Порядок опубликования муниципальных нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок опубликования муниципальных нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Опубликование и вступление в силу муниципальных правовых актов
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта размещение его полного текста на официальном сайте администрации муниципального образования, даже если уставом такой порядок предусмотрен, но не назван официальным
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается официальным опубликованием муниципального нормативного правового акта размещение его полного текста на официальном сайте администрации муниципального образования, даже если уставом такой порядок предусмотрен, но не назван официальным
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 31.10.2024 N 66а-910/2024
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 17.07.2024 об отказе в признании не действующим в части решения Вологодской городской Думы от 29.12.2014 N 171 "Об утверждении генерального плана городского округа города Вологды" (в редакции решений Вологодской городской Думы от 22.10.2020 N 270, от 22.09.2022 N 739, от 22.12.2022 N 821).Проверяя процедуру принятия решения Вологодской городской Думы от 22 декабря 2022 года N 821 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 29 декабря 2014 года N 171 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Город Вологда", суд первой инстанции руководствовался положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также действующими пунктом 28 статьи 24, статьи 28 и пункта 11 части 2 статьи 31 Устава городского округа город Вологды, установил, что муниципальный нормативный правовой акт принят с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Об оставлении без изменения решения Вологодского областного суда от 17.07.2024 об отказе в признании не действующим в части решения Вологодской городской Думы от 29.12.2014 N 171 "Об утверждении генерального плана городского округа города Вологды" (в редакции решений Вологодской городской Думы от 22.10.2020 N 270, от 22.09.2022 N 739, от 22.12.2022 N 821).Проверяя процедуру принятия решения Вологодской городской Думы от 22 декабря 2022 года N 821 "О внесении изменений в решение Вологодской городской Думы от 29 декабря 2014 года N 171 "Об утверждении генерального плана муниципального образования "Город Вологда", суд первой инстанции руководствовался положениями статей 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также действующими пунктом 28 статьи 24, статьи 28 и пункта 11 части 2 статьи 31 Устава городского округа город Вологды, установил, что муниципальный нормативный правовой акт принят с соблюдением требований, предъявляемых к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке единого документа высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (глава местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке изменений в единый документ принимается главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа) обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном соответственно для официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также размещение на официальных сайтах соответственно исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Не позднее 10 дней со дня принятия решения о подготовке единого документа высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации (глава местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа, если нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации предусмотрено, что решение о подготовке изменений в единый документ принимается главой местной администрации поселения, муниципального округа, городского округа) обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном соответственно для официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также размещение на официальных сайтах соответственно исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья: Практика оспаривания нормативных актов исполнительной власти по причине нарушения порядка их опубликования
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В части решений суды сочли невозможным использовать данный подход в ситуациях, когда порядок опубликования предусматривает особые оговорки о возможности использования печатных и иных источников опубликования в виде альтернативных. Например: "Суд принял во внимание положения части 2 статьи 39 Устава, в соответствии с которыми муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а также положения части 3 статьи 38 Устава, согласно которым использование сетевого средства массовой информации в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов не допускается. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что Решение от 27 мая 2024 года N 342 не опубликовано в установленном Уставом порядке" <18>.
(Ревазов М.А.)
("Закон", 2025, N 5)В части решений суды сочли невозможным использовать данный подход в ситуациях, когда порядок опубликования предусматривает особые оговорки о возможности использования печатных и иных источников опубликования в виде альтернативных. Например: "Суд принял во внимание положения части 2 статьи 39 Устава, в соответствии с которыми муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а также положения части 3 статьи 38 Устава, согласно которым использование сетевого средства массовой информации в качестве единственного или альтернативного источника официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов не допускается. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции установлено, что Решение от 27 мая 2024 года N 342 не опубликовано в установленном Уставом порядке" <18>.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года"Оспоренные положения были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку в системе действующего правового регулирования они, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) таких актов, не предполагают их вступления в силу без официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 N 23-П
"По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова"Таким образом, пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
"По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова"Таким образом, пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Форма и порядок информирования населения в Федеральном законе N 323 не определены, однако в нормативных правовых актах субъектов, муниципальных образований могут быть конкретизированы <13>. Например, посредством опубликования соответствующих данных в СМИ, официальных сайтах органов публичной власти, размещения информации на стендах в общественных местах, транспорте, смс-оповещения.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Форма и порядок информирования населения в Федеральном законе N 323 не определены, однако в нормативных правовых актах субъектов, муниципальных образований могут быть конкретизированы <13>. Например, посредством опубликования соответствующих данных в СМИ, официальных сайтах органов публичной власти, размещения информации на стендах в общественных местах, транспорте, смс-оповещения.
Вопрос: О предложениях по внесению изменений в законодательство в части вступления в силу НПА о налогах и сборах, применения освобождения, пониженной ставки и инвестиционного вычета по налогу на прибыль.
(Письмо Минфина России от 28.12.2022 N 01-04-03/03-129016)В силу статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
(Письмо Минфина России от 28.12.2022 N 01-04-03/03-129016)В силу статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 4.1 комментируемой статьи применительно к порядку формирования, ведения, обязательного опубликования перечней государственного имущества и муниципального имущества должны быть приняты специальные нормативные правовые акты.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 4.1 комментируемой статьи применительно к порядку формирования, ведения, обязательного опубликования перечней государственного имущества и муниципального имущества должны быть приняты специальные нормативные правовые акты.
Статья: Противодействие коррупции в современной России: государственный и муниципальный уровень
(Шорохов В.Е., Попов П.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, противодействие коррупции в современной России определяется нормами международного права, федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Вместе с тем, не исключая актуальность общегосударственных превентивных мер образовательного <15>, просветительского <16> и иного характера, что более подробно было рассмотрено нами ранее <17>, стоит отметить, что на уровне местного самоуправления существуют свои типовые проблемы. Решение таких проблемных вопросов в первую очередь видится в создании (актуализации) правовой базы по проведению антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании, анализе публикаций антикоррупционной направленности в средствах массовой информации, статистических данных правоохранительных органов, результатов антикоррупционной экспертизы, освещении информации о порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, установлении более высоких требований к кандидатам при отборе на вакантную должность муниципальной службы, предполагающую коррупционные риски, и т.д.
(Шорохов В.Е., Попов П.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, противодействие коррупции в современной России определяется нормами международного права, федеральным, региональным и муниципальным законодательством. Вместе с тем, не исключая актуальность общегосударственных превентивных мер образовательного <15>, просветительского <16> и иного характера, что более подробно было рассмотрено нами ранее <17>, стоит отметить, что на уровне местного самоуправления существуют свои типовые проблемы. Решение таких проблемных вопросов в первую очередь видится в создании (актуализации) правовой базы по проведению антикоррупционного мониторинга в муниципальном образовании, анализе публикаций антикоррупционной направленности в средствах массовой информации, статистических данных правоохранительных органов, результатов антикоррупционной экспертизы, освещении информации о порядке проведения независимой антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, установлении более высоких требований к кандидатам при отборе на вакантную должность муниципальной службы, предполагающую коррупционные риски, и т.д.
Статья: Еще раз о сущности и соотношении понятий "административное судопроизводство" и "административный процесс" в контексте интегративного правопонимания
(Хатуаев В.У.)
("Современное право", 2021, N 3)Соответственно, эти требования должны быть отражены в документах, регламентирующих содержание и порядок принятия таких актов на всех уровнях власти (федеральной, региональной, муниципальной), включая проекты федеральных законов о нормативных правовых актах и об административных процедурах. Представляется, что такой подход позволит не только более точно отразить сущность самого конституционного понятия законности, но акцентировать внимание субъекта правотворчества на необходимости определения непротиворечивости принимаемого акта в иерархической системе национального и международного права в контексте интегративного правопонимания. При наличии таких условий можно рассчитывать на эффективность в целом правовых форм реализации государственной и муниципальной власти, включая сокращение обращений в суд по поводу изъянов в правовом регулировании общественных отношений.
(Хатуаев В.У.)
("Современное право", 2021, N 3)Соответственно, эти требования должны быть отражены в документах, регламентирующих содержание и порядок принятия таких актов на всех уровнях власти (федеральной, региональной, муниципальной), включая проекты федеральных законов о нормативных правовых актах и об административных процедурах. Представляется, что такой подход позволит не только более точно отразить сущность самого конституционного понятия законности, но акцентировать внимание субъекта правотворчества на необходимости определения непротиворечивости принимаемого акта в иерархической системе национального и международного права в контексте интегративного правопонимания. При наличии таких условий можно рассчитывать на эффективность в целом правовых форм реализации государственной и муниципальной власти, включая сокращение обращений в суд по поводу изъянов в правовом регулировании общественных отношений.
Статья: Муниципальное правотворчество: проблемы правового регулирования
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)8) рассылкой решений и направлением их для включения в областной регистр муниципальных нормативных правовых актов;
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)8) рассылкой решений и направлением их для включения в областной регистр муниципальных нормативных правовых актов;
Вопрос: В каком порядке принимаются муниципальные нормативные правовые акты?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Порядок принятия, вступления в силу и опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов установлен Федеральным законом 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон о местном самоуправлении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Порядок принятия, вступления в силу и опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов установлен Федеральным законом 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Закон о местном самоуправлении).
Вопрос: О сроках вступления в силу нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований относительно туристического налога.
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-05-04-06/14771)В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус", вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
(Письмо Минфина России от 18.02.2025 N 03-05-04-06/14771)В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, нормативные правовые акты представительного органа федеральной территории "Сириус", вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В настоящее время многие средства информации также вещают в сети Интернет. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации, согласно ст. 12 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации, за исключением следующих случаев. Если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством РФ, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления - также законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)В настоящее время многие средства информации также вещают в сети Интернет. Обнародование (опубликование) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в средствах массовой информации, согласно ст. 12 Закона о доступе к информации о деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о средствах массовой информации, за исключением следующих случаев. Если для отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательством РФ, а в отношении отдельных видов информации о деятельности государственных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления - также законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами предусматриваются требования к опубликованию такой информации, то ее опубликование осуществляется с учетом этих требований. Официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.