Полномочия по обращению с животными без владельцев
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия по обращению с животными без владельцев (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19 "Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Изучив содержание статей Закона области N 158-ЗО, суд усматривает, что данный Закон в нарушение приведенной части 2 статьи 19 Федерального закона N 131-ФЗ не содержит перечня отдельных государственных полномочий Ульяновской области по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которыми наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ульяновской области..
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсация морального вреда, причиненного гражданину животными без владельца
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В последние годы мы видим рост числа судебных разбирательств по искам граждан к органам местного самоуправления с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного здоровью или имуществу граждан животными без владельца. Изучив несколько десятков таких дел, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, полномочия по обращению с животными без владельца ст. 7 Федерального закона N 498 закрепляет за субъектами РФ; в свою очередь, большая часть субъектов РФ наделила такими полномочиями органы местного самоуправления, поэтому указание муниципальных образований (или их комитетов и департаментов) в качестве ответчиков по таким делам оправдано.
(Анисимов А.П., Волконская О.А.)
("Российский судья", 2025, N 5)В последние годы мы видим рост числа судебных разбирательств по искам граждан к органам местного самоуправления с требованиями о компенсации морального вреда, причиненного здоровью или имуществу граждан животными без владельца. Изучив несколько десятков таких дел, мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, полномочия по обращению с животными без владельца ст. 7 Федерального закона N 498 закрепляет за субъектами РФ; в свою очередь, большая часть субъектов РФ наделила такими полномочиями органы местного самоуправления, поэтому указание муниципальных образований (или их комитетов и департаментов) в качестве ответчиков по таким делам оправдано.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2025 года"Как отметил Конституционный Суд, оспоренные положения являются гарантийными, направлены на обеспечение разграничения полномочий органов публичной власти в сфере обращения с животными без владельцев, на согласованное функционирование этих органов, а также на предоставление материальных и финансовых гарантий органам местного самоуправления при наделении их отдельными государственными полномочиями. При этом указанные нормы федерального законодательства не предполагают произвольного возложения обязанности по созданию приютов для животных на муниципалитеты и сами по себе их прав не ограничивают.
Статья: Правовое регулирование эвтаназии животных без владельца: за и против
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" определено, что пользование животным миром осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. В целом законодательство в сфере регулирования безнадзорных животных основывается на модели, которая действует во многих странах мира и предполагает возврат животных в среду их обитания после проведения мероприятий по вакцинации и стерилизации (ОСВ или ОСВВ), а также размещение в приютах животных, которые не могут быть возвращены на прежние места своего обитания (т.е. "безвозвратный отлов") (ст. 18 Закона). В 2022 - 2023 гг. в Закон N 498-ФЗ был внесен ряд изменений, устанавливающих передачу отдельных полномочий по регулированию обращения с животными без владельца на уровень субъектов РФ. В целях реализации предписаний федерального законодательства субъекты РФ приняли ряд правовых актов.
(Анисимов А.П., Буркова В.Н., Волков И.К., Ермаков А.М., Фомина А.С., Шебеко С.К.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 3)Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" определено, что пользование животным миром осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. В целом законодательство в сфере регулирования безнадзорных животных основывается на модели, которая действует во многих странах мира и предполагает возврат животных в среду их обитания после проведения мероприятий по вакцинации и стерилизации (ОСВ или ОСВВ), а также размещение в приютах животных, которые не могут быть возвращены на прежние места своего обитания (т.е. "безвозвратный отлов") (ст. 18 Закона). В 2022 - 2023 гг. в Закон N 498-ФЗ был внесен ряд изменений, устанавливающих передачу отдельных полномочий по регулированию обращения с животными без владельца на уровень субъектов РФ. В целях реализации предписаний федерального законодательства субъекты РФ приняли ряд правовых актов.
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В статье рассматриваются результаты мониторинга судебной практики по отдельным вопросам судебной защиты интересов местного самоуправления в условиях отсутствия недостаточного финансирования. На конкретных примерах показаны некоторые особенности исполнения судебных решений; особенности осуществления отдельных государственных полномочий; особенности решения вопросов местного значения. В рамках данной статьи не ставится задача показать все категории дел и выявить все имеющиеся проблемы. Более подробно исследуются дела, связанные с осуществлением полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, реализацией полномочий в сфере обращения с безнадзорными животными, а также прекращением производства по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)В статье рассматриваются результаты мониторинга судебной практики по отдельным вопросам судебной защиты интересов местного самоуправления в условиях отсутствия недостаточного финансирования. На конкретных примерах показаны некоторые особенности исполнения судебных решений; особенности осуществления отдельных государственных полномочий; особенности решения вопросов местного значения. В рамках данной статьи не ставится задача показать все категории дел и выявить все имеющиеся проблемы. Более подробно исследуются дела, связанные с осуществлением полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, реализацией полномочий в сфере обращения с безнадзорными животными, а также прекращением производства по делам об административных правонарушениях по части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.