Порядок избрания президента РФ

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок избрания президента РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Институт президентства в Российской Федерации: вопросы учреждения и реформирования на современном этапе
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)
Кроме того, некоторые сомнения, на наш взгляд, представляет правовая база, регулирующая избрание главы государства. Учитывая, что институт президентства функционирует, основываясь на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, представляется не совсем понятным определение порядка выборов Президента РФ федеральным законом. В материальном смысле под конституционным законом понимают законы, затрагивающие конституционные по своему содержанию и значению вопросы, следовательно, правовые нормы, регулирующие выборы Президента России, должны обладать юридической силой конституционного закона, аналогичная ситуация и с законами о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации <11>. По нашему мнению, формирование и избрание высших органов и должностного лица государства нуждаются в закреплении правовыми нормами более высокого правового уровня, нежели федеральный закон, также к пробелам российского законодательства можно отнести и отсутствие закона "О Президенте Российской Федерации". Принимая во внимание, что федеральный конституционный закон - это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, представляется целесообразным внесение поправок в Основной Закон и дополнение списка данных вопросов. Остается неясной позиция законодателей, предусмотревших принятие федеральных конституционных законов по вопросам: порядка деятельности Уполномоченного по правам человека (п. "е" ч. 1 ст. 103); порядка деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); установления судебной системы России (ч. 3 ст. 118), полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядка созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135) и др., но проигнорировавших необходимость правового регулирования на соответствующем законодательном уровне порядка выборов Президента РФ и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, полномочий, деятельности, вступления в должность и отрешения от должности главы государства. На наш взгляд, данные правовые институты ввиду основополагающего содержания и особой значимости в государственно-правовой системе требуют правового регулирования законодательными актами, обладающими повышенной юридической силой. Закрепление данных норм права в конституционных законах позволит упорядочить данные правовые институты, стабилизировать правовую систему России, скоординировать избирательные кампании и действия и, как следствие, облегчить взаимодействие как трех ветвей власти и главы государства, так и государственного механизма в целом.

Нормативные акты

"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.