Порядок постановки на учет бесхозяйных объектов

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок постановки на учет бесхозяйных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Обеспечение эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Отсутствие постановки на учет спорного линейного объекта как бесхозяйной вещи в порядке статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации не может изменять пределы обязательств по содержанию сетей у конечных абонентов. При этом ОАО "ЗИД", как профессиональный участник гражданского оборота, используя спорный участок сети в хозяйственной деятельности разумно и добросовестно, а также осмотрительно реализуя принадлежащие ему правовые возможности, вправе инициировать процедуру легализации спорной сети, позволяющую включить затраты по их содержанию в тарифы."
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2022 N 01АП-2799/22 по делу N А43-24149/2021
Требование: О признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований порядка проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отметил, что Комитетом осуществляются в соответствии с установленным Порядком необходимые мероприятия для постановки вышеназванных объектов на учет в качестве бесхозяйных, что не свидетельствует о бездействии КУМИ г. Нижнего Новгорода, о чем настаивает заявитель апелляционной жалобы. Кроме того суд правомерно указал, что Порядком не регламентирован срок окончания указанных мероприятий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Приобретение права собственности на бесхозяйные линейные объекты в упрощенном порядке
(Мурзин Д.В.)
("Закон", 2023, N 12)
Законодатель в ст. 225 ГК РФ калькирует модель приобретения права собственности, установленную для публично-правовых образований, на эксплуатантов линейных объектов. В этом случае неизбежно возникает конкуренция: у кого имеется приоритетное право (или обязанность?) в постановке бесхозяйных линейных объектов на свой учет. Суды уже рассматривают такие споры <10>. Начинает вырабатываться общая позиция судебной практики: в случаях, когда эксплуатант предъявляет требование о понуждении муниципальных образований принять на учет бесхозяйные линейные объекты, ему отказывают в удовлетворении требований, если суд установит, что отсутствовали препятствия для постановки самим эксплуатантом бесхозяйных линейных объектов на собственный учет <11>. Это означает, что специальный порядок обращения в собственность бесхозяйных линейных объектов был установлен исключительно в интересах их эксплуатантов. Публичные образования можно было бы вообще не включать в число субъектов, претендующих на приобретение в трехмесячный срок таких объектов в собственность.

Нормативные акты

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 13.06.2023)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
4) выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;
Федеральный закон от 31.07.2023 N 397-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
"20. В случае, если проведенные в соответствии с настоящей статьей мероприятия не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, не прекратившего свое существование, уполномоченный орган в четырнадцатидневный срок с даты получения ответа на запрос, указанный в части 4 настоящей статьи, а в случае неполучения ответа на запрос после истечения тридцатидневного срока со дня направления такого запроса в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядке представляет заявление о постановке такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости и решение о выявлении бесхозяйного здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства, в котором указываются: