Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Статья 122 Конституции Российской Федерации гарантирует неприкосновенность судей, что прежде всего способствует исключению возможности неправомерного воздействия на судей какими-либо государственными, в том числе правоохранительными, органами. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 16 Закона о статусе судей. В данной статье определен порядок решения вопросов, связанных с привлечением судьи к уголовной ответственности, а также установлена неприкосновенность личности судьи, занимаемых им жилых и служебных помещений, транспортных средств, имущества, документов, всех видов переписки и телефонных переговоров. Все это исключает возможность влияния на осуществление судьей своей профессиональной деятельности. Гарантией от вмешательства в деятельность судей является роль органов судейского сообщества. Только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) может быть принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого. Такое согласие в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей ВККС РФ дает при условии, что мероприятия и действия в порядке уголовного судопроизводства или административного процесса соответствующих органов не связаны с позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 12.1 Закона о статусе судей и Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества), также исключает возможность незаконного вмешательства в деятельность судьи. Самым строгим дисциплинарным взысканием является досрочное прекращение полномочий судьи. Чтобы исключить возможные ошибки и предвзятый подход к судье, предусмотрен особый порядок обжалования решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судей. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Дисциплинарная коллегия, которая рассматривает соответствующие жалобы судей на решения о досрочном прекращении их полномочий или на понижение в квалификационном классе в соответствии с гл. 23 КАС РФ. Гарантией от вмешательства в деятельность судьи является правило ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей: "Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом". Вмешательство в процесс осуществления правосудия недопустимо не только для любых органов и организаций, но и для председателей судов и вышестоящих судебных инстанций иначе чем в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Этому способствует постепенное изменение полномочий председателей и заместителей председателей судов. По действующему законодательству председатели судов лишены права на обращение в квалификационные коллегии с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также не могут сами проводить проверки относительно совершения судьями дисциплинарных проступков. Председатели судов не могут сами распределять дела между судьями, это допускается только в исключительных ситуациях. Гарантией от вмешательства являются ограничения на возможность изменения состава суда, правила оценки доказательств и тайна совещательной комнаты. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи гарантируется мерами уголовной ответственности. Глава 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) так и называется - "Преступления против правосудия". Так, диспозиция ч. 1 ст. 294 УК РФ прямо указывает: "Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда...". Вмешательство в деятельность судьи может принимать и самые жесткие меры, поэтому ст. 295 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а ст. 296 УК РФ - за угрозы убийством, причинением вреда здоровью или имуществу судьи. Особо изощренным способом вмешательства в деятельность судьи являются деяния, предусмотренные ст. 298 УК РФ, - клевета в отношении судьи, ведь в этом случае на период проверки и предварительного следствия судья может быть отстранен от рассмотрения какого-либо дела, а это и является главной целью.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Статья 122 Конституции Российской Федерации гарантирует неприкосновенность судей, что прежде всего способствует исключению возможности неправомерного воздействия на судей какими-либо государственными, в том числе правоохранительными, органами. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 16 Закона о статусе судей. В данной статье определен порядок решения вопросов, связанных с привлечением судьи к уголовной ответственности, а также установлена неприкосновенность личности судьи, занимаемых им жилых и служебных помещений, транспортных средств, имущества, документов, всех видов переписки и телефонных переговоров. Все это исключает возможность влияния на осуществление судьей своей профессиональной деятельности. Гарантией от вмешательства в деятельность судей является роль органов судейского сообщества. Только с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее - ВККС РФ) может быть принято решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечении его в качестве обвиняемого. Такое согласие в соответствии с ч. 8 ст. 16 Закона о статусе судей ВККС РФ дает при условии, что мероприятия и действия в порядке уголовного судопроизводства или административного процесса соответствующих органов не связаны с позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий. Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, предусмотренный ст. 12.1 Закона о статусе судей и Федеральным законом от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Закон об органах судейского сообщества), также исключает возможность незаконного вмешательства в деятельность судьи. Самым строгим дисциплинарным взысканием является досрочное прекращение полномочий судьи. Чтобы исключить возможные ошибки и предвзятый подход к судье, предусмотрен особый порядок обжалования решений квалификационных коллегий о досрочном прекращении полномочий судей. В составе Верховного Суда Российской Федерации действует Дисциплинарная коллегия, которая рассматривает соответствующие жалобы судей на решения о досрочном прекращении их полномочий или на понижение в квалификационном классе в соответствии с гл. 23 КАС РФ. Гарантией от вмешательства в деятельность судьи является правило ч. 2 ст. 10 Закона о статусе судей: "Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом". Вмешательство в процесс осуществления правосудия недопустимо не только для любых органов и организаций, но и для председателей судов и вышестоящих судебных инстанций иначе чем в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Этому способствует постепенное изменение полномочий председателей и заместителей председателей судов. По действующему законодательству председатели судов лишены права на обращение в квалификационные коллегии с представлением о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, а также не могут сами проводить проверки относительно совершения судьями дисциплинарных проступков. Председатели судов не могут сами распределять дела между судьями, это допускается только в исключительных ситуациях. Гарантией от вмешательства являются ограничения на возможность изменения состава суда, правила оценки доказательств и тайна совещательной комнаты. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи гарантируется мерами уголовной ответственности. Глава 31 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) так и называется - "Преступления против правосудия". Так, диспозиция ч. 1 ст. 294 УК РФ прямо указывает: "Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда...". Вмешательство в деятельность судьи может принимать и самые жесткие меры, поэтому ст. 295 УК РФ устанавливает ответственность за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие, а ст. 296 УК РФ - за угрозы убийством, причинением вреда здоровью или имуществу судьи. Особо изощренным способом вмешательства в деятельность судьи являются деяния, предусмотренные ст. 298 УК РФ, - клевета в отношении судьи, ведь в этом случае на период проверки и предварительного следствия судья может быть отстранен от рассмотрения какого-либо дела, а это и является главной целью.
Нормативные акты
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 12.1. Дисциплинарная ответственность судей
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.04.2016 N 13
"О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Закон четко регламентирует порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, это право принадлежит соответствующим квалификационным коллегиям судей в зависимости от должности и уровня суда. Решения подлежат судебному обжалованию в порядке административного судопроизводства в зависимости от вида взыскания и уровня квалификационной коллегии в порядке гл. 22 или 23 КАС РФ.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Закон четко регламентирует порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, это право принадлежит соответствующим квалификационным коллегиям судей в зависимости от должности и уровня суда. Решения подлежат судебному обжалованию в порядке административного судопроизводства в зависимости от вида взыскания и уровня квалификационной коллегии в порядке гл. 22 или 23 КАС РФ.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом о статусе судей и Законом об органах судейского сообщества и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом о статусе судей и Законом об органах судейского сообщества и распространяются в том числе на судью, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности, продолжающего осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до назначения нового судьи в данный суд.
Статья: Использование результатов оперативно-разыскной деятельности в дисциплинарном производстве в отношении судей: нонсенс современной правоприменительной практики
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 2)Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности четко прописан в законе, поэтому, не вдаваясь в подробности, отметим, что в связи с поступлением в органы судейского сообщества сведений о грубом нарушении судьей требований Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <8> (далее - Закон о статусе судей) и Кодекса судейской этики (далее - Кодекс) возбуждается дисциплинарное производство, результатом которого может стать решение квалификационной коллегии судей субъекта РФ (далее - ККС) о наложении дисциплинарного взыскания на судью, в том числе досрочное прекращение полномочий судьи за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений Закона о статусе судей и Кодекса.
(Антонов И.А., Каширин Р.М.)
("Уголовное судопроизводство", 2024, N 2)Порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности четко прописан в законе, поэтому, не вдаваясь в подробности, отметим, что в связи с поступлением в органы судейского сообщества сведений о грубом нарушении судьей требований Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <8> (далее - Закон о статусе судей) и Кодекса судейской этики (далее - Кодекс) возбуждается дисциплинарное производство, результатом которого может стать решение квалификационной коллегии судей субъекта РФ (далее - ККС) о наложении дисциплинарного взыскания на судью, в том числе досрочное прекращение полномочий судьи за существенное, виновное, несовместимое с высоким званием судьи нарушение положений Закона о статусе судей и Кодекса.
Статья: Фигура работодателя как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 7)2. Подробная регламентация на уровне специального законодательства процедуры привлечения судьи к дисциплинарной ответственности и действий работодателя на каждом этапе данной процедуры. Круг лиц на стороне работодателя, уполномоченных на совершение указанных действий, также законодательно определен (в отличие от трудовых отношений с участием прочих работников, в которых работодатель обладает полнотой субординационного усмотрения в определении участвующих в привлечении к дисциплинарной ответственности лиц и закреплении состава участников на уровне локальных нормативных актов). Так, в соответствии с п. 7 ст. 12.1 Закона о статусе судей субъектом, уполномоченным на рассмотрение вопроса о привлечении судьи <9> к дисциплинарной ответственности и выбор вида дисциплинарного взыскания, является особый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, выступающая одним из субъектов множественности лиц на стороне работодателя. Данный субъект прямо поименован в действующем законодательстве как лицо, обладающее дисциплинарно-надзорной функцией в отношении судей как субъектов специальной дисциплинарной ответственности. Статьи 22 - 26 Закона об органах судейского сообщества детально регламентируют процедуру рассмотрения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности и порядок принятия решения (соблюдение кворума, голосование, требования к протоколу), сроки рассмотрения материалов и правила обжалования принятого решения. Кроме того, ст. 12.1 Закона о статусе судей регламентирует и основания применения каждого из видов дисциплинарных взысканий (в отличие от трудовых отношений с прочими работниками, в которых работодатель самостоятельно, по своему усмотрению определяет вид применимого в отношении работника дисциплинарного взыскания). Таким образом, привлечение к дисциплинарной ответственности работников-судей, с одной стороны, детально регламентировано законодателем и по процедуре, и по основаниям, и по срокам, и по кругу уполномоченных на стороне работодателя лиц - и в этом смысле имеет место сужение субординационной власти и локального усмотрения работодателя. С другой - законодательная регламентация процедуры, оснований, сроков, круга уполномоченных на привлечение к дисциплинарной ответственности лиц обеспечивает дополнительные гарантии независимости публично-правового статуса судьи как носителя особой публичной власти, специального субъекта трудовых отношений.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 7)2. Подробная регламентация на уровне специального законодательства процедуры привлечения судьи к дисциплинарной ответственности и действий работодателя на каждом этапе данной процедуры. Круг лиц на стороне работодателя, уполномоченных на совершение указанных действий, также законодательно определен (в отличие от трудовых отношений с участием прочих работников, в которых работодатель обладает полнотой субординационного усмотрения в определении участвующих в привлечении к дисциплинарной ответственности лиц и закреплении состава участников на уровне локальных нормативных актов). Так, в соответствии с п. 7 ст. 12.1 Закона о статусе судей субъектом, уполномоченным на рассмотрение вопроса о привлечении судьи <9> к дисциплинарной ответственности и выбор вида дисциплинарного взыскания, является особый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, выступающая одним из субъектов множественности лиц на стороне работодателя. Данный субъект прямо поименован в действующем законодательстве как лицо, обладающее дисциплинарно-надзорной функцией в отношении судей как субъектов специальной дисциплинарной ответственности. Статьи 22 - 26 Закона об органах судейского сообщества детально регламентируют процедуру рассмотрения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности и порядок принятия решения (соблюдение кворума, голосование, требования к протоколу), сроки рассмотрения материалов и правила обжалования принятого решения. Кроме того, ст. 12.1 Закона о статусе судей регламентирует и основания применения каждого из видов дисциплинарных взысканий (в отличие от трудовых отношений с прочими работниками, в которых работодатель самостоятельно, по своему усмотрению определяет вид применимого в отношении работника дисциплинарного взыскания). Таким образом, привлечение к дисциплинарной ответственности работников-судей, с одной стороны, детально регламентировано законодателем и по процедуре, и по основаниям, и по срокам, и по кругу уполномоченных на стороне работодателя лиц - и в этом смысле имеет место сужение субординационной власти и локального усмотрения работодателя. С другой - законодательная регламентация процедуры, оснований, сроков, круга уполномоченных на привлечение к дисциплинарной ответственности лиц обеспечивает дополнительные гарантии независимости публично-правового статуса судьи как носителя особой публичной власти, специального субъекта трудовых отношений.
Статья: Дисциплинарная ответственность как трудоправовой элемент профессиональной деятельности судьи
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 4)В отношении судей как носителей особой публичной власти законодательно регламентирован круг субъектов, уполномоченных на применение дисциплинарного взыскания, и подробная процедура привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Закона о статусе судей субъектом, уполномоченным на рассмотрение вопроса о привлечении судьи <6> к дисциплинарной ответственности и выбор вида дисциплинарного взыскания, является особый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, выступающая одним из субъектов множественности лиц на стороне работодателя <7>. Данный субъект прямо поименован в действующем законодательстве как лицо, обладающее дисциплинарно-надзорной функцией в отношении судей как субъектов специальной дисциплинарной ответственности. Статьи 22 - 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" детально регламентируют процедуру рассмотрения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, порядок и сроки принятия решения, правила обжалования последнего.
(Луховская Ю.О.)
("Российский судья", 2024, N 4)В отношении судей как носителей особой публичной власти законодательно регламентирован круг субъектов, уполномоченных на применение дисциплинарного взыскания, и подробная процедура привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. В соответствии с п. 7 ст. 12.1 Закона о статусе судей субъектом, уполномоченным на рассмотрение вопроса о привлечении судьи <6> к дисциплинарной ответственности и выбор вида дисциплинарного взыскания, является особый орган судейского сообщества - квалификационная коллегия судей, выступающая одним из субъектов множественности лиц на стороне работодателя <7>. Данный субъект прямо поименован в действующем законодательстве как лицо, обладающее дисциплинарно-надзорной функцией в отношении судей как субъектов специальной дисциплинарной ответственности. Статьи 22 - 26 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" детально регламентируют процедуру рассмотрения вопроса о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, порядок и сроки принятия решения, правила обжалования последнего.