Понятие и виды нормативно-правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие и виды нормативно-правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Теория государства и права: Учебник"
(Цечоев В.К., Швандерова А.Р.)
("Прометей", 2017)Виды нормативных правовых актов Российской Федерации:
(Цечоев В.К., Швандерова А.Р.)
("Прометей", 2017)Виды нормативных правовых актов Российской Федерации:
Статья: Процессуальная форма судебного контроля за законностью локальных нормативных правовых актов
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
(Жеребкина Е.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 8)Анализируется процессуальный порядок судебной проверки законности локальных нормативных правовых актов. Рассматриваются понятие, виды и значение процессуальной формы судебного контроля в сфере локального нормотворчества. С учетом анализа правовой природы таких дел обозначается оптимальная процессуальная форма судебного нормоконтроля за законностью локальных нормативных правовых актов. В действующем процессуальном законодательстве порядок оспаривания локальных нормативных актов не урегулирован, что вызывает определенные сложности в судебной практике. Автор полагает, что локальные нормативные правовые акты, несмотря на их специфику, обладают признаками властной нормативности, поэтому процессуальная форма судебного контроля за законностью таких актов не должна принципиально отличаться от процессуальной формы судебного контроля публичных нормативных предписаний. Данные отношения по судебному контролю за законностью локальных нормативных правовых актов должны входить в предмет регулирования гл. 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ). В этой связи предлагается включить в гл. 21 КАС РФ специальную норму, предусматривающую возможность оспаривания локальных нормативных правовых актов по правилам данной главы. Контроль за законностью локальных нормативных правовых актов может осуществляться в форме косвенного судебного нормоконтроля. При этом порядок осуществления такого контроля однотипен как для публичных, так и локальных нормативных правовых актов. И в том и в другом случае суд, установив несоответствие подлежащего применению акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, отказывается от применения незаконного акта.
Нормативные акты
Статья: Государственный, муниципальный и общественный контроль: содержание и соотношение понятий с позиций конституционного права
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<15> Хобраков Д.Ц. Государственный и муниципальный контроль за законностью муниципальных нормативных правовых актов: понятие, виды, система // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 12. С. 25 - 28.
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)<15> Хобраков Д.Ц. Государственный и муниципальный контроль за законностью муниципальных нормативных правовых актов: понятие, виды, система // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 12. С. 25 - 28.
Статья: Работа с документами, входящими в систему нормативных правовых актов
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Под нормативным правовым актом понимается "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм" <2>. Таким образом, с понятием "нормативный правовой акт" можно соотнести и понятие "вид документа", поскольку "нормативный правовой акт" представляет собой "классификационное понятие, обозначающее принадлежность документа к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения" <3>.
(Ермолаева А.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Под нормативным правовым актом понимается "письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм" <2>. Таким образом, с понятием "нормативный правовой акт" можно соотнести и понятие "вид документа", поскольку "нормативный правовой акт" представляет собой "классификационное понятие, обозначающее принадлежность документа к определенной группе документов по признаку общности функционального назначения" <3>.
"Комментарий к Федеральному закону от 22 июня 2024 г. N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Комментируемая статья, посвященная нормативно-правовому регулированию отношений в сфере легализации официальных документов и истребования личных документов, определяет виды нормативных правовых актов, которыми регулируются эти отношения. При этом понятие отрасли законодательства РФ в сфере легализации официальных документов и истребования личных документов не используется.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Комментируемая статья, посвященная нормативно-правовому регулированию отношений в сфере легализации официальных документов и истребования личных документов, определяет виды нормативных правовых актов, которыми регулируются эти отношения. При этом понятие отрасли законодательства РФ в сфере легализации официальных документов и истребования личных документов не используется.
Статья: Оспаривание нормативных правовых актов органов публичной власти в порядке конституционного и административного судопроизводства: проблемы разграничения подведомственности
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2025, N 1)Касаясь вопроса о правовой основе осуществления судами полномочий, связанных с нормоконтролем, необходимо отметить, что в России до сих пор нет федерального закона, который содержал бы определение нормативного правового акта, регламентировал бы его виды и свойства. При этом признание акта нормативным является одним из критериев, позволяющих разграничить полномочия КС РФ, ВС РФ и судов общей юрисдикции. Данный пробел в известной мере восполняет Постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <7>, в п. 2 которого перечислены признаки, характеризующие нормативный правовой акт. С учетом общей тенденции по усложнению правового регулирования общественных отношений объективно возрастает потребность в федеральном законе, регламентирующем понятие, виды и порядок издания нормативных правовых актов.
(Брежнев О.В.)
("Российский судья", 2025, N 1)Касаясь вопроса о правовой основе осуществления судами полномочий, связанных с нормоконтролем, необходимо отметить, что в России до сих пор нет федерального закона, который содержал бы определение нормативного правового акта, регламентировал бы его виды и свойства. При этом признание акта нормативным является одним из критериев, позволяющих разграничить полномочия КС РФ, ВС РФ и судов общей юрисдикции. Данный пробел в известной мере восполняет Постановление Пленума ВС РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" <7>, в п. 2 которого перечислены признаки, характеризующие нормативный правовой акт. С учетом общей тенденции по усложнению правового регулирования общественных отношений объективно возрастает потребность в федеральном законе, регламентирующем понятие, виды и порядок издания нормативных правовых актов.
Статья: Понятие и виды судебного контроля
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Опосредованный, индивидуальный или инцидентный нормоконтроль реализуется при разрешении конкретных дел (за исключением дел по оспариванию нормативных правовых актов) (Статья: Понятие и виды судебного контроля за законностью правовых актов (общеправовой аспект) (Паршина Т.) ("Российский судья", 2006, N 3)).
(Шестало С.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Опосредованный, индивидуальный или инцидентный нормоконтроль реализуется при разрешении конкретных дел (за исключением дел по оспариванию нормативных правовых актов) (Статья: Понятие и виды судебного контроля за законностью правовых актов (общеправовой аспект) (Паршина Т.) ("Российский судья", 2006, N 3)).