Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок осуществления полномочий органами внешнего муниципального финансового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление Счетной палаты РФ (контрольно-счетного органа)
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопреки мнению КСП, пункт 3 статьи 268.1 БК РФ не устанавливает право наделения иными полномочиями органов финансового контроля муниципальных образований, а предусматривает необходимость установления порядка осуществления закрепленных БК РФ полномочий муниципальными правовыми актами..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопреки мнению КСП, пункт 3 статьи 268.1 БК РФ не устанавливает право наделения иными полномочиями органов финансового контроля муниципальных образований, а предусматривает необходимость установления порядка осуществления закрепленных БК РФ полномочий муниципальными правовыми актами..."
Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2023 N 88а-19617/2023 (УИД 74OS0000-01-2023-000031-39)
Об оставлении без изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.08.2023, которым удовлетворено заявление о признании недействующим решения Собрания депутатов Миасского городского округа от 27.01.2023 N 6 "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Миасского городского округа".В этой связи и решение Собрания депутатов Миасского городского округа N 6 от 30 июня 2023 года о внесении дополнений в Устав Миасского городского округа, которым статья 58 Устава дополнена пунктом 6, согласно которому полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля переданы Контрольно-счетной палате Челябинской области, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует об изменении в установленном порядке структуры органов местного самоуправления.
Об оставлении без изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16.08.2023, которым удовлетворено заявление о признании недействующим решения Собрания депутатов Миасского городского округа от 27.01.2023 N 6 "О ликвидации Контрольно-счетной палаты Миасского городского округа".В этой связи и решение Собрания депутатов Миасского городского округа N 6 от 30 июня 2023 года о внесении дополнений в Устав Миасского городского округа, которым статья 58 Устава дополнена пунктом 6, согласно которому полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля переданы Контрольно-счетной палате Челябинской области, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует об изменении в установленном порядке структуры органов местного самоуправления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Реализация полномочий органов как внутреннего, так и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля происходит в соответствии с нормами БК РФ, а также иными специальными НПА, регулирующими их деятельность. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так, например, органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в своей деятельности руководствуются положениями ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и ФЗ от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля руководствуются федеральными стандартами, установленными постановлениями Правительства РФ <469>. Кроме того, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты) <470>, обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Реализация полномочий органов как внутреннего, так и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля происходит в соответствии с нормами БК РФ, а также иными специальными НПА, регулирующими их деятельность. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Так, например, органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в своей деятельности руководствуются положениями ФЗ от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и ФЗ от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля руководствуются федеральными стандартами, установленными постановлениями Правительства РФ <469>. Кроме того, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут издавать ведомственные правовые акты (стандарты) <470>, обеспечивающие осуществление полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, в случаях, предусмотренных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья: Правовые проблемы организации муниципального аудита в России
(Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Возникает вопрос и с порядком финансового обеспечения деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, принявшего полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В настоящее время БК РФ предусматривает единственный случай предоставления межбюджетного трансферта из местных бюджетов в региональные (механизм "отрицательного трансферта", ст. 142.2). При таких обстоятельствах, согласно позиции Минфина России <13>, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации по исполнению переданных ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля должно осуществляться за счет средств регионального бюджета.
(Абрамова Н.Е., Лисицин П.Е.)
("Финансовое право", 2020, N 12)Возникает вопрос и с порядком финансового обеспечения деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, принявшего полномочия по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. В настоящее время БК РФ предусматривает единственный случай предоставления межбюджетного трансферта из местных бюджетов в региональные (механизм "отрицательного трансферта", ст. 142.2). При таких обстоятельствах, согласно позиции Минфина России <13>, финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации по исполнению переданных ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля должно осуществляться за счет средств регионального бюджета.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.07.2013 N 252-ФЗ
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.";
(ред. от 18.07.2017)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.";
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 24. Контрольно-счетный орган муниципального образования
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 24. Контрольно-счетный орган муниципального образования
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; объектам контроля направляются представления, предписания; финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; объектам контроля направляются представления, предписания; финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) направляются уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Статья: Расширение методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Порядок применения новых методов государственного (муниципального) финансового контроля органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении ими полномочий в соответствии со ст. 269.2 БК РФ будет регламентирован федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством РФ.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)Порядок применения новых методов государственного (муниципального) финансового контроля органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении ими полномочий в соответствии со ст. 269.2 БК РФ будет регламентирован федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, утвержденными Правительством РФ.
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта РФ в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта РФ о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и в порядке, установленном законом субъекта РФ, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществляться контрольно-счетным органом субъекта РФ в случае заключения соглашения представительным органом муниципального образования с контрольно-счетным органом субъекта РФ о передаче ему полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля и в порядке, установленном законом субъекта РФ, с соблюдением требований БК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Большой объем и высокая степень достоверности информации, связанной с процессами движения денежных средств из частных фондов в публичные и наоборот, размещенной в ГИИС "Электронный бюджет", предоставили возможность добавить еще один метод финансового контроля - проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований. Несмотря на то что экспертизы нашли правовое регулирование не в ст. 267.1, а в п. 2 ст. 269.2 БК РФ в составе полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, по своему содержанию они являются приемом, способом осуществления контроля в финансовой сфере, а порядок назначения, организация экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, и оформление их результатов регламентируются Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Большой объем и высокая степень достоверности информации, связанной с процессами движения денежных средств из частных фондов в публичные и наоборот, размещенной в ГИИС "Электронный бюджет", предоставили возможность добавить еще один метод финансового контроля - проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований. Несмотря на то что экспертизы нашли правовое регулирование не в ст. 267.1, а в п. 2 ст. 269.2 БК РФ в составе полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, по своему содержанию они являются приемом, способом осуществления контроля в финансовой сфере, а порядок назначения, организация экспертиз, необходимых для проведения контрольного мероприятия, и оформление их результатов регламентируются Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов".
Статья: Внешний муниципальный финансовый контроль в условиях реформирования муниципальной власти
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Во многих субъектах РФ нововведение было воспринято положительно, и ими были внесены соответствующие изменения в региональные законы о контрольно-счетных органах. К примеру, во Владимирской области Законом от 10 июня 2019 г. N 45-ОЗ была введена ст. 21-1 "Порядок заключения соглашений с представительными органами муниципальных образований области о передаче Счетной палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля" <12>. Подобные же статьи были внесены в законодательные акты о контрольно-счетных органах Пермского края Законом от 2 июля 2019 г. N 408-ПК (ст. 20.1) <13>, Чувашской Республики Законом от 11 февраля 2021 г. N 3 (ст. 9.1) <14> и др. Таким образом, была создана законодательная основа осуществления контрольно-счетными органами субъектов РФ не только внешнего государственного финансового контроля, но и внешнего муниципального финансового контроля.
(Аристова С.И., Демидов М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)Во многих субъектах РФ нововведение было воспринято положительно, и ими были внесены соответствующие изменения в региональные законы о контрольно-счетных органах. К примеру, во Владимирской области Законом от 10 июня 2019 г. N 45-ОЗ была введена ст. 21-1 "Порядок заключения соглашений с представительными органами муниципальных образований области о передаче Счетной палате полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля" <12>. Подобные же статьи были внесены в законодательные акты о контрольно-счетных органах Пермского края Законом от 2 июля 2019 г. N 408-ПК (ст. 20.1) <13>, Чувашской Республики Законом от 11 февраля 2021 г. N 3 (ст. 9.1) <14> и др. Таким образом, была создана законодательная основа осуществления контрольно-счетными органами субъектов РФ не только внешнего государственного финансового контроля, но и внешнего муниципального финансового контроля.
Статья: К вопросу об оценке эффективности внутреннего финансового контроля в государственных (муниципальных) учреждениях
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)<*> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024). Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий. URL: https://www.consultant.ru.
(Спиридонова Н.Э.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 4)<*> Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024). Статья 193. Порядок применения дисциплинарных взысканий. URL: https://www.consultant.ru.
Статья: Особенности осуществления внешнего финансового контроля
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 9)При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
(Рябинин В.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 9)При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
Статья: КСП вправе проверять выплаты по трудовым договорам, идущие из бюджета
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законами N 41-ФЗ, 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания (п. 2 ст. 268.1 БК РФ).
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)При осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами данного контроля проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законами N 41-ФЗ, 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания (п. 2 ст. 268.1 БК РФ).