулирование отношений в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При таких обстоятельствах следует признать, что законных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось.
(постатейный)
(под ред. М.В. Пономарева)
("Юстицинформ", 2005)Названные Правила введены для промысла и являются действующими (последние изменения внесены в них Приказом Госкомрыболовства России от 12 февраля 2001 г. N 41), что не противоречит ст. 42 Федерального закона "О животном мире", допускающей регулирование отношений в области рыболовства и охраны водных беспозвоночных, рыб и морских млекопитающих соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При таких обстоятельствах следует признать, что законных оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось.
"Комментарий к Федеральному закону "О животном мире"
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Юстицинформ", 2002)Регулирование использования водных биологических ресурсов осуществляется многочисленными актами, в том числе принятыми органами бывшего СССР. К примеру, Правила промысла морских котиков в СССР и мероприятия по охране запасов морских котиков и морских бобров утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 6 января 1958 г. N 12 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 5 января 1982 г. N 3), Правила охраны и промысла морских млекопитающих утверждены Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349 (Сборник нормативных актов по рыбному хозяйству. Л., 1988. Т. 6. С. 297 - 308), Правила промысла морских растений и водных беспозвоночных в водоемах СССР утверждены Приказом Минрыбхоза СССР от 17 января 1966 г. N 17 и т.д.
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Юстицинформ", 2002)Регулирование использования водных биологических ресурсов осуществляется многочисленными актами, в том числе принятыми органами бывшего СССР. К примеру, Правила промысла морских котиков в СССР и мероприятия по охране запасов морских котиков и морских бобров утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 6 января 1958 г. N 12 (в редакции Постановления Совета Министров СССР от 5 января 1982 г. N 3), Правила охраны и промысла морских млекопитающих утверждены Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349 (Сборник нормативных актов по рыбному хозяйству. Л., 1988. Т. 6. С. 297 - 308), Правила промысла морских растений и водных беспозвоночных в водоемах СССР утверждены Приказом Минрыбхоза СССР от 17 января 1966 г. N 17 и т.д.
"Постатейный комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях"
(Агапов А.Б.)
("Статут", 2001)6. В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" нарушение правил китобойного промысла влечет за собой меры административной, гражданско - правовой и уголовной ответственности. Однако общественно опасные последствия данного противоправного деяния фактически исключают применение к нарушителям мер административной ответственности: согласно ч. 2 ст. 256 УК незаконная добыча морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах квалифицируется как преступление.
(Агапов А.Б.)
("Статут", 2001)6. В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" нарушение правил китобойного промысла влечет за собой меры административной, гражданско - правовой и уголовной ответственности. Однако общественно опасные последствия данного противоправного деяния фактически исключают применение к нарушителям мер административной ответственности: согласно ч. 2 ст. 256 УК незаконная добыча морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах квалифицируется как преступление.
"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т."
(постатейный)
(том 2)
(2-е издание)
(под ред. А.В. Бриллиантова)
("Проспект", 2015)Конвенция о биологическом разнообразии <1>; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <3>; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <4>; Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 (в ред. от 14 декабря 2004 г.) <5>. К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г. N 3799-1 "О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана" <6>; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях запрещенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" <7>; Приказ Федерального агентства по рыболовству РФ (Росрыболовство) от 1 сентября 2008 г. N 131 "Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" <8>, нормативные акты субъектов Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и др.
(постатейный)
(том 2)
(2-е издание)
(под ред. А.В. Бриллиантова)
("Проспект", 2015)Конвенция о биологическом разнообразии <1>; Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <2> (с послед. изм.), от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <3>; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" <4>; Правила охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Минрыбхоза СССР от 30 июня 1986 г. N 349; Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 (в ред. от 14 декабря 2004 г.) <5>. К таким нормативным актам также относятся: Постановление Верховного Совета РФ от 4 ноября 1992 г. N 3799-1 "О ратификации Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана" <6>; Постановление Правительства РФ от 18 июня 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях запрещенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира" <7>; Приказ Федерального агентства по рыболовству РФ (Росрыболовство) от 1 сентября 2008 г. N 131 "Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" <8>, нормативные акты субъектов Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и др.
Статья: Уголовно-правовая охрана водных биоресурсов
(Ильина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 9)В ст. 22 Федерального закона "О животном мире" определяется правовой статус защитных участков территорий и акваторий, не входящих в состав особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков и проч.), но необходимых для осуществления жизненного цикла, например, редких и исчезающих видов. К просчету законодателя можно отнести отсутствие в пункте "в" указания и на другие элементы места среды обитания, в первую очередь на места размножения и выращивания молодняка морских животных. Известны факты незаконной добычи детенышей тюленей, котиков и других морских животных именно в таких местах, что наносит не только чисто экологический ущерб, но и социопсихологические травмы как сталкивающимся с подобными фактами людям, так и животным. Тем более что примеры эффективного правового регулирования охраны морских млекопитающих (китов) в практике отечественного правотворчества имеются. Существуют особые правила отлова и транспортировки китообразных для научно-исследовательских, культурно-просветительских и иных непромысловых целей (промысел как таковой вообще давно запрещен и может осуществляться только в исключительных ситуациях в особом порядке с уведомлением Международной китобойной комиссии и Правительства США).
(Ильина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2013, N 9)В ст. 22 Федерального закона "О животном мире" определяется правовой статус защитных участков территорий и акваторий, не входящих в состав особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков и проч.), но необходимых для осуществления жизненного цикла, например, редких и исчезающих видов. К просчету законодателя можно отнести отсутствие в пункте "в" указания и на другие элементы места среды обитания, в первую очередь на места размножения и выращивания молодняка морских животных. Известны факты незаконной добычи детенышей тюленей, котиков и других морских животных именно в таких местах, что наносит не только чисто экологический ущерб, но и социопсихологические травмы как сталкивающимся с подобными фактами людям, так и животным. Тем более что примеры эффективного правового регулирования охраны морских млекопитающих (китов) в практике отечественного правотворчества имеются. Существуют особые правила отлова и транспортировки китообразных для научно-исследовательских, культурно-просветительских и иных непромысловых целей (промысел как таковой вообще давно запрещен и может осуществляться только в исключительных ситуациях в особом порядке с уведомлением Международной китобойной комиссии и Правительства США).
Статья: Влияние международного права на формирование российского законодательства в сфере использования водных ресурсов
(Вареца В.П.)
("Общество и право", 2009, N 4)В 1957 г. Правительствами СССР и Норвегии было заключено Соглашение о мерах по регулированию промысла тюленей и по охране запасов тюленей в северо-восточной части Атлантического океана. Объектом охраны в соответствии с этим документом стали гренландский тюлень и тюлень-хохлач. Ежегодно принимались правила регулирования промысла, в которых предусматривались районы и сроки добычи тюленей в акваториях, на которые распространялось Соглашение. Кроме того, запрещалось ведение промысла с применением ядовитых средств, а также не допускалось использование таких способов и методов добычи или попытки к добыче морских млекопитающих, которые приводили бы к значительным потерям раненого зверя. Этим же Соглашением повсеместно был запрещен коммерческий промысел моржа в течение всего года и регламентировался порядок добычи морского зайца, лов которого был запрещен в Белом, Баренцевом и Карском морях.
(Вареца В.П.)
("Общество и право", 2009, N 4)В 1957 г. Правительствами СССР и Норвегии было заключено Соглашение о мерах по регулированию промысла тюленей и по охране запасов тюленей в северо-восточной части Атлантического океана. Объектом охраны в соответствии с этим документом стали гренландский тюлень и тюлень-хохлач. Ежегодно принимались правила регулирования промысла, в которых предусматривались районы и сроки добычи тюленей в акваториях, на которые распространялось Соглашение. Кроме того, запрещалось ведение промысла с применением ядовитых средств, а также не допускалось использование таких способов и методов добычи или попытки к добыче морских млекопитающих, которые приводили бы к значительным потерям раненого зверя. Этим же Соглашением повсеместно был запрещен коммерческий промысел моржа в течение всего года и регламентировался порядок добычи морского зайца, лов которого был запрещен в Белом, Баренцевом и Карском морях.