Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2024 N 88а-9647/2024 по делу N 2а-553/2023 (УИД 32RS0012-01-2023-000443-65)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в нерасторжении контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации в связи с достижением им предельного возраста пребывания на замещаемой должности; 2) О возложении обязанности.
Обстоятельства: На дату подачи искового заявления после достижения лицом предельного возраста пребывания на муниципальной службе не достигнуто соглашение о продлении срока полномочий по занимаемой должности и при этом решение о расторжении контракта продолжительное время не принимается.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как установлено судом при рассмотрении дела, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Карачевского района утверждено решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 24 ноября 2021 года N 6-216, на должность главы администрации Карачевского района по контракту, заключаемому по результатам конкурса, Ф. назначен распоряжением главы Карачевского района Брянской области от 14 февраля 2022 года N 3.
Категория: Споры с органами власти.
Требования: 1) О признании незаконным бездействия, выразившегося в нерасторжении контракта о прохождении муниципальной службы с главой администрации в связи с достижением им предельного возраста пребывания на замещаемой должности; 2) О возложении обязанности.
Обстоятельства: На дату подачи искового заявления после достижения лицом предельного возраста пребывания на муниципальной службе не достигнуто соглашение о продлении срока полномочий по занимаемой должности и при этом решение о расторжении контракта продолжительное время не принимается.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как установлено судом при рассмотрении дела, Положение о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Карачевского района утверждено решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 24 ноября 2021 года N 6-216, на должность главы администрации Карачевского района по контракту, заключаемому по результатам конкурса, Ф. назначен распоряжением главы Карачевского района Брянской области от 14 февраля 2022 года N 3.
Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 N 1682-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Обуховой Надежды Викторовны на нарушение ее конституционных прав положениями части 1 статьи 13 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"Как следует из материалов жалобы, заявительница обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.1 и 3.3 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта (утвержден решением Ялтинского городского совета Республики Крым (2 сессии второго созыва) от 3 октября 2019 года "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта"), устанавливающих требования к гражданам, изъявившим желание участвовать в таком конкурсе, и перечень представляемых ими документов. Н.В. Обухова, участвовавшая в конкурсе на замещение должности главы администрации города Ялта и представившая для участия в этом конкурсе, в отличие от иных кандидатов, справку об отсутствии судимости, обосновывала свои требования тем, что указанные пункты противоречат друг другу (пункт 2.1 устанавливает такое требование, как отсутствие у гражданина на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости, а пункт 3.3 не предусматривает представления гражданином справки об отсутствии судимости), а также не соответствуют положениям статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне". Решением суда первой инстанции заявительнице в удовлетворении ее требований было отказано. Кроме того, суд указал на право заявительницы оспорить в судебном порядке принятые в отношении нее правоприменительные решения. Определением суда апелляционной инстанции, сохраняющим законную силу, решение суда первой инстанции было отменено в части отказа Н.В. Обуховой в удовлетворении ее требования о признании недействующим пункта 2.1 и в этой части вынесено новое решение, которым данное требование было удовлетворено.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Обуховой Надежды Викторовны на нарушение ее конституционных прав положениями части 1 статьи 13 и части 3 статьи 16 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"Как следует из материалов жалобы, заявительница обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2.1 и 3.3 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта (утвержден решением Ялтинского городского совета Республики Крым (2 сессии второго созыва) от 3 октября 2019 года "О вопросах проведения конкурса на замещение должности главы администрации города Ялта"), устанавливающих требования к гражданам, изъявившим желание участвовать в таком конкурсе, и перечень представляемых ими документов. Н.В. Обухова, участвовавшая в конкурсе на замещение должности главы администрации города Ялта и представившая для участия в этом конкурсе, в отличие от иных кандидатов, справку об отсутствии судимости, обосновывала свои требования тем, что указанные пункты противоречат друг другу (пункт 2.1 устанавливает такое требование, как отсутствие у гражданина на день проведения конкурса непогашенной или неснятой судимости, а пункт 3.3 не предусматривает представления гражданином справки об отсутствии судимости), а также не соответствуют положениям статьи 65 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-I "О государственной тайне". Решением суда первой инстанции заявительнице в удовлетворении ее требований было отказано. Кроме того, суд указал на право заявительницы оспорить в судебном порядке принятые в отношении нее правоприменительные решения. Определением суда апелляционной инстанции, сохраняющим законную силу, решение суда первой инстанции было отменено в части отказа Н.В. Обуховой в удовлетворении ее требования о признании недействующим пункта 2.1 и в этой части вынесено новое решение, которым данное требование было удовлетворено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип разделения муниципально-властных полномочий - концептуальная основа предупреждения компетенционных конфликтов в муниципалитетах
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2022, N 8)5) в соответствии со ст. 37 структура местной администрации, условия контракта для главы местной администрации (в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения), порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, половина членов конкурсной комиссии утверждаются местным представительным органом;
(Соловьев С.Г.)
("Современное право", 2022, N 8)5) в соответствии со ст. 37 структура местной администрации, условия контракта для главы местной администрации (в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения), порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, половина членов конкурсной комиссии утверждаются местным представительным органом;
Статья: Реформа избирательного законодательства 2016 года: электоральная либерализация или ужесточение?
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 4)Соответствующая норма прямо не сконструирована как запрещающая и на первый взгляд носит управомочивающий характер. Но сильно ли это отличает ее по последствиям, например, от такого правового запрета, который содержится в некоторых положениях о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования <7>, когда на заседании представительного органа муниципального образования во время выступления и ответов кандидата на заданные вопросы присутствие других кандидатов прямо не допускается? Очевидно, что нет. Следуя из принципа публичных отношений - "Запрещено все, что не разрешено законом", цель упорядочения избирательного процесса здесь тоже прослеживается, что значительно упрощает работу избирательных комиссий, но по сути своей ограничивает права конкурентов на гласность всех электоральных процедур.
(Вискулова В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 4)Соответствующая норма прямо не сконструирована как запрещающая и на первый взгляд носит управомочивающий характер. Но сильно ли это отличает ее по последствиям, например, от такого правового запрета, который содержится в некоторых положениях о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования <7>, когда на заседании представительного органа муниципального образования во время выступления и ответов кандидата на заданные вопросы присутствие других кандидатов прямо не допускается? Очевидно, что нет. Следуя из принципа публичных отношений - "Запрещено все, что не разрешено законом", цель упорядочения избирательного процесса здесь тоже прослеживается, что значительно упрощает работу избирательных комиссий, но по сути своей ограничивает права конкурентов на гласность всех электоральных процедур.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"8. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 375-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы главы муниципального образования "Мирный" Архангельской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первым и третьим пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"При этом учет местных интересов обеспечивается путем наделения представительного органа закрытого административно-территориального образования, избираемого непосредственно населением, определенными полномочиями по участию в процедуре назначения главы администрации закрытого административно-территориального образования, к каковым относятся: утверждение условий контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, установление общего числа членов конкурсной комиссии и назначение одной трети членов из ее состава, принятие решения о назначении на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (части 3 - 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзац второй пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании").
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы главы муниципального образования "Мирный" Архангельской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первым и третьим пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"При этом учет местных интересов обеспечивается путем наделения представительного органа закрытого административно-территориального образования, избираемого непосредственно населением, определенными полномочиями по участию в процедуре назначения главы администрации закрытого административно-территориального образования, к каковым относятся: утверждение условий контракта для главы местной администрации в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, установление общего числа членов конкурсной комиссии и назначение одной трети членов из ее состава, принятие решения о назначении на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (части 3 - 6 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абзац второй пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании").
"Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"
(постатейный)
(Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
(постатейный)
(Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)5. В ч. 5 комментируемой статьи закреплено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования (см., например, решение Совета МО городского округа "Вуктыл" от 19 апреля 2016 г. N 29 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского округа "Вуктыл", решение Совета депутатов г. Дубны МО от 7 августа 2014 г. N РС-12(93)-84/35 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации города Дубны Московской области").
(постатейный)
(под ред. Л.П. Жуковской)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)5. В ч. 5 комментируемой статьи закреплено, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования (см., например, решение Совета МО городского округа "Вуктыл" от 19 апреля 2016 г. N 29 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации городского округа "Вуктыл", решение Совета депутатов г. Дубны МО от 7 августа 2014 г. N РС-12(93)-84/35 "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации города Дубны Московской области").
Статья: К вопросу о способах замещения должности главы муниципального образования
(Быкова А.Г.)
("Вестник Омской юридической академии", 2016, N 2)<1> Муниципальным правовым актом может быть предусмотрена разная численность членов комиссии: например, согласно решению Думы городского округа Большой Камень от 29 января 2015 г. N 311 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа Большой Камень" общее число членов устанавливается в количестве 4 человек. URL: http://prosecutor.ru/news/prosecutorpk/2015-03-02-prokuratura-obzhalovala-v.htm. Согласно решению Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 23 июня 2015 г. N 30-153 "Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Хабаровского муниципального района" общее число членов конкурсной комиссии составляет 8 человек. Доступ СПС "КонсультантПлюс".
(Быкова А.Г.)
("Вестник Омской юридической академии", 2016, N 2)<1> Муниципальным правовым актом может быть предусмотрена разная численность членов комиссии: например, согласно решению Думы городского округа Большой Камень от 29 января 2015 г. N 311 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации городского округа Большой Камень" общее число членов устанавливается в количестве 4 человек. URL: http://prosecutor.ru/news/prosecutorpk/2015-03-02-prokuratura-obzhalovala-v.htm. Согласно решению Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 23 июня 2015 г. N 30-153 "Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы Хабаровского муниципального района" общее число членов конкурсной комиссии составляет 8 человек. Доступ СПС "КонсультантПлюс".
"Муниципальное право России: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации в соответствии с действующим законодательством;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Васильев В.И.)
("Юстицинформ", 2012)установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации в соответствии с действующим законодательством;
Статья: Экспертиза проектов актов представительных органов как направление правотворческой деятельности прокуратуры
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2015, N 10)Нередко в правовых актах, особенно муниципального уровня, могут одновременно встречаться и нормативные, и ненормативные положения. Так, во многих решениях представительных органов встречается фраза: "Контроль за выполнением решения возложить на...", указывается конкретный комитет представительного органа и фамилия депутата - председателя этого комитета. Или в актах указываются конкретные организации, учреждения, в отношении которых устанавливаются какие-то особенности, другие данные, не являющиеся нормами права. Например, в решении Совета депутатов Киришского муниципального района Ленинградской области наряду с нормами, определяющими порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Киришского муниципального района Ленинградской области, указывается дата, время и место проведения конкурса <36>. В решении Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан "О внесении изменений в состав депутатской группы "Единая Россия" Совета Нижнекамского муниципального района" дословно установлено следующее: "Рассмотрев заявление депутата Гилазиева Насима Маузетдиновича, Совет Нижнекамского муниципального района решает: избрать депутата Гилазиева Насима Маузетдиновича в состав депутатской группы "Единая Россия" Совета Нижнекамского муниципального района" <37>. Решение подписано главой муниципального района, из чего следует, что данный акт в районе признан нормативным <38>.
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2015, N 10)Нередко в правовых актах, особенно муниципального уровня, могут одновременно встречаться и нормативные, и ненормативные положения. Так, во многих решениях представительных органов встречается фраза: "Контроль за выполнением решения возложить на...", указывается конкретный комитет представительного органа и фамилия депутата - председателя этого комитета. Или в актах указываются конкретные организации, учреждения, в отношении которых устанавливаются какие-то особенности, другие данные, не являющиеся нормами права. Например, в решении Совета депутатов Киришского муниципального района Ленинградской области наряду с нормами, определяющими порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации Киришского муниципального района Ленинградской области, указывается дата, время и место проведения конкурса <36>. В решении Совета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан "О внесении изменений в состав депутатской группы "Единая Россия" Совета Нижнекамского муниципального района" дословно установлено следующее: "Рассмотрев заявление депутата Гилазиева Насима Маузетдиновича, Совет Нижнекамского муниципального района решает: избрать депутата Гилазиева Насима Маузетдиновича в состав депутатской группы "Единая Россия" Совета Нижнекамского муниципального района" <37>. Решение подписано главой муниципального района, из чего следует, что данный акт в районе признан нормативным <38>.
"Муниципальное право России: Учебник"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н.)
(под ред. Н.В. Постового)
("Юриспруденция", 2016)Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н.)
(под ред. Н.В. Постового)
("Юриспруденция", 2016)Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.