Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Безнадзорные животные
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и порядка предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан в соответствии с утвержденными Правительством РФ методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В решениях КС иногда фиксируется, что обращение изначально инициировала одна из сторон по делу. Например, рассмотрение в 2024 году вопроса о соответствии Конституции положений Закона Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года N 185-VII "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия", которым фактически признавалось право субъекта Российской Федерации умерщвлять животных без хозяев после 30-дневного срока пребывания их в пунктах временного содержания, инициировал Верховный Суд Республики Бурятия. Сначала Верховный Суд республики рассматривал административное дело об оспаривании тех же положений Закона по обращениям граждан и благотворительного фонда помощи животным, которые и заявили ходатайство об обращении в КС <32>. В 2012 году Приморский районный суд Санкт-Петербурга оспорил в Суде абзац 6 статьи 222 ГПК РФ при следующих обстоятельствах. В ходе рассмотрения гражданского дела о расторжении предварительного договора купли-продажи квартиры по иску гражданина к двум акционерным обществам на предварительном судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием соглашения о рассмотрении этого спора третейским судом. Истец против этого возражал, и представитель ответчика заявил ходатайство о направлении запроса в КС <33>.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)В решениях КС иногда фиксируется, что обращение изначально инициировала одна из сторон по делу. Например, рассмотрение в 2024 году вопроса о соответствии Конституции положений Закона Республики Бурятия от 22 ноября 2023 года N 185-VII "Об установлении порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и определении перечня мероприятий при осуществлении такой деятельности на территории Республики Бурятия", которым фактически признавалось право субъекта Российской Федерации умерщвлять животных без хозяев после 30-дневного срока пребывания их в пунктах временного содержания, инициировал Верховный Суд Республики Бурятия. Сначала Верховный Суд республики рассматривал административное дело об оспаривании тех же положений Закона по обращениям граждан и благотворительного фонда помощи животным, которые и заявили ходатайство об обращении в КС <32>. В 2012 году Приморский районный суд Санкт-Петербурга оспорил в Суде абзац 6 статьи 222 ГПК РФ при следующих обстоятельствах. В ходе рассмотрения гражданского дела о расторжении предварительного договора купли-продажи квартиры по иску гражданина к двум акционерным обществам на предварительном судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство об оставлении иска без рассмотрения в связи с наличием соглашения о рассмотрении этого спора третейским судом. Истец против этого возражал, и представитель ответчика заявил ходатайство о направлении запроса в КС <33>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2018 N 498-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
(ред. от 08.08.2024)
"Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2) установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)143) установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)143) установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев;
Статья: Административно-правовое регулирование надлежащего обращения с животными
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однако нельзя назвать такое регулирование системным: при возникновении какой-то ситуации, связанной с нападением животных на людей, оказывается, что привлечение виновных лиц к ответственности представляет определенную сложность, поскольку не закреплены их полномочия и обязанности. Необходимо подробно урегулировать на федеральном и региональном уровне такие вопросы, как условия содержания и выгула животных, деятельность по обращению с безнадзорными животными, порядок действий при захоронении или утилизации трупов домашних животных, порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.
(Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Однако нельзя назвать такое регулирование системным: при возникновении какой-то ситуации, связанной с нападением животных на людей, оказывается, что привлечение виновных лиц к ответственности представляет определенную сложность, поскольку не закреплены их полномочия и обязанности. Необходимо подробно урегулировать на федеральном и региональном уровне такие вопросы, как условия содержания и выгула животных, деятельность по обращению с безнадзорными животными, порядок действий при захоронении или утилизации трупов домашних животных, порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев.
Статья: К вопросу об обеспечении безопасности населения в связи с нападением безнадзорных животных (собак) на примере Белгородской области
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)<2> Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Белгородской области, утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 27.01.2020 N 25-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru.
(Торговченков В.И.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 2)<2> Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Белгородской области, утв. Постановлением Правительства Белгородской области от 27.01.2020 N 25-пп. URL: http://publication.pravo.gov.ru.
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Так, Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Москвы (утв. Приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 15.01.2021 N 05-09-6/21) предусматривает применение мер ОСВ и не упоминает умерщвления животных <13>.
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Так, Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории города Москвы (утв. Приказом Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 15.01.2021 N 05-09-6/21) предусматривает применение мер ОСВ и не упоминает умерщвления животных <13>.