Положение об экзаменационной комиссии судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Положение об экзаменационной комиссии судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 227 "Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ"По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 227 "Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" КАС РФ"По смыслу положений статей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Прием квалификационного экзамена на должность судьи и вопросы совершенствования деятельности
(Волков К.А.)
("Российский судья", 2023, N 12)Прием квалификационного экзамена на должность судьи является важным этапом на пути отбора кандидата на должность судьи в Российской Федерации. Впервые институт квалификационного экзамена на должность судьи в отечественной правовой системе был закреплен Законом СССР от 4 августа 1989 г. "О статусе судей в СССР" <1>, в ст. 8 которого говорилось, что народным судьей может быть гражданин, который в том числе сдал квалификационный экзамен. Статус квалификационных коллегий судей закрепляла специальная ст. 16, согласно которой они должны были оценивать подготовленность к судебной работе каждого кандидата, впервые выдвигаемого в народные судьи, и проводить квалификационный экзамен кандидатов в судьи. В дальнейшем в Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 3132-1) появилась ст. 5 "Отбор кандидатов на должность судьи", в которой устанавливалось требование для кандидата на должность судьи при сдаче квалификационного экзамена. Соответствующие экзаменационные комиссии создавались при органе юстиции, а персональный состав таких комиссий утверждался квалификационной коллегией судей. Порядок организации и деятельности экзаменационных комиссий устанавливался Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным Приказом Министра юстиции РФ от 12 августа 1993 г. N 66/16015 <3>. Состав комиссии формировался из числа наиболее опытных судей, работников правоохранительных органов и юстиции, адвокатов, ученых-правоведов, других высококвалифицированных специалистов. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи" <4> завершил процесс становления организационной самостоятельности экзаменационных комиссий, закрепив за ними статус органов судейского сообщества.
(Волков К.А.)
("Российский судья", 2023, N 12)Прием квалификационного экзамена на должность судьи является важным этапом на пути отбора кандидата на должность судьи в Российской Федерации. Впервые институт квалификационного экзамена на должность судьи в отечественной правовой системе был закреплен Законом СССР от 4 августа 1989 г. "О статусе судей в СССР" <1>, в ст. 8 которого говорилось, что народным судьей может быть гражданин, который в том числе сдал квалификационный экзамен. Статус квалификационных коллегий судей закрепляла специальная ст. 16, согласно которой они должны были оценивать подготовленность к судебной работе каждого кандидата, впервые выдвигаемого в народные судьи, и проводить квалификационный экзамен кандидатов в судьи. В дальнейшем в Законе РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <2> (далее - Закон N 3132-1) появилась ст. 5 "Отбор кандидатов на должность судьи", в которой устанавливалось требование для кандидата на должность судьи при сдаче квалификационного экзамена. Соответствующие экзаменационные комиссии создавались при органе юстиции, а персональный состав таких комиссий утверждался квалификационной коллегией судей. Порядок организации и деятельности экзаменационных комиссий устанавливался Положением об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденным Приказом Министра юстиции РФ от 12 августа 1993 г. N 66/16015 <3>. Состав комиссии формировался из числа наиболее опытных судей, работников правоохранительных органов и юстиции, адвокатов, ученых-правоведов, других высококвалифицированных специалистов. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи" <4> завершил процесс становления организационной самостоятельности экзаменационных комиссий, закрепив за ними статус органов судейского сообщества.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Тем не менее комментируемая часть ст. 218 КАС РФ предусматривает возможность оспаривания отдельных решений, действий (бездействия) органов судейского сообщества - квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий по приему экзамена на должность судьи.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Тем не менее комментируемая часть ст. 218 КАС РФ предусматривает возможность оспаривания отдельных решений, действий (бездействия) органов судейского сообщества - квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий по приему экзамена на должность судьи.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ
(ред. от 29.12.2010)
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
(ред. от 29.12.2010)
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"Порядок проведения квалификационного экзамена на должность судьи, а также положение об экзаменационных комиссиях утверждаются Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия после сдачи лицом квалификационного экзамена.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия после сдачи лицом квалификационного экзамена.
Статья: Особенности создания и первые итоги деятельности органов судейского сообщества на новых территориях
(Орлов А.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)На прошедших заседаниях разрешались вопросы организации и деятельности Советов, в частности созданы постоянные комиссии в составе Советов, утверждены Инструкции по делопроизводству Советов, Положения о Почетных грамотах судейского сообщества регионов, Положения о порядке рассмотрения жалоб о совершении судьей дисциплинарного проступка. Кроме того, решались вопросы прекращения полномочий членов органов судейского сообщества и избрания новых, рассматривались обращения, жалобы и частные определения в отношении судей.
(Орлов А.В.)
("Российский судья", 2025, N 6)На прошедших заседаниях разрешались вопросы организации и деятельности Советов, в частности созданы постоянные комиссии в составе Советов, утверждены Инструкции по делопроизводству Советов, Положения о Почетных грамотах судейского сообщества регионов, Положения о порядке рассмотрения жалоб о совершении судьей дисциплинарного проступка. Кроме того, решались вопросы прекращения полномочий членов органов судейского сообщества и избрания новых, рассматривались обращения, жалобы и частные определения в отношении судей.
Статья: О некоторых аспектах работы конференции судей субъекта Российской Федерации как органа судейского сообщества
(Курманов Э.Р.)
("Российский судья", 2022, N 2)Вместе с тем избраться в органы судейского сообщества судья в отставке может разными путями. Например, через конференцию судей, если это предусмотрено регламентом конференции судей соответствующего субъекта РФ. К слову сказать, не всегда это возможно, поскольку в системном толковании ст. 7 и 12 Федерального закона N 30 от 14 марта 2002 г. такого делегата на конференцию должно предложить общее собрание определенного суда. Это обстоятельство требует, чтобы собрания судей определенного суда имели четкую и постоянную связь с судьями в отставке, чтобы рекомендовать их в качестве делегатов на конференцию судей субъекта РФ. Таким образом, судьи в отставке в тех субъектах РФ, в которых регламенты работы конференций не предусматривают возможность их участия в конференции, имеют значительно меньший объем возможностей по реализации предусмотренного законом права. Это положение дел, безусловно, требует внедрения одинакового регулирования, а значит, и корректировки действующих регламентов, особенно в свете того, что судьи в отставке ныне получили исключительную возможность осуществлять функции судебных примирителей.
(Курманов Э.Р.)
("Российский судья", 2022, N 2)Вместе с тем избраться в органы судейского сообщества судья в отставке может разными путями. Например, через конференцию судей, если это предусмотрено регламентом конференции судей соответствующего субъекта РФ. К слову сказать, не всегда это возможно, поскольку в системном толковании ст. 7 и 12 Федерального закона N 30 от 14 марта 2002 г. такого делегата на конференцию должно предложить общее собрание определенного суда. Это обстоятельство требует, чтобы собрания судей определенного суда имели четкую и постоянную связь с судьями в отставке, чтобы рекомендовать их в качестве делегатов на конференцию судей субъекта РФ. Таким образом, судьи в отставке в тех субъектах РФ, в которых регламенты работы конференций не предусматривают возможность их участия в конференции, имеют значительно меньший объем возможностей по реализации предусмотренного законом права. Это положение дел, безусловно, требует внедрения одинакового регулирования, а значит, и корректировки действующих регламентов, особенно в свете того, что судьи в отставке ныне получили исключительную возможность осуществлять функции судебных примирителей.
Вопрос: Какой порядок сдачи экзамена на право занятия нотариальной деятельностью?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не установлены в соответствии с ч. 8 ст. 4 Основ о нотариате.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к его повторной сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, если иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена не установлены в соответствии с ч. 8 ст. 4 Основ о нотариате.
Статья: Проблемы применения действующего законодательства, устанавливающего квалификационные требования к нотариусу в РФ
(Дондоков Ц.С., Липич О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Кроме того, на наш взгляд, по аналогии с судьями необходимо вернуться и к той форме проведения квалификационного экзамена, которая существовала до принятия и введения в действие Приказа Министерства юстиции РФ N 150 от 29 июня 2015 г. "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии" <9>.
(Дондоков Ц.С., Липич О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Кроме того, на наш взгляд, по аналогии с судьями необходимо вернуться и к той форме проведения квалификационного экзамена, которая существовала до принятия и введения в действие Приказа Министерства юстиции РФ N 150 от 29 июня 2015 г. "Об утверждении Положения о квалификационной комиссии" <9>.
Вопрос: Какой порядок установлен для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме экзаменов гражданину при условии, что он соответствует требованиям федеральных законов на должность судьи и предоставил все вышеуказанные документы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме экзаменов гражданину при условии, что он соответствует требованиям федеральных законов на должность судьи и предоставил все вышеуказанные документы.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- экзаменационные комиссии субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи.
Статья: Компетенция мирового судьи как фактор обеспечения доступности правосудия по гражданским делам
(Трофимова М.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Обратимся к положениям Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и напомним, что требования к кандидату на должность мирового судьи и судьи районного суда единые в части возрастного и образовательного ценза, наличия опыта работы и пр. Сдавая квалификационный экзамен, кандидаты на равных условиях подтверждают свои профессиональные компетенции. Можно констатировать, что лицо, чей профессиональный уровень высоко оценен экзаменационной комиссией субъекта по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а квалификационной коллегией судей субъекта дано заключение о рекомендации данных лиц на должность судьи, фактически может быть назначено как на должность мирового судьи, так и на должность судьи районного звена. Однако практика показывает, что повсеместно лицо, впервые назначенное на судейскую должность, начинает свой профессиональный путь именно в мировой юстиции. Такие решения принимаются с учетом особенностей родовой подсудности дел мировым судьям, которые в традиционном представлении рассматривают "несложные", "малозначительные" категории дел.
(Трофимова М.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 6)Обратимся к положениям Закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и напомним, что требования к кандидату на должность мирового судьи и судьи районного суда единые в части возрастного и образовательного ценза, наличия опыта работы и пр. Сдавая квалификационный экзамен, кандидаты на равных условиях подтверждают свои профессиональные компетенции. Можно констатировать, что лицо, чей профессиональный уровень высоко оценен экзаменационной комиссией субъекта по приему квалификационного экзамена на должность судьи, а квалификационной коллегией судей субъекта дано заключение о рекомендации данных лиц на должность судьи, фактически может быть назначено как на должность мирового судьи, так и на должность судьи районного звена. Однако практика показывает, что повсеместно лицо, впервые назначенное на судейскую должность, начинает свой профессиональный путь именно в мировой юстиции. Такие решения принимаются с учетом особенностей родовой подсудности дел мировым судьям, которые в традиционном представлении рассматривают "несложные", "малозначительные" категории дел.
Статья: Право судей на обжалование решений и действий конференции судей субъекта Российской Федерации как органа судейского сообщества
(Курманов Э.Р.)
("Российский судья", 2021, N 7)Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2020 г. N 88а-17286/2020, 9а-17/2020 указанное Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции оставлено без изменения, кассационная жалоба Б. и Р. - без удовлетворения <10>. Мотивируя такой вывод, суд кассационной инстанции указал, что ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) наделяет лиц правом на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии, право на обжалование решений которых в суд предусмотрено нормами ст. 26 и 26.4 Закона N 30-ФЗ, между тем положений, прямо предусматривающих возможность обжалования решений, действий (бездействия) иных органов судейского сообщества, к которым согласно п. 2 ст. 3 Закона N 30-ФЗ относится конференция судей субъектов РФ, данный Федеральный закон и иные нормы действующего законодательства не содержат.
(Курманов Э.Р.)
("Российский судья", 2021, N 7)Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 ноября 2020 г. N 88а-17286/2020, 9а-17/2020 указанное Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции оставлено без изменения, кассационная жалоба Б. и Р. - без удовлетворения <10>. Мотивируя такой вывод, суд кассационной инстанции указал, что ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) наделяет лиц правом на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей и экзаменационной комиссии, право на обжалование решений которых в суд предусмотрено нормами ст. 26 и 26.4 Закона N 30-ФЗ, между тем положений, прямо предусматривающих возможность обжалования решений, действий (бездействия) иных органов судейского сообщества, к которым согласно п. 2 ст. 3 Закона N 30-ФЗ относится конференция судей субъектов РФ, данный Федеральный закон и иные нормы действующего законодательства не содержат.
Статья: Легитимность и подотчетность Совета судей
(Яшина А.А.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Вместе с тем в настоящее время положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений только таких органов судейского сообщества, как квалификационная коллегия судей, экзаменационная комиссия... если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы. В этом случае лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органов в вышестоящие в порядке подчиненности органы, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров <16>. При этом возможность обжалования решений Совета судей в данной статье не предусмотрена.
(Яшина А.А.)
("Администратор суда", 2025, N 1)Вместе с тем в настоящее время положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений только таких органов судейского сообщества, как квалификационная коллегия судей, экзаменационная комиссия... если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы. В этом случае лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органов в вышестоящие в порядке подчиненности органы, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров <16>. При этом возможность обжалования решений Совета судей в данной статье не предусмотрена.