Порядок проведения голосования по поправкам в конституцию
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок проведения голосования по поправкам в конституцию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия Конституционного Суда РФ по предварительному конституционному контролю за поправками к Конституции РФ: конституционные и законодательные новеллы
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В положениях Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" скрывается еще одно примечательное полномочие: предварительный конституционной контроль закона РФ о поправке к Конституции РФ в части, касающейся норм проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, не изменяющих положений Конституции РФ и не определяющих порядка вступления в силу норм, изменяющих положения Конституции РФ (ч. 3 ст. 110.6). Примером таких норм могут служить положения ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 г., в которой регулировался порядок проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.
(Шустров Д.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 8)В положениях Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" скрывается еще одно примечательное полномочие: предварительный конституционной контроль закона РФ о поправке к Конституции РФ в части, касающейся норм проекта закона РФ о поправке к Конституции РФ, не изменяющих положений Конституции РФ и не определяющих порядка вступления в силу норм, изменяющих положения Конституции РФ (ч. 3 ст. 110.6). Примером таких норм могут служить положения ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 г., в которой регулировался порядок проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ.
Статья: К вопросу о процедуре конституционной реформы 2020 г.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Закон о поправке в Конституцию РФ 2020 г. включал три статьи. Первая статья содержала перечень поправок, вносимых в Конституцию. Вторая статья закрепляла порядок организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных ст. 1, а третья устанавливала порядок вступления Закона в силу, имеющего сложный, поэтапный характер. Так, ст. 3 Закона "вступала в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации" <5>. Следующий этап - рассмотрение проекта Конституционным Судом РФ, который должен был дать заключение о соответствии не вступивших в силу положений Закона о поправках положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 Закона о поправках. В случае дачи Конституционным Судом положительного заключения ст. 2 Закона о поправках вступала в силу, что позволяло перейти к следующей стадии - общероссийскому голосованию по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ <6>.
(Луценко Е.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Закон о поправке в Конституцию РФ 2020 г. включал три статьи. Первая статья содержала перечень поправок, вносимых в Конституцию. Вторая статья закрепляла порядок организации и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ, предусмотренных ст. 1, а третья устанавливала порядок вступления Закона в силу, имеющего сложный, поэтапный характер. Так, ст. 3 Закона "вступала в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации" <5>. Следующий этап - рассмотрение проекта Конституционным Судом РФ, который должен был дать заключение о соответствии не вступивших в силу положений Закона о поправках положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 Закона о поправках. В случае дачи Конституционным Судом положительного заключения ст. 2 Закона о поправках вступала в силу, что позволяло перейти к следующей стадии - общероссийскому голосованию по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ <6>.
Нормативные акты
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"1. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее соответственно - общероссийское голосование, настоящий Закон), проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона.
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти"1. Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации (далее соответственно - общероссийское голосование, настоящий Закон), проводится после вступления в силу настоящего Закона и в случае дачи Конституционным Судом Российской Федерации в соответствии со статьей 3 настоящего Закона заключения о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона и о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона.
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)<26> О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации: Постановление ЦИК России от 4 июня 2020 г. N 251/1850-7 // Вестник ЦИК России. 2020. N 5.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)<26> О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации: Постановление ЦИК России от 4 июня 2020 г. N 251/1850-7 // Вестник ЦИК России. 2020. N 5.
Статья: К вопросу о формах и тенденциях правового регулирования прямой демократии в контексте общероссийского голосования
(Игнатушко И.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Чеботарев Г.Н. предлагает "положительный опыт общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ как особой формы народовластия закрепить все же в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <21> или в новом специальном Федеральном законе "О порядке проведения общероссийского голосования" <22>. О необходимости доработки правовой базы общенародного голосования, возможной кодификации актов говорит и Бадретдинов И.Р. <23>
(Игнатушко И.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Чеботарев Г.Н. предлагает "положительный опыт общероссийского голосования по поправкам к Конституции РФ как особой формы народовластия закрепить все же в Федеральном законе от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" <21> или в новом специальном Федеральном законе "О порядке проведения общероссийского голосования" <22>. О необходимости доработки правовой базы общенародного голосования, возможной кодификации актов говорит и Бадретдинов И.Р. <23>
Статья: Современная статистика конституционного судопроизводства: трансформации и задачи
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2022, N 5)Обеспечение ведения статистики конституционного судопроизводства является частью судебной деятельности обеспечительного (вспомогательного) характера. Конституционно-правовая судебная статистика позволяет фиксировать количественные показатели об осуществляемом конституционном судопроизводстве в России. Отсутствие единого организационного центра, методически обеспечивающего ведение данной работы, не позволило конституционно-правовой статистике конституционных (уставных) судов субъектов, где они были созданы, пройти этап становления и оформиться в составе консолидированных, собираемых в установленном порядке и обрабатываемых на основе применения единых правил статистических данных.
(Латышева Н.А.)
("Российский судья", 2022, N 5)Обеспечение ведения статистики конституционного судопроизводства является частью судебной деятельности обеспечительного (вспомогательного) характера. Конституционно-правовая судебная статистика позволяет фиксировать количественные показатели об осуществляемом конституционном судопроизводстве в России. Отсутствие единого организационного центра, методически обеспечивающего ведение данной работы, не позволило конституционно-правовой статистике конституционных (уставных) судов субъектов, где они были созданы, пройти этап становления и оформиться в составе консолидированных, собираемых в установленном порядке и обрабатываемых на основе применения единых правил статистических данных.
Статья: Активное избирательное право: развитие форм реализации
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Второй тип изменений порядка реализации активного избирательного права связан с особым форматом организации голосования, впервые использованным в отечественной практике при проведении голосования в ходе внесения поправок в Конституцию РФ 1 июля 2020 г., а затем и на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования по поправкам в Конституцию вне требований избирательного законодательства, свобода выбора организационных форм, отвечающих принципам целесообразности и разумности, при необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности участников голосования, позволили использовать новые незарегулированные и логически обоснованные правовые механизмы многодневного голосования.
(Турищева Н.Ю.)
("Журнал российского права", 2021, N 6)Второй тип изменений порядка реализации активного избирательного права связан с особым форматом организации голосования, впервые использованным в отечественной практике при проведении голосования в ходе внесения поправок в Конституцию РФ 1 июля 2020 г., а затем и на выборах в единый день голосования 13 сентября 2020 г. Проведение голосования по поправкам в Конституцию вне требований избирательного законодательства, свобода выбора организационных форм, отвечающих принципам целесообразности и разумности, при необходимости соблюдения эпидемиологической безопасности участников голосования, позволили использовать новые незарегулированные и логически обоснованные правовые механизмы многодневного голосования.
Статья: Институт пересмотра Конституции Российской Федерации в системе отрасли конституционного права
(Малофеев К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Действующая редакция Конституции ставит прежде всего вопросы, которые неизбежны для Конституционного Собрания, если дойдет до его созыва. К сожалению, в науке конституционного права к нему не обращаются часто. А именно: по логике ч. 2 ст. 135 палаты оценивают предложения о пересмотре положений названных трех глав Конституции. Логика такова, что такие предложения непременно повлияют на сущность, концепцию Конституции, отсюда они ведут (должны вести) к принятию нового Основного Закона страны. В реальности это может быть не совсем так. Предложения могут касаться и частных вопросов, которые есть в названных главах. Например: конкретные виды субъектов Российской Федерации (глава 1); расширение или сужение отдельных из основных прав и свобод (глава 2); изменение, к примеру, ст. 136 - о порядке принятия поправок к Конституции (например, с учетом проведенного в 2020 г. общероссийского голосования). Все это совсем не "вечные" вопросы, и от новых правил осуществления общественных отношений мало что изменится в природе общества и государства.
(Малофеев К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Действующая редакция Конституции ставит прежде всего вопросы, которые неизбежны для Конституционного Собрания, если дойдет до его созыва. К сожалению, в науке конституционного права к нему не обращаются часто. А именно: по логике ч. 2 ст. 135 палаты оценивают предложения о пересмотре положений названных трех глав Конституции. Логика такова, что такие предложения непременно повлияют на сущность, концепцию Конституции, отсюда они ведут (должны вести) к принятию нового Основного Закона страны. В реальности это может быть не совсем так. Предложения могут касаться и частных вопросов, которые есть в названных главах. Например: конкретные виды субъектов Российской Федерации (глава 1); расширение или сужение отдельных из основных прав и свобод (глава 2); изменение, к примеру, ст. 136 - о порядке принятия поправок к Конституции (например, с учетом проведенного в 2020 г. общероссийского голосования). Все это совсем не "вечные" вопросы, и от новых правил осуществления общественных отношений мало что изменится в природе общества и государства.
Статья: Административно-правовое противодействие нарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность при проведении публичных мероприятий
(Соколов В.А., Овсепян Г.М., Андриянова А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Заметим, что право граждан "проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование" <2> нашло свое закрепление в положениях ст. 31 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем при фиксации этого права законодатель устанавливает особые случаи применения соответствующих мер административно-правового характера, применяемых за нарушение установленных правил в сфере общественной безопасности и общественного порядка, которые имеют место при проведении различных публичных мероприятий. Таким образом, устанавливается баланс интересов государства и социума с соблюдением требований законодательства при проведении различных публичных мероприятий.
(Соколов В.А., Овсепян Г.М., Андриянова А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Заметим, что право граждан "проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование" <2> нашло свое закрепление в положениях ст. 31 Конституции Российской Федерации. Вместе с тем при фиксации этого права законодатель устанавливает особые случаи применения соответствующих мер административно-правового характера, применяемых за нарушение установленных правил в сфере общественной безопасности и общественного порядка, которые имеют место при проведении различных публичных мероприятий. Таким образом, устанавливается баланс интересов государства и социума с соблюдением требований законодательства при проведении различных публичных мероприятий.
Статья: Нормосозидательные протофункции права в сфере конституционного законотворчества
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Организационно-правовыми формами согласования интересов, запросов и ожиданий как нормосозидателей, так и правоприменителей в реальной общественно-политической действительности выступают такие институты, как предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативно-правовых актов, согласование проектов юридических документов с заинтересованными органами и должностными лицами, депутатские слушания, всенародное одобрение уже принятых законов, социологические опросы депутатов и избирателей и т.д. Наглядным примером может служить проведение общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ 1 июля 2020 г. <9>
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)Организационно-правовыми формами согласования интересов, запросов и ожиданий как нормосозидателей, так и правоприменителей в реальной общественно-политической действительности выступают такие институты, как предварительное обсуждение проектов законов и иных нормативно-правовых актов, согласование проектов юридических документов с заинтересованными органами и должностными лицами, депутатские слушания, всенародное одобрение уже принятых законов, социологические опросы депутатов и избирателей и т.д. Наглядным примером может служить проведение общероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ 1 июля 2020 г. <9>
Статья: Конституционные поправки 2008 и 2020 годов: сравнительно-правовой анализ
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)1. Рассмотрение Конституционным Судом РФ вопроса о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона.
(Тресков А.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)1. Рассмотрение Конституционным Судом РФ вопроса о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ, а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона.
Статья: Цифровое гражданство и конституционные вызовы в информационном и алгоритмическом обществе
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)В-четвертых, общероссийское голосование 1 июля 2020 года по Закону РФ о поправке к Конституции 2020 года соединило пакетный способ волеизъявления граждан без возможности выбора между различными по предмету регулирования поправками к разным положениям Конституции РФ и технологию конституционного арт-популизма с использованием общероссийских каналов телевидения. Пакетное конституционное волеизъявление граждан основывалось на традиционной форме бюллетеня и способах подачи голоса без применения каких-либо цифровых или интерактивных технологий с использованием сетей или иных информационных технологий, позволяющих обсуждать отдельные элементы или содержание поправок <32>. Да и сам способ выработки содержания Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 года продемонстрировал анонимный характер основного текста проекта Закона, внесенного в Рабочую группу; помимо этого, преобладали персональные предложения некоторых поправок в ходе работы Рабочей группы, высказанные членами данной группы; в дальнейшем применялся сбор предложений к тексту проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ в период прохождения через палаты Федерального Собрания (в отношении рассмотрения и принятия Государственной Думой текста Закона) без использования цифровых и интерактивных технологий, к тому же сайт о поправках к Конституции РФ так и не был создан парламентом страны. Именно в ходе обсуждения Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 года перед общероссийским голосованием, когда уже была решена судьба данного акта согласно порядку, установленному Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ), активно применялась технология конституционного арт-популизма. Такую технологию можно охарактеризовать как относительно новую для конституционных изменений в России. Во-первых, проводилась конституционная мобилизация ведущих деятелей культуры и искусства, артистов, директоров театров и музеев, многие из которых были включены в Рабочую группу актом Президента РФ. Во-вторых, в средствах массовой информации (прежде всего на общероссийских каналах телевидения) демонстрировались заранее записанные ролики "известных артистов, деятелей культуры с положительными призывами за поправки" <33>, которые оказывали культурно-пропагандистское воздействие на широкое общественное сознание, что, несомненно, повлияло на исход голосования. В-третьих, ограниченное значение имело экспертное и профессиональное мнение специалистов в области конституционного права и политической науки, так как публичные дебаты по Закону о поправке к Конституции РФ не проводились; граждане, эксперты, общественные объединения (другие институты гражданского общества) не имели информационных каналов (как общей платформы по примеру ирландской Гражданской ассамблеи) для выражения своих мнений или записи роликов по собственной инициативе, поскольку такой подход требовал интерактивных технологий и возможности использовать информационные технологии для доступа в Интернет (на основе общей информационной и цифровой платформы), а также создания портала "Открытая Конституция" или "Гражданская ассамблея". Конечно, это не означало, что отдельные ученые или представители гражданского общества не могли разместить в интернет-пространстве критические статьи или иные публикации; они это делали, однако общая информационная и цифровая платформа для формирования взглядов и обсуждения поправок к Конституции отсутствовала.
(Кравец И.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2023, N 2)В-четвертых, общероссийское голосование 1 июля 2020 года по Закону РФ о поправке к Конституции 2020 года соединило пакетный способ волеизъявления граждан без возможности выбора между различными по предмету регулирования поправками к разным положениям Конституции РФ и технологию конституционного арт-популизма с использованием общероссийских каналов телевидения. Пакетное конституционное волеизъявление граждан основывалось на традиционной форме бюллетеня и способах подачи голоса без применения каких-либо цифровых или интерактивных технологий с использованием сетей или иных информационных технологий, позволяющих обсуждать отдельные элементы или содержание поправок <32>. Да и сам способ выработки содержания Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 года продемонстрировал анонимный характер основного текста проекта Закона, внесенного в Рабочую группу; помимо этого, преобладали персональные предложения некоторых поправок в ходе работы Рабочей группы, высказанные членами данной группы; в дальнейшем применялся сбор предложений к тексту проекта Закона РФ о поправке к Конституции РФ в период прохождения через палаты Федерального Собрания (в отношении рассмотрения и принятия Государственной Думой текста Закона) без использования цифровых и интерактивных технологий, к тому же сайт о поправках к Конституции РФ так и не был создан парламентом страны. Именно в ходе обсуждения Закона РФ о поправке к Конституции РФ 2020 года перед общероссийским голосованием, когда уже была решена судьба данного акта согласно порядку, установленному Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" от 4 марта 1998 года N 33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 года N 23-ФЗ), активно применялась технология конституционного арт-популизма. Такую технологию можно охарактеризовать как относительно новую для конституционных изменений в России. Во-первых, проводилась конституционная мобилизация ведущих деятелей культуры и искусства, артистов, директоров театров и музеев, многие из которых были включены в Рабочую группу актом Президента РФ. Во-вторых, в средствах массовой информации (прежде всего на общероссийских каналах телевидения) демонстрировались заранее записанные ролики "известных артистов, деятелей культуры с положительными призывами за поправки" <33>, которые оказывали культурно-пропагандистское воздействие на широкое общественное сознание, что, несомненно, повлияло на исход голосования. В-третьих, ограниченное значение имело экспертное и профессиональное мнение специалистов в области конституционного права и политической науки, так как публичные дебаты по Закону о поправке к Конституции РФ не проводились; граждане, эксперты, общественные объединения (другие институты гражданского общества) не имели информационных каналов (как общей платформы по примеру ирландской Гражданской ассамблеи) для выражения своих мнений или записи роликов по собственной инициативе, поскольку такой подход требовал интерактивных технологий и возможности использовать информационные технологии для доступа в Интернет (на основе общей информационной и цифровой платформы), а также создания портала "Открытая Конституция" или "Гражданская ассамблея". Конечно, это не означало, что отдельные ученые или представители гражданского общества не могли разместить в интернет-пространстве критические статьи или иные публикации; они это делали, однако общая информационная и цифровая платформа для формирования взглядов и обсуждения поправок к Конституции отсутствовала.
Статья: Дистанционное электронное голосование: исторический опыт России
(Ржановский В.А.)
("Закон", 2023, N 2)<30> См.: Постановление ЦИК России от 04.06.2020 N 251/1850-7 "О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования".
(Ржановский В.А.)
("Закон", 2023, N 2)<30> См.: Постановление ЦИК России от 04.06.2020 N 251/1850-7 "О Порядке дистанционного электронного голосования при проведении общероссийского голосования".