Порядок проверки сведений о доходах муниципальных служащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проверки сведений о доходах муниципальных служащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проверки достоверности и полноты сведений о доходах
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)С обязанностью представлять сведения о доходах на государственной и муниципальной службе корреспондирует обязанность уполномоченных лиц проверять такие сведения в определенных случаях. В целях обеспечения соблюдения законодательства, регулирующего данные отношения, предлагаем детально рассмотреть порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими и муниципальными служащими.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)С обязанностью представлять сведения о доходах на государственной и муниципальной службе корреспондирует обязанность уполномоченных лиц проверять такие сведения в определенных случаях. В целях обеспечения соблюдения законодательства, регулирующего данные отношения, предлагаем детально рассмотреть порядок проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных государственными гражданскими и муниципальными служащими.
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Примером централизации регулирования является формирование на региональном уровне единых правил применения антикоррупционных стандартов в отношении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Например, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных ограничений осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами субъекта РФ (ч. 6 ст. 15 Закона N 25-ФЗ). До принятия указанной нормы (вступила в силу 03.12.2011) каждое муниципальное образование самостоятельно утверждало данный порядок, руководствуясь Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, которым им рекомендовано руководствоваться. Вместе с тем значительное число муниципальных образований не признали такие акты утратившими силу, и они по-прежнему продолжают действовать (например, городские округа Улан-Удэ Республики Бурятия, Хабаровск Хабаровского края, Ставрополь Ставропольского края, Химки и Мытищи Московской области и т.д.).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Примером централизации регулирования является формирование на региональном уровне единых правил применения антикоррупционных стандартов в отношении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности. Например, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, соблюдения муниципальными служащими антикоррупционных ограничений осуществляется в порядке, определяемом нормативными актами субъекта РФ (ч. 6 ст. 15 Закона N 25-ФЗ). До принятия указанной нормы (вступила в силу 03.12.2011) каждое муниципальное образование самостоятельно утверждало данный порядок, руководствуясь Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065, которым им рекомендовано руководствоваться. Вместе с тем значительное число муниципальных образований не признали такие акты утратившими силу, и они по-прежнему продолжают действовать (например, городские округа Улан-Удэ Республики Бурятия, Хабаровск Хабаровского края, Ставрополь Ставропольского края, Химки и Мытищи Московской области и т.д.).
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"6. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
Статья: Направления совершенствования муниципальной службы в связи с провозглашением принципа единства системы публичной власти
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
(Аленина И.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Действующая система источников, определяющих правовое положение муниципальных служащих, отличается многоуровневостью и включает в себя, наряду с правовыми актами федеральных органов власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также муниципальные правовые акты. Федеральный закон N 25-ФЗ относит к компетенции субъектов Российской Федерации: урегулирование вопросов формирования реестра должностей муниципальной службы; определение соотношения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; установление классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, дополнительных отпусков, структуры денежного содержания, порядка исчисления стажа муниципальной службы, порядка проверки сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, порядка создания комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, применения дисциплинарных взысканий за правонарушения коррупционной направленности; утверждение типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, а также типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих.
Статья: Увольнение в связи с утратой доверия на государственной и муниципальной службе
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Правовые основания увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Основаниями увольнения лиц с муниципальной службы в связи с утратой доверия являются следующие правовые акты, которые указаны в графе "Основание": Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации (N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", N 25-ФЗ "О муниципальной службе", N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"); законы субъектов Российской Федерации (Закон Республики Коми N 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми", Закон Тульской области N 36-ЗТО "О порядке представления гражданам, претендующим на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений, Закон Мурманской области N 898-01-ЗМО "О противодействии коррупции в Мурманской области" и др.); прочие (Устав муниципального образования "Тайгинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса").
(Селивановская И.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 4)Правовые основания увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия. Основаниями увольнения лиц с муниципальной службы в связи с утратой доверия являются следующие правовые акты, которые указаны в графе "Основание": Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральные законы Российской Федерации (N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", N 25-ФЗ "О муниципальной службе", N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"); законы субъектов Российской Федерации (Закон Республики Коми N 82-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Коми", Закон Тульской области N 36-ЗТО "О порядке представления гражданам, претендующим на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядке проверки достоверности и полноты указанных сведений, Закон Мурманской области N 898-01-ЗМО "О противодействии коррупции в Мурманской области" и др.); прочие (Устав муниципального образования "Тайгинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса").
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)порядок размещения сведений о доходах на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления <12>;
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)порядок размещения сведений о доходах на официальных сайтах органов государственной власти и местного самоуправления <12>;
Статья: Обращение в доход государства денежных средств публичных должностных лиц в порядке антикоррупционного контроля: новелла российского законодательства
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Российской конституционно-правовой литературе все еще несколько непривычно обращаться к антикоррупционной проблематике. Поэтому для большей ясности последующего рассмотрения укажем в порядке информации, что общий контекст антикоррупционного контроля доходов и расходов публичных должностных лиц в российском законодательстве можно представить в виде последовательности трех основных этапов, за которые отвечают три разных субъекта данных правоотношений: 1) собственно декларирование доходов (а также декларирование крупных расходов, при их наличии), которое осуществляется публичными должностными лицами (как государственными служащими, так и лицами, замещающими государственные и муниципальные должности); 2) осуществляемый при наличии определенных оснований контроль достоверности и полноты задекларированных сведений, который осуществляется комиссиями по урегулированию конфликта интересов <12>, учреждаемыми в органах власти, где работает государственный служащий, либо особой инстанцией, если речь идет о лицах, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности <13>; 3) направление в суд заявления об обращении в гражданско-процессуальном порядке в доход государства активов, законность происхождения которых должностные лица не смогли должным образом обосновать, осуществляемое органами прокуратуры в соответствии со специальным законом.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)Российской конституционно-правовой литературе все еще несколько непривычно обращаться к антикоррупционной проблематике. Поэтому для большей ясности последующего рассмотрения укажем в порядке информации, что общий контекст антикоррупционного контроля доходов и расходов публичных должностных лиц в российском законодательстве можно представить в виде последовательности трех основных этапов, за которые отвечают три разных субъекта данных правоотношений: 1) собственно декларирование доходов (а также декларирование крупных расходов, при их наличии), которое осуществляется публичными должностными лицами (как государственными служащими, так и лицами, замещающими государственные и муниципальные должности); 2) осуществляемый при наличии определенных оснований контроль достоверности и полноты задекларированных сведений, который осуществляется комиссиями по урегулированию конфликта интересов <12>, учреждаемыми в органах власти, где работает государственный служащий, либо особой инстанцией, если речь идет о лицах, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности <13>; 3) направление в суд заявления об обращении в гражданско-процессуальном порядке в доход государства активов, законность происхождения которых должностные лица не смогли должным образом обосновать, осуществляемое органами прокуратуры в соответствии со специальным законом.
Статья: Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов (по материалам Муромской городской прокуратуры)
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Владимирской области от 30 мая 2007 г. N 58-ОЗ "О муниципальной службе во Владимирской области" <16> указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены нормативным правовым актом Владимирской области для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Владимирской области.
(Каткова Л.В., Телешина Н.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 8)Согласно ч. 1 ст. 10 Закона Владимирской области от 30 мая 2007 г. N 58-ОЗ "О муниципальной службе во Владимирской области" <16> указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены нормативным правовым актом Владимирской области для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Владимирской области.