После увольнения с гражданской службы гражданин не вправе
Подборка наиболее важных документов по запросу После увольнения с гражданской службы гражданин не вправе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о системе источников трудового права как отрасли
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В соответствии с Законом о государственной службе "гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего".
(Чиканова Л.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В соответствии с Законом о государственной службе "гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего".
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (см. Указ Президента РФ N 821) дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2) гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (см. Указ Президента РФ N 821) дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"Об альтернативной гражданской службе"3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(ред. от 04.08.2023)
"Об альтернативной гражданской службе"3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2020 N 14-П отмечается, что "заключение государственным органом (его подразделением по вопросам государственной службы и кадров) - вопреки требованию закона - служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию" <13>.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.04.2020 N 14-П отмечается, что "заключение государственным органом (его подразделением по вопросам государственной службы и кадров) - вопреки требованию закона - служебного контракта с гражданином, не представившим сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, исключает применение к этому гражданину после поступления его на государственную гражданскую службу негативных правовых последствий в виде мер юридической ответственности, в том числе такой сопряженной с репутационными издержками меры, как увольнение с указанной службы по порочащему гражданина основанию" <13>.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственные гражданские служащие, уволенные в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанные в установленном порядке безработными, но не трудоустроенные в период после увольнения с гражданской службы, за который им произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения), указанным категориям граждан пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственные гражданские служащие, уволенные в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанные в установленном порядке безработными, но не трудоустроенные в период после увольнения с гражданской службы, за который им произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения), указанным категориям граждан пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия как мера дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2020 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша" // СПС "КонсультантПлюс".
(Мальцев К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2020 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша" // СПС "КонсультантПлюс".
Ситуация: Как встать на воинский учет?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением установленных случаев, например кроме случаев увольнения в отставку;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, за исключением установленных случаев, например кроме случаев увольнения в отставку;
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие последствия привлечения государственных гражданских служащих к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Отмечается, что действующие нормы государственно-служебного законодательства не содержат определенных сроков для ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу после увольнения в связи с утратой доверия. Также указывается на то, что исключение гражданина из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не прекращает негативных последствий, выражающихся в невозможности поступления на государственную гражданскую службу, и по сути носит бессрочный характер. В исследовании проведено сравнение ограничивающих поступление лиц на государственную гражданскую службу санкций в рамках дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В качестве выводов исследования сформулированы практические предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства, в частности, уточнение формулировки п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ для установления срока, в течение которого действует ограничение, вызванное увольнением в связи с утратой доверия, при поступлении на государственную гражданскую службу. Также предложен механизм поступления на государственную гражданскую службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, с участием Комиссии по противодействию коррупционных правонарушений.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие последствия привлечения государственных гражданских служащих к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. Отмечается, что действующие нормы государственно-служебного законодательства не содержат определенных сроков для ограничений при поступлении на государственную гражданскую службу после увольнения в связи с утратой доверия. Также указывается на то, что исключение гражданина из реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия, не прекращает негативных последствий, выражающихся в невозможности поступления на государственную гражданскую службу, и по сути носит бессрочный характер. В исследовании проведено сравнение ограничивающих поступление лиц на государственную гражданскую службу санкций в рамках дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. В качестве выводов исследования сформулированы практические предложения по совершенствованию государственно-служебного законодательства, в частности, уточнение формулировки п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ для установления срока, в течение которого действует ограничение, вызванное увольнением в связи с утратой доверия, при поступлении на государственную гражданскую службу. Также предложен механизм поступления на государственную гражданскую службу лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия, с участием Комиссии по противодействию коррупционных правонарушений.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Причины подачи исковых заявлений гражданами, утратившими
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Причины подачи исковых заявлений гражданами, утратившими
Статья: Рассматриваются поправки в трудовое законодательство РФ
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Как указано в пояснительной записке, необходимость принятия настоящего законопроекта обусловлена увеличением призывного возраста, а также опасениями граждан, что после увольнения с военной службы по призыву или заменяющей ее альтернативной гражданской службы они могут столкнуться с трудностями при трудоустройстве.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 3)Как указано в пояснительной записке, необходимость принятия настоящего законопроекта обусловлена увеличением призывного возраста, а также опасениями граждан, что после увольнения с военной службы по призыву или заменяющей ее альтернативной гражданской службы они могут столкнуться с трудностями при трудоустройстве.