Полномочия муниципальных обрАзований по формированию доходов местных бюджетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Полномочия муниципальных обрАзований по формированию доходов местных бюджетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Местные бюджеты как неотъемлемое звено бюджетной системы РФ <3> составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления. За ними законодательно закреплены источники доходов (налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления) <4>, нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговые доходы. Кроме того, установлены полномочия по формированию доходов местных бюджетов <5>. Бюджетные полномочия муниципальных образований <6> установлены законодательством <7>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Местные бюджеты как неотъемлемое звено бюджетной системы РФ <3> составляют финансово-экономическую основу местного самоуправления. За ними законодательно закреплены источники доходов (налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления) <4>, нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговые доходы. Кроме того, установлены полномочия по формированию доходов местных бюджетов <5>. Бюджетные полномочия муниципальных образований <6> установлены законодательством <7>.
Статья: Принципы финансового права и их роль в осуществлении финансовой деятельности муниципальных образований
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Применительно к финансовой деятельности муниципальных образований также проводятся исследования, и отдельные авторы предлагают свое видение данной категории <4>. В литературе отдельно выделяют принципы, на которых базируется система межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления <5>, принципы правового регулирования бюджетных отношений муниципальных образований в сфере формирования доходов местных бюджетов <6> и ряд других. Специфические принципы, на основе которых муниципальные образования реализуют свои конкретные финансовые полномочия, также могут обогатить общую теорию принципов финансовой деятельности муниципальных образований.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Применительно к финансовой деятельности муниципальных образований также проводятся исследования, и отдельные авторы предлагают свое видение данной категории <4>. В литературе отдельно выделяют принципы, на которых базируется система межбюджетных отношений на уровне местного самоуправления <5>, принципы правового регулирования бюджетных отношений муниципальных образований в сфере формирования доходов местных бюджетов <6> и ряд других. Специфические принципы, на основе которых муниципальные образования реализуют свои конкретные финансовые полномочия, также могут обогатить общую теорию принципов финансовой деятельности муниципальных образований.
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
(ред. от 31.07.2025)Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, неналоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Статья: Проблемы формирования муниципальных бюджетов в условиях институциональных изменений
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Вышеизложенное дает основания считать муниципальную финансовую политику схожей с государственной. Отличиями являются используемые инструменты и масштабы территорий, которые можно сгруппировать по следующим характерным признакам: 1) многие руководители муниципальных образований не обладают современным экономическим мышлением или налоговое правосознание у них находится на невысоком уровне, что отражает психолого-экономический признак; 2) наличие высокого уровня налогового обременения налоговых агентов, добросовестно уплачивающих налоги при одновременном уклонении от их уплаты с использованием различных схем, и отсутствие у налоговых органов законодательных инструментов воздействия, направленного на полноту налоговых сборов, определяют экономико-правовой признак; 3) организационно-управленческий признак характеризуется несвоевременным реагированием на ликвидацию недоимок и разработкой мер по реструктуризации сформировавшихся задолженностей.
(Косинский П.Д., Новиков А.О., Вольфсон Э.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Вышеизложенное дает основания считать муниципальную финансовую политику схожей с государственной. Отличиями являются используемые инструменты и масштабы территорий, которые можно сгруппировать по следующим характерным признакам: 1) многие руководители муниципальных образований не обладают современным экономическим мышлением или налоговое правосознание у них находится на невысоком уровне, что отражает психолого-экономический признак; 2) наличие высокого уровня налогового обременения налоговых агентов, добросовестно уплачивающих налоги при одновременном уклонении от их уплаты с использованием различных схем, и отсутствие у налоговых органов законодательных инструментов воздействия, направленного на полноту налоговых сборов, определяют экономико-правовой признак; 3) организационно-управленческий признак характеризуется несвоевременным реагированием на ликвидацию недоимок и разработкой мер по реструктуризации сформировавшихся задолженностей.
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований закреплен в ст. 31.1 БК РФ и представляет собой определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. При этом договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований закреплен в ст. 31.1 БК РФ и представляет собой определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. При этом договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Вопрос: О предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате налога на имущество физических лиц и земельного налога в Шебекинском городском округе.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-05-06-01/96518)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.
(Письмо Минфина России от 07.10.2024 N 03-05-06-01/96518)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.
Вопрос: О льготах по НДС, НДФЛ, налогу на имущество физлиц, земельному и транспортному налогам для инвалидов.
(Письмо Минфина России от 10.12.2024 N 03-00-07/124321)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов и региональных бюджетов представляется недопустимым.
(Письмо Минфина России от 10.12.2024 N 03-00-07/124321)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов и региональных бюджетов представляется недопустимым.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетная отчетность главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляется Центральным банком Российской Федерации при выполнении им полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе данных отчетности о поступлении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, учитываемых в соответствии с Положением Банка России от 17 ноября 2021 г. N 782-П "Об осуществлении Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетная отчетность главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляется Центральным банком Российской Федерации при выполнении им полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе данных отчетности о поступлении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов, администрируемых Центральным банком Российской Федерации, учитываемых в соответствии с Положением Банка России от 17 ноября 2021 г. N 782-П "Об осуществлении Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
Последние изменения: Межбюджетные отношения (для казенных учреждений, государственных органов и органов местного самоуправления (органов местной администрации))
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме этого, утратили силу положения Бюджетного кодекса РФ о полномочиях РФ по формированию доходов бюджетов, субъектов РФ - доходов бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований - доходов местных бюджетов.
(КонсультантПлюс, 2025)Кроме этого, утратили силу положения Бюджетного кодекса РФ о полномочиях РФ по формированию доходов бюджетов, субъектов РФ - доходов бюджетов субъектов РФ, муниципальных образований - доходов местных бюджетов.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31.1 БК РФ) означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями. Договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Вопрос: О предоставлении льгот, дополнительных оснований отсрочки и рассрочки по налогу на имущество физических лиц на отдельных территориях Курской области.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-05-06-01/96050)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.
(Письмо Минфина России от 04.10.2024 N 03-05-06-01/96050)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.
Вопрос: О налоговой базе, ставке, вычетах, освобождении от уплаты НДФЛ, о предоставлении льгот по налогу на имущество физических лиц.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-04-05/22629)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.
(Письмо Минфина России от 14.03.2024 N 03-04-05/22629)На основании проводимой работы по разграничению полномочий между органами власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и федеральным центром, а также следуя принципу самостоятельности бюджетов, закрепленному в статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждый уровень власти вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов представляется недопустимым.