Полномочия собственника муниципального имущества
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия собственника муниципального имущества (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 158 "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств" БК РФВ сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества и главного распорядителя средств муниципального бюджета, производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 38.1 "Принцип подведомственности расходов бюджетов" БК РФВ сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно свидетельству о государственной регистрации права муниципального образования г. Сочи на земельный участок N 45 основанием для такой регистрации, произведенной 1 июля 2009 года, послужил Закон N 244-ФЗ. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи спорного участка, находящегося в границах курорта федерального значения, право федеральной собственности на который (предшествующий спорному участок с кадастровым номером 23:49:01 09 030:0014) зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ (части 1, 3, 5, 6 статьи 1).
Может ли одно публично-правовое образование заключить договор аренды имущества, которое принадлежит другому публично-правовому образованию
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно свидетельству о государственной регистрации права муниципального образования г. Сочи на земельный участок N 45 основанием для такой регистрации, произведенной 1 июля 2009 года, послужил Закон N 244-ФЗ. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства передачи на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, в собственность муниципального образования город-курорт Сочи спорного участка, находящегося в границах курорта федерального значения, право федеральной собственности на который (предшествующий спорному участок с кадастровым номером 23:49:01 09 030:0014) зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ (части 1, 3, 5, 6 статьи 1).
Статья: Экономическая основа местного самоуправления как институт муниципального права
(Лупенко И.Ю., Дондоков Ц.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, экономическая основа МСУ как институт муниципального права включает нормы законов и подзаконных актов, регламентирующих общественные отношения по поводу реализации полномочий собственника (муниципального образования) в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также имущественных прав муниципального образования. От имени муниципального образования данные полномочия осуществляются органами МСУ в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами МСУ.
(Лупенко И.Ю., Дондоков Ц.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Таким образом, экономическая основа МСУ как институт муниципального права включает нормы законов и подзаконных актов, регламентирующих общественные отношения по поводу реализации полномочий собственника (муниципального образования) в отношении имущества, находящегося в муниципальной собственности, средств местного бюджета, а также имущественных прав муниципального образования. От имени муниципального образования данные полномочия осуществляются органами МСУ в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами МСУ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)3. Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в отношении отчуждаемых государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями закрытых централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника отчуждаемого государственного или муниципального имущества, либо иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в установленном порядке. Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления самостоятельно.
(ред. от 08.08.2024)
"О водоснабжении и водоотведении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)3. Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в отношении отчуждаемых государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями закрытых централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника отчуждаемого государственного или муниципального имущества, либо иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в установленном порядке. Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления самостоятельно.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в отношении отчуждаемых государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, открытых централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника отчуждаемого государственного или муниципального имущества, либо иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в установленном порядке. Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления самостоятельно.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)3. Контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в отношении отчуждаемых государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, открытых централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника отчуждаемого государственного или муниципального имущества, либо иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в установленном порядке. Порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления самостоятельно.
Статья: Правовая природа субсидий, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальным предприятиям на ремонт и содержание имущества
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Термин "субсидия" происходит от латинского subsidium, что в переводе означает "помощь, поддержка, резерв". В России данное понятие появилось в начале XVIII в., будучи позаимствованным из немецкого языка <5>. В современной правовой науке субсидии рассматриваются как средства дополнительного финансирования из бюджетов различных уровней. Правовая регламентация отношений в сфере бюджетного субсидирования осуществляется на основе положений ст. 78 БК РФ, которая закрепляет порядок предоставления отдельных видов субсидий <6>. Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) пришел к выводу о допустимости предоставления муниципальным унитарным предприятиям субсидий на содержание и ремонт закрепленного за ними имущества из бюджетов тех публичных образований, в собственности которых оно находится (Постановление от 4 июля 2024 г. N 35-П) <7>. При этом суд отметил, что предоставление таких субсидий, по сути, является одной из возможных форм реализации органом местного самоуправления полномочий собственника по содержанию объектов муниципальной собственности.
(Полякова Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Термин "субсидия" происходит от латинского subsidium, что в переводе означает "помощь, поддержка, резерв". В России данное понятие появилось в начале XVIII в., будучи позаимствованным из немецкого языка <5>. В современной правовой науке субсидии рассматриваются как средства дополнительного финансирования из бюджетов различных уровней. Правовая регламентация отношений в сфере бюджетного субсидирования осуществляется на основе положений ст. 78 БК РФ, которая закрепляет порядок предоставления отдельных видов субсидий <6>. Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) пришел к выводу о допустимости предоставления муниципальным унитарным предприятиям субсидий на содержание и ремонт закрепленного за ними имущества из бюджетов тех публичных образований, в собственности которых оно находится (Постановление от 4 июля 2024 г. N 35-П) <7>. При этом суд отметил, что предоставление таких субсидий, по сути, является одной из возможных форм реализации органом местного самоуправления полномочий собственника по содержанию объектов муниципальной собственности.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отличать муниципальный контроль в узком смысле слова от контрольных полномочий муниципалитета как собственника имущества (например, земельного участка), а также от контрольных полномочий за соблюдением обязанностей, в частности, при выполнении муниципального задания. Отношения, возникающие при осуществлении таких контрольных полномочий, регулируются гражданским законодательством. Органы местного самоуправления имеют статус учредителей подведомственных предприятий и организаций, на балансе которых находятся различные объекты, являющиеся объектами проверки (дороги местного значения, леса, здания и т.п.). Взаимодействие органов местного самоуправления с муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (бюджетными, автономными, казенными) осуществляется в рамках частноправовых отношений. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" муниципальное образование - собственник имущества муниципального унитарного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (п. 10 ст. 20), контролирует выполнение утвержденных показателей экономической эффективности деятельности предприятия (п. 11 ст. 20). Для бюджетных муниципальных учреждений органы местного самоуправления утверждают обязательные для исполнения муниципальные задания.
Статья: Изъятие собственником имущества ГУП основных средств, приобретенных за счет субсидий
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность регионов.
(Лимонникова А.С.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)- уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность регионов.