Порядок назначения административного наказания
Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок назначения административного наказания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 26.11 "Оценка доказательств" КоАП РФ"Суды правомерно отметили, что АПК ПАК ПМ является одним из видов технических средств, работающих в автоматическом режиме, фотоматериалы, полученные с применением указанного средства, в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, являются допустимыми, достоверными и достаточными, в связи с чем порядок назначения административного наказания в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, при вынесении указанного постановления должностным лицом не нарушен."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.6 "Назначение административного наказания без составления протокола" КоАП РФ"ПАК ПМ является одним из видов технических средств, работающих в автоматическом режиме, фотоматериалы, полученные с применением указанного средства, в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, являются допустимыми, достоверными и достаточными, в связи с чем, порядок назначения административного наказания, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, при вынесении указанного постановления должностным лицом не нарушен."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке назначается административное наказание за нарушение правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях?
("Официальный сайт МЧС России", 2022)"Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru", 2022
("Официальный сайт МЧС России", 2022)"Официальный сайт МЧС России www.mchs.gov.ru", 2022
Путеводитель по корпоративным спорам: Вопросы судебной практики: Эмиссия акций.
Могут ли привлечь к ответственности за недобросовестную эмиссию акций, если общество не представило (несвоевременно представило) документы на госрегистрацию их выпуска
(КонсультантПлюс, 2025)Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали доказанным факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения. При этом отметили, что ЗАО "Владимирская военно-ритуальная компания "Память" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2010, по состоянию на 27.12.2010 (дату проведения проверки) документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг не представлены. Суды проверили порядок и срок назначения административного наказания и признали их соблюденными. В связи с чем суды признали законным оспариваемое по делу Постановление РО ФСФР России в ЦФО от 12.05.2011 о привлечении общества к административной ответственности, установленной статьей 15.17 КоАП РФ..."
Могут ли привлечь к ответственности за недобросовестную эмиссию акций, если общество не представило (несвоевременно представило) документы на госрегистрацию их выпуска
(КонсультантПлюс, 2025)Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали доказанным факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения. При этом отметили, что ЗАО "Владимирская военно-ритуальная компания "Память" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2010, по состоянию на 27.12.2010 (дату проведения проверки) документы на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг не представлены. Суды проверили порядок и срок назначения административного наказания и признали их соблюденными. В связи с чем суды признали законным оспариваемое по делу Постановление РО ФСФР России в ЦФО от 12.05.2011 о привлечении общества к административной ответственности, установленной статьей 15.17 КоАП РФ..."
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В соответствии с частью 1 статьи 13.21 КоАП РФ изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке влечет назначение административного наказания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)В соответствии с частью 1 статьи 13.21 КоАП РФ изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации, а равно продукции средства массовой информации, в запись о регистрации которого не внесены изменения, касающиеся смены учредителя, изменения состава соучредителей, наименования (названия), языка (языков), примерной тематики и (или) специализации средства массовой информации, территории распространения продукции средства массовой информации, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (для сетевого издания), а также формы и (или) вида периодического распространения массовой информации, либо распространение продукции зарубежного периодического печатного издания без разрешения на ее распространение на территории Российской Федерации, либо изготовление или распространение такой продукции после решения о прекращении или приостановлении выпуска средства массовой информации в установленном порядке влечет назначение административного наказания.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
(ред. от 04.11.2025)5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Статья: Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Кроме того, в отличие от назначения административных наказаний, порядок применения данной меры не подразумевает обязательности установления вины. В.А. Тищенко также отмечает, что "вопрос о включении сведений об учредителях и членах исполнительного органа недобросовестного участника закупки решается вне зависимости от установления вины каждого из них" <14>. Обозначенная ситуация представляется недопустимой ввиду правовой природы данной меры как санкции за совершение правонарушения.
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Кроме того, в отличие от назначения административных наказаний, порядок применения данной меры не подразумевает обязательности установления вины. В.А. Тищенко также отмечает, что "вопрос о включении сведений об учредителях и членах исполнительного органа недобросовестного участника закупки решается вне зависимости от установления вины каждого из них" <14>. Обозначенная ситуация представляется недопустимой ввиду правовой природы данной меры как санкции за совершение правонарушения.
Статья: Кодификация норм о судебном рассмотрении дел об административных правонарушениях: опыт 16 стран ближнего зарубежья
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Сложно сказать, является ли проанализированное выше дрейфом или поступательным движением, но на постсоветском пространстве судебный порядок ПДОАП приобретает собственные очертания, отличающие его от остальной административной юрисдикции. При этом судебное производство, за единственным исключением, не тяготеет к судебному разрешению административных споров. Оно иногда развивается в противоположную сторону, сближаясь с уголовным процессом вплоть до субсидиарного применения уголовно-процессуального кодекса и даже рассмотрения в упрощенном уголовно-процессуальном порядке дел, названных уголовными проступками. А в рамках общего порядка ПДОАП судебное рассмотрение постепенно наполняется специфическими институтами, обзаводится собственными разделами и даже становится доминирующим процессуальным порядком назначения административных наказаний.
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Сложно сказать, является ли проанализированное выше дрейфом или поступательным движением, но на постсоветском пространстве судебный порядок ПДОАП приобретает собственные очертания, отличающие его от остальной административной юрисдикции. При этом судебное производство, за единственным исключением, не тяготеет к судебному разрешению административных споров. Оно иногда развивается в противоположную сторону, сближаясь с уголовным процессом вплоть до субсидиарного применения уголовно-процессуального кодекса и даже рассмотрения в упрощенном уголовно-процессуальном порядке дел, названных уголовными проступками. А в рамках общего порядка ПДОАП судебное рассмотрение постепенно наполняется специфическими институтами, обзаводится собственными разделами и даже становится доминирующим процессуальным порядком назначения административных наказаний.
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)В настоящей статье автор рассмотрит изменение подхода к представлению законодателем системы административных наказаний, а также порядка назначения административного наказания.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)В настоящей статье автор рассмотрит изменение подхода к представлению законодателем системы административных наказаний, а также порядка назначения административного наказания.
Готовое решение: Что нужно знать о привлечении к работе иностранца - высококвалифицированного специалиста
(КонсультантПлюс, 2025)Для привлечения к работе высококвалифицированного иностранного специалиста вы должны отвечать ряду требований. В частности, относиться к работодателям, которым это разрешено, не иметь запрета на его привлечение и неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранцев в РФ или за нарушение порядка осуществления ими трудовой деятельности в РФ. К некоторым видам деятельности привлекать такого работника запрещено.
(КонсультантПлюс, 2025)Для привлечения к работе высококвалифицированного иностранного специалиста вы должны отвечать ряду требований. В частности, относиться к работодателям, которым это разрешено, не иметь запрета на его привлечение и неисполненных постановлений о назначении административного наказания за нарушение режима пребывания (проживания) иностранцев в РФ или за нарушение порядка осуществления ими трудовой деятельности в РФ. К некоторым видам деятельности привлекать такого работника запрещено.
Статья: К вопросу об условиях осуществления ревизии при реализации судьями судов общей юрисдикции полномочий по пересмотру постановления (решения) по делу об административном правонарушении
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Как правило, нарушения, допускаемые административно-юрисдикционными органами (должностными лицами) и нижестоящими судьями, связанные с ошибочным пониманием материальных норм действующего КоАП РФ, влекут непрекращение производства по делу об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, предусмотренных КоАП РФ, либо, наоборот, необоснованное привлечение лица к административной ответственности. Речь идет о неправильном определении обстоятельств, входящих в предмет доказывания по конкретному делу об административном правонарушении, последующие необоснованные выводы о наличии состава <13>, события административного правонарушения <14>, неверное понимание условий крайней необходимости <15>, ошибочное толкование норм, определяющих правила и порядок назначения административного наказания <16>.
(Нобель Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Как правило, нарушения, допускаемые административно-юрисдикционными органами (должностными лицами) и нижестоящими судьями, связанные с ошибочным пониманием материальных норм действующего КоАП РФ, влекут непрекращение производства по делу об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, предусмотренных КоАП РФ, либо, наоборот, необоснованное привлечение лица к административной ответственности. Речь идет о неправильном определении обстоятельств, входящих в предмет доказывания по конкретному делу об административном правонарушении, последующие необоснованные выводы о наличии состава <13>, события административного правонарушения <14>, неверное понимание условий крайней необходимости <15>, ошибочное толкование норм, определяющих правила и порядок назначения административного наказания <16>.
Статья: О некоторых проблемах административной ответственности юридических лиц
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Необходимо провести анализ эффективности и справедливости существующих систем наказаний и санкций для юридических лиц. Возможно, потребуется внести изменения в законодательство с целью установления более сбалансированных и пропорциональных санкций. Порядок назначения административного наказания служит основой для справедливого и эффективного применения мер административного принуждения.
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Необходимо провести анализ эффективности и справедливости существующих систем наказаний и санкций для юридических лиц. Возможно, потребуется внести изменения в законодательство с целью установления более сбалансированных и пропорциональных санкций. Порядок назначения административного наказания служит основой для справедливого и эффективного применения мер административного принуждения.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с вопросами, возникающими в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, Пленум ВС РФ 22.12.2022 принял Постановление "О внесении изменений в Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, Пленум предложил сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Обязательный административный надзор необходимо также устанавливать за рецидивистами, и кто был осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. При этом выбор вида административных ограничений не должен быть произвольным - считает Верховный Суд. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинскую помощь.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В связи с вопросами, возникающими в судебной практике, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, Пленум ВС РФ 22.12.2022 принял Постановление "О внесении изменений в Постановление Пленума ВС РФ от 16.05.2017 "О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Так, Пленум предложил сразу назначать надзор за злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. Обязательный административный надзор необходимо также устанавливать за рецидивистами, и кто был осужден за совершение преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. При этом выбор вида административных ограничений не должен быть произвольным - считает Верховный Суд. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования и медицинскую помощь.
Статья: Некоторые вопросы привлечения к административной ответственности за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(Осипов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)При применении норм права часто возникает вопрос о порядке назначения административного наказания. В данном случае следует отметить, что наказание должно соответствовать тяжести степени нанесения вреда государству и обществу. Любая степень ответственности должна содержать в себе какие-либо ограничения или частичную утрату прав и свобод субъекта, к которому применяются меры административного воздействия. Эти ограничения прав являются составной частью наказания как нормальной реакции власти на совершенное правонарушение. Меры административной ответственности должны быть в достаточной степени гибкими, с тем чтобы соответствовать при их применении личности правонарушителя, обстоятельствам правонарушения.
(Осипов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 5)При применении норм права часто возникает вопрос о порядке назначения административного наказания. В данном случае следует отметить, что наказание должно соответствовать тяжести степени нанесения вреда государству и обществу. Любая степень ответственности должна содержать в себе какие-либо ограничения или частичную утрату прав и свобод субъекта, к которому применяются меры административного воздействия. Эти ограничения прав являются составной частью наказания как нормальной реакции власти на совершенное правонарушение. Меры административной ответственности должны быть в достаточной степени гибкими, с тем чтобы соответствовать при их применении личности правонарушителя, обстоятельствам правонарушения.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Исходя из приведенных правил разрешения коллизий, вполне допустим вывод о том, что применению подлежит часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку Закон N 70-ФЗ принят позднее и, более того, этот Закон направлен на изменение порядка назначения административного наказания при совершении тождественных правонарушений и существенным образом улучшает положение лиц, привлекаемых к административной ответственности <36>.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Исходя из приведенных правил разрешения коллизий, вполне допустим вывод о том, что применению подлежит часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку Закон N 70-ФЗ принят позднее и, более того, этот Закон направлен на изменение порядка назначения административного наказания при совершении тождественных правонарушений и существенным образом улучшает положение лиц, привлекаемых к административной ответственности <36>.
Статья: К вопросу о законности применения таможенными органами отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на либерализацию административной ответственности
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Законом N 70-ФЗ также была введена ч. 5 в ст. 4.4 КоАП РФ, которая закрепляет особый порядок назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного мероприятия. Так, вне зависимости от количества выявленных административных правонарушений будет назначено одно наказание. Помимо "временного" критерия, связанного со временем выявления правонарушений ("в рамках одного мероприятия"), законодателем используется "качественный критерий", касающийся того, какие именно правонарушения были совершены. Так, за все выявленные правонарушения ответственность должна быть установлена одной и той же статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ или закона субъекта об административных правонарушениях.
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Законом N 70-ФЗ также была введена ч. 5 в ст. 4.4 КоАП РФ, которая закрепляет особый порядок назначения наказания за административные правонарушения, выявленные в рамках одного контрольного мероприятия. Так, вне зависимости от количества выявленных административных правонарушений будет назначено одно наказание. Помимо "временного" критерия, связанного со временем выявления правонарушений ("в рамках одного мероприятия"), законодателем используется "качественный критерий", касающийся того, какие именно правонарушения были совершены. Так, за все выявленные правонарушения ответственность должна быть установлена одной и той же статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ или закона субъекта об административных правонарушениях.