Пожарная безопасность земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Пожарная безопасность земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Организация (ИП, Гражданин, Должностное лицо, орган власти) обжалует привлечение к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах
(КонсультантПлюс, 2025)администрация района (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) не очистила от сухой травянистой растительности и/или не отделила противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером часть земельного участка, прилегающего к лесу в границах района
(КонсультантПлюс, 2025)администрация района (глава крестьянского (фермерского) хозяйства) не очистила от сухой травянистой растительности и/или не отделила противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарным барьером часть земельного участка, прилегающего к лесу в границах района
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ"Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 222, 218, 209, 9, 263, 304, 12, 214, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 60, 62, 16 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 25, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10\22 от 29 апреля 32010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", заключением N от 26.09.2022 г., проведенной по делу экспертом ФБУ "Воронежский региональный центр судебной экспертизы министерства юстиции РФ" судебной экспертизы, согласно которой определить соответствие гаража требованиям градостроительных норм, установленных нормативными документами, приведенным в заключении в п. 1 стр. 19, не представляется возможным, в связи с отсутствием на местности границ земельного участка, не соответствует противопожарным нормам и правилам, не соответствует строительным нормам и правилам в части водоотводных и снегозадерживающих устройств, установив, что гараж построен истцом на земельном участке, не принадлежащим истцу на каком-либо вещном праве, который не был предоставлен уполномоченным лицом Я. в установленном законом порядке под строительство гаража, суд признал гараж самовольной постройкой, отказав истцу в удовлетворении заявленных исковых требований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим земельных участков, включенных в границу населенного пункта из состава земель сельскохозяйственного назначения
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Правообладатели земельных участков должны быть освобождены от обязанности повышать плодородие сельскохозяйственных угодий. При этом следует сохранить обязанность не допускать зарастание земельных участков древесно-кустарниковой растительностью в том числе в целях обеспечения противопожарной безопасности. Допустимость изъятия земельных участков у собственников должна быть ограничена случаями возведения самовольных построек, организацией несанкционированных мест размещения отходов, нарушения правил противопожарной безопасности. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования должно осуществляться на срок не более трех лет с включением в договор аренды условия о расторжении такого договора при изменении градостроительного регламента территориальной зоны.
(Нарышева Н.Г.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 8)Правообладатели земельных участков должны быть освобождены от обязанности повышать плодородие сельскохозяйственных угодий. При этом следует сохранить обязанность не допускать зарастание земельных участков древесно-кустарниковой растительностью в том числе в целях обеспечения противопожарной безопасности. Допустимость изъятия земельных участков у собственников должна быть ограничена случаями возведения самовольных построек, организацией несанкционированных мест размещения отходов, нарушения правил противопожарной безопасности. Предоставление земельных участков в аренду для сельскохозяйственного использования должно осуществляться на срок не более трех лет с включением в договор аренды условия о расторжении такого договора при изменении градостроительного регламента территориальной зоны.
Статья: Перспективы применения Постановления Конституционного Суда от 30 мая 2023 г. N 27-П к вопросам пожарной безопасности: проблема содержания муниципальными образованиями земель, государственная собственность на которые не разграничена
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Соответственно, в указанном случае проблема вновь связана с правоприменительным толкованием именно положений ст. 3.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ (которая признана неконституционной в комментируемом Постановлении N 27-П), которые в одних случаях толкуются таким образом, что "правообладателями" (в контексте вопросов обеспечения пожарной безопасности) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются сельские поселения, а в иных случаях - муниципальные районы.
(Пенизев М.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 12)Соответственно, в указанном случае проблема вновь связана с правоприменительным толкованием именно положений ст. 3.3 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ (которая признана неконституционной в комментируемом Постановлении N 27-П), которые в одних случаях толкуются таким образом, что "правообладателями" (в контексте вопросов обеспечения пожарной безопасности) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, являются сельские поселения, а в иных случаях - муниципальные районы.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -
(ред. от 04.11.2025)2. Выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, -
"Методические рекомендации по выявлению, пресечению, документированию административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.32 и 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и профилактике правонарушений в области пожарной безопасности среди правообладателей земельных участков, граничащих с лесом"
(утв. МЧС России)IV. Меры профилактики пожаров, возникающих
(утв. МЧС России)IV. Меры профилактики пожаров, возникающих
Ситуация: Каковы правила пожарной безопасности при сжигании мусора на участке?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нарушение требований пожарной безопасности при сжигании мусора на земельном участке, если это не повлекло возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение вреда здоровью человека или его смерть, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нарушение требований пожарной безопасности при сжигании мусора на земельном участке, если это не повлекло возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение вреда здоровью человека или его смерть, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ).
Статья: Пожарная безопасность при установке мангала
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 м, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 м (п. 5 Порядка).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При использовании открытого огня и разведении костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 м, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 м (п. 5 Порядка).
Статья: Открытый огонь: понятие, порядок использования, требования пожарной безопасности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху. При использовании открытого огня для приготовления пищи в специальных емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 м, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 м. В случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня допускается увеличивать диаметр очага горения до 3 м. При этом минимально допустимый радиус зоны очистки территории вокруг очага горения от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов в зависимости от высоты точки их размещения в месте использования открытого огня над уровнем земли следует определять согласно Приложению к Порядку использования открытого огня и разведения костров (п. п. 4 - 6 Порядка использования открытого огня и разведения костров). При увеличении диаметра зоны очага горения должны быть выполнены требования п. 2 Порядка использования открытого огня и разведения костров. При этом на каждый очаг использования открытого огня должно быть задействовано не менее 2 человек, обеспеченных первичными средствами пожаротушения и прошедших обучение мерам пожарной безопасности (п. 7 Порядка использования открытого огня и разведения костров).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях своевременной локализации процесса горения емкость, предназначенная для сжигания мусора, должна использоваться с металлическим листом, размер которого должен позволять полностью закрыть указанную емкость сверху. При использовании открытого огня для приготовления пищи в специальных емкостях (например, мангалах, жаровнях) на земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных земельных участках противопожарное расстояние от очага горения до зданий, сооружений и иных построек допускается уменьшать до 5 м, а зону очистки вокруг емкости от горючих материалов - до 2 м. В случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня допускается увеличивать диаметр очага горения до 3 м. При этом минимально допустимый радиус зоны очистки территории вокруг очага горения от сухостойных деревьев, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов в зависимости от высоты точки их размещения в месте использования открытого огня над уровнем земли следует определять согласно Приложению к Порядку использования открытого огня и разведения костров (п. п. 4 - 6 Порядка использования открытого огня и разведения костров). При увеличении диаметра зоны очага горения должны быть выполнены требования п. 2 Порядка использования открытого огня и разведения костров. При этом на каждый очаг использования открытого огня должно быть задействовано не менее 2 человек, обеспеченных первичными средствами пожаротушения и прошедших обучение мерам пожарной безопасности (п. 7 Порядка использования открытого огня и разведения костров).
Статья: Позиции Верховного Суда о самовольных постройках
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Кроме того, при возведении базы отдыха ответчик допустил иные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, в частности превышение допустимой площади застройки земельного участка, нарушение минимального отступа зданий, строений и сооружений от красной линии и от границ соседних земельных участков, нарушение действующих строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм, отсутствие проектной документации на застройку земельного участка.
(Соловьева А.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Кроме того, при возведении базы отдыха ответчик допустил иные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, в частности превышение допустимой площади застройки земельного участка, нарушение минимального отступа зданий, строений и сооружений от красной линии и от границ соседних земельных участков, нарушение действующих строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм, отсутствие проектной документации на застройку земельного участка.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, при этом истец принимал меры, направленные на легализацию спорного объекта: в материалы дела представлено решение администрации городского округа об отказе в выдаче разрешения на строительство. По заключению строительно-технической экспертизы жилой дом расположен в кадастровых границах земельного участка, соответствует градостроительным, объемно-планировочным, санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, отвечает нормативным требованиям градостроительного плана земельного участка. При возведении соблюдены противопожарные нормы, жилой дом не нарушает права и законные интересы других граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью <150>.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Единственным признаком самовольной постройки является отсутствие разрешения на строительство, при этом истец принимал меры, направленные на легализацию спорного объекта: в материалы дела представлено решение администрации городского округа об отказе в выдаче разрешения на строительство. По заключению строительно-технической экспертизы жилой дом расположен в кадастровых границах земельного участка, соответствует градостроительным, объемно-планировочным, санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, отвечает нормативным требованиям градостроительного плана земельного участка. При возведении соблюдены противопожарные нормы, жилой дом не нарушает права и законные интересы других граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью <150>.