Практика и практическая подготовка
Подборка наиболее важных документов по запросу Практика и практическая подготовка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Глава 10 Закона о занятости посвящена вопросам взаимодействия государственной службы занятости с органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В статьях названной главы закреплены основные направления взаимодействия; организация профессиональной ориентации; организация практики и практической подготовки обучающихся; организация ярмарок вакансий для обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; получение дополнительного профессионального образования; мониторинг трудоустройства выпускников.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Глава 10 Закона о занятости посвящена вопросам взаимодействия государственной службы занятости с органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность. В статьях названной главы закреплены основные направления взаимодействия; организация профессиональной ориентации; организация практики и практической подготовки обучающихся; организация ярмарок вакансий для обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; получение дополнительного профессионального образования; мониторинг трудоустройства выпускников.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест осуществления образовательной деятельности в строениях, сооружениях при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"4. В соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест осуществления образовательной деятельности в строениях, сооружениях при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного и начального общего образования для обучающихся, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведущим кочевой и (или) полукочевой образ жизни, в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения по каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, также включаются в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности с указанием наименования и места нахождения такого филиала.
Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)9) содействие в организации и проведении работодателями практики и практической подготовки граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
(ред. от 08.08.2024)
"О занятости населения в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)9) содействие в организации и проведении работодателями практики и практической подготовки граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
Статья: Ученический договор с работником-студентом вместо трудового?
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)7. Практическая подготовка при проведении практики организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Статья: Наставничество по новым правилам
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Еще один момент. Студенты-практиканты не подпадают под действие ст. 351.8 ТК РФ, если не являются работниками организации. Когда студент проходит практику <2> по договору о практической подготовке обучающихся, то договор заключается между образовательной организацией и профильной организацией. Трудовых отношений с практикантом не возникает. В профильной организации за практикантами "присматривает" руководитель по практической подготовке. Наставничество же возможно только между работниками.
(Зимина С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 1)Еще один момент. Студенты-практиканты не подпадают под действие ст. 351.8 ТК РФ, если не являются работниками организации. Когда студент проходит практику <2> по договору о практической подготовке обучающихся, то договор заключается между образовательной организацией и профильной организацией. Трудовых отношений с практикантом не возникает. В профильной организации за практикантами "присматривает" руководитель по практической подготовке. Наставничество же возможно только между работниками.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Для преодоления таких проблем, как отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда, несоответствие количества молодых соискателей количеству вакансий на первое рабочее место, представляется необходимым осуществление более четкого планирования, позволяющего обеспечить структуру и объем подготовки кадров по профессиям, специальностям, направлениям, соответствующим потребностям рынка труда. В связи с этим Федеральным законом о занятости предусмотрено обеспечение взаимодействия государственной службы занятости с государственными и муниципальными органами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность: для организации профессиональной ориентации граждан, установления и распределения контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований с учетом потребностей работодателей в кадрах, имеющих среднее профессиональное или высшее образование; содействия трудоустройству обучающихся граждан в свободное от учебы время; организации практики и практической подготовки обучающихся; организации трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам (ст. 57).
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Для преодоления таких проблем, как отсутствие баланса между спросом и предложением в молодежном сегменте рынка труда, несоответствие количества молодых соискателей количеству вакансий на первое рабочее место, представляется необходимым осуществление более четкого планирования, позволяющего обеспечить структуру и объем подготовки кадров по профессиям, специальностям, направлениям, соответствующим потребностям рынка труда. В связи с этим Федеральным законом о занятости предусмотрено обеспечение взаимодействия государственной службы занятости с государственными и муниципальными органами и организациями, осуществляющими образовательную деятельность: для организации профессиональной ориентации граждан, установления и распределения контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям, направлениям подготовки и научным специальностям за счет бюджетных ассигнований с учетом потребностей работодателей в кадрах, имеющих среднее профессиональное или высшее образование; содействия трудоустройству обучающихся граждан в свободное от учебы время; организации практики и практической подготовки обучающихся; организации трудоустройства выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам (ст. 57).
Типовая ситуация: Производственная практика: понятие и оформление
(Издательство "Главная книга", 2025)Организация, в которой проходит производственная практика, должна заключить договор о практической подготовке с учебным заведением. Примерную форму договора утвердили Минобрнауки и Минпросвещения.
(Издательство "Главная книга", 2025)Организация, в которой проходит производственная практика, должна заключить договор о практической подготовке с учебным заведением. Примерную форму договора утвердили Минобрнауки и Минпросвещения.
Статья: Отдельные вопросы совершенствования системы высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний
(Моторова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)<11> См.: Письмо Минобрнауки России от 16 ноября 2022 г. N МН-5/35513 "О направлении разъяснений" (вместе с Ответами на вопросы образовательных организаций высшего образования, поступившие в рамках вебинара на тему "Расширение образовательными организациями высшего образования практики реализации образовательных программ в сетевой форме. Практическая подготовка - практика реализации", Вопросами образовательных организаций высшего образования к вебинару на тему "Модели реализации образовательных программ высшего образования: присвоение выпускнику нескольких квалификаций, построение траектории обучения в соответствии с потребностями рынка труда") // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
(Моторова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)<11> См.: Письмо Минобрнауки России от 16 ноября 2022 г. N МН-5/35513 "О направлении разъяснений" (вместе с Ответами на вопросы образовательных организаций высшего образования, поступившие в рамках вебинара на тему "Расширение образовательными организациями высшего образования практики реализации образовательных программ в сетевой форме. Практическая подготовка - практика реализации", Вопросами образовательных организаций высшего образования к вебинару на тему "Модели реализации образовательных программ высшего образования: присвоение выпускнику нескольких квалификаций, построение траектории обучения в соответствии с потребностями рынка труда") // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Проблемы правового регулирования практической подготовки обучающихся в образовательных организациях высшего образования
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)В настоящий период практика регулирования отношений по обеспечению практической подготовки в образовательных организациях не в полной мере соответствует требованиям действующего федерального образовательного законодательства, интересам работодателей и реалиям современной экономики. Реализация практической подготовки обучающихся не имеет необходимых институциональных механизмов, а образовательные организации в рамках обеспечения образовательного процесса сталкиваются с административными барьерами, снижающими уровень качества образования в целом. В качестве варианта решения институциональных, нормативно-технических проблем и совершенствования правового регулирования в этой части предлагается закрепить в действующем образовательном законодательстве право образовательных организаций на создание кафедр и иных структурных подразделений, в том числе филиалов (базовых подразделений), обеспечивающих практическую подготовку, на базе иных организаций, без проведения процедуры лицензирования их деятельности, на основании соглашений сторон. При определении конкретного перечня сфер профессиональной деятельности, в которых требуется практическая подготовка, необходимо ориентироваться на укрупненные группы направлений (специальностей).
(Кирилловых А.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 2)В настоящий период практика регулирования отношений по обеспечению практической подготовки в образовательных организациях не в полной мере соответствует требованиям действующего федерального образовательного законодательства, интересам работодателей и реалиям современной экономики. Реализация практической подготовки обучающихся не имеет необходимых институциональных механизмов, а образовательные организации в рамках обеспечения образовательного процесса сталкиваются с административными барьерами, снижающими уровень качества образования в целом. В качестве варианта решения институциональных, нормативно-технических проблем и совершенствования правового регулирования в этой части предлагается закрепить в действующем образовательном законодательстве право образовательных организаций на создание кафедр и иных структурных подразделений, в том числе филиалов (базовых подразделений), обеспечивающих практическую подготовку, на базе иных организаций, без проведения процедуры лицензирования их деятельности, на основании соглашений сторон. При определении конкретного перечня сфер профессиональной деятельности, в которых требуется практическая подготовка, необходимо ориентироваться на укрупненные группы направлений (специальностей).
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Между тем думается, что практическая подготовка не включает в себя исключительно практику как часть образовательной программы. В этом случае, используется законодательное понятие практической подготовки (п. 24 ст. 2 Закона об образовании), так как специальная норма ведомственного Порядка организации и проведения практической подготовки содержала бы четкую привязку практической подготовки к практике и не более того. Как указывалось ранее, такой однозначной зависимости нет.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Между тем думается, что практическая подготовка не включает в себя исключительно практику как часть образовательной программы. В этом случае, используется законодательное понятие практической подготовки (п. 24 ст. 2 Закона об образовании), так как специальная норма ведомственного Порядка организации и проведения практической подготовки содержала бы четкую привязку практической подготовки к практике и не более того. Как указывалось ранее, такой однозначной зависимости нет.