Покушение на совершение административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Покушение на совершение административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 6.9 "Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ" КоАП РФ"Доводы ФИО1 о задержании 1 апреля 2022 г. именно по подозрению в совершении покушения на незаконный сбыт психотропных веществ и соответственно зачете указанного времени в срок содержания под стражей проверялись судом. В отношении ФИО1 в указанный период мера пресечения в виде заключения под стражу не избиралась, в порядке ст. 91 УПК РФ он не был задержан. Как следует из материалов дела 1 апреля 2022 г. в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ и согласно протоколу об административном задержании в порядке ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ он был задержан на срок не более 48 часов. При таких обстоятельствах срок административного задержания ФИО1 с обвинением в покушении на незаконный сбыт психотропных веществ не связан, поэтому этот срок не подлежит зачету в срок отбывания наказания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Во-первых, примером неопределенности права выступает не всегда удачный симбиоз административно-деликтного и уголовного права. В условиях усиления роли административной преюдиции все более отчетливой представляется проблема дисгармонии, существующая в указанных отраслях. Например, это находит свое выражение в законодательном отсутствии института покушения на совершение административного правонарушения, что порождает теоретико-прикладные проблемы квалификации отдельных противоправных действий. Так, если лицо, подвергнутое наказанию в виде лишения специального права, находясь в состоянии опьянения, повторно совершает действия, направленные на управление транспортным средством, которое не может начать движение в силу погодных или дорожных условий, то с позиции КоАП РФ в его деяниях не усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 12.8, ввиду отсутствия факта перемещения автомобиля в пространстве. Однако с позиции УК РФ такие действия подлежат квалификации как покушение на совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1.
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)Во-первых, примером неопределенности права выступает не всегда удачный симбиоз административно-деликтного и уголовного права. В условиях усиления роли административной преюдиции все более отчетливой представляется проблема дисгармонии, существующая в указанных отраслях. Например, это находит свое выражение в законодательном отсутствии института покушения на совершение административного правонарушения, что порождает теоретико-прикладные проблемы квалификации отдельных противоправных действий. Так, если лицо, подвергнутое наказанию в виде лишения специального права, находясь в состоянии опьянения, повторно совершает действия, направленные на управление транспортным средством, которое не может начать движение в силу погодных или дорожных условий, то с позиции КоАП РФ в его деяниях не усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 12.8, ввиду отсутствия факта перемещения автомобиля в пространстве. Однако с позиции УК РФ такие действия подлежат квалификации как покушение на совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 264.1.
Статья: Принципы взаимодействия следователей и сотрудников Госавтоинспекции при расследовании преступлений
(Рожкова А.С., Семенов Е.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Такая работа включает в себя совокупность конкретных мер, которые проводятся структурными подразделениями, в частности работниками полиции и следственными подразделениями, в пределах их компетенции с целью определения ситуаций, которые способствуют совершению как преступлений, так и административных правонарушений, принятия мер к их ликвидации, определения лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического влияния, предупреждения готовящихся преступлений, пресечения покушений на правонарушения, создания ситуаций, которые препятствуют совершению преступлений и административных правонарушений.
(Рожкова А.С., Семенов Е.А.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 2)Такая работа включает в себя совокупность конкретных мер, которые проводятся структурными подразделениями, в частности работниками полиции и следственными подразделениями, в пределах их компетенции с целью определения ситуаций, которые способствуют совершению как преступлений, так и административных правонарушений, принятия мер к их ликвидации, определения лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического влияния, предупреждения готовящихся преступлений, пресечения покушений на правонарушения, создания ситуаций, которые препятствуют совершению преступлений и административных правонарушений.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013)
(Извлечение)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такое понятие, как покушение на правонарушение. В связи с этим наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.04.2013)
(Извлечение)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает такое понятие, как покушение на правонарушение. В связи с этим наличие или отсутствие негативных последствий не имеет значения применительно к правонарушению, предусмотренному ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку состав рассматриваемого правонарушения является оконченным с момента совершения неправомерных действий.
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2021 N 39-П
"По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Востокфлот"Поскольку КоАП Российской Федерации связывает начало течения сроков давности привлечения к административной ответственности преимущественно с днем совершения (обнаружения) административного правонарушения, то правильное (точное) определение такого дня требует установления в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, всех признаков состава соответствующего административного правонарушения. В противном случае, принимая во внимание отсутствие в административно-деликтном законодательстве - в отличие от уголовного закона - института ответственности за покушение (приготовление), административное правонарушение не будет считаться оконченным (длящимся), что автоматически повлечет за собой невозможность наступления административной ответственности.
"По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 2.1, части 2 статьи 2.2, части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Востокфлот"Поскольку КоАП Российской Федерации связывает начало течения сроков давности привлечения к административной ответственности преимущественно с днем совершения (обнаружения) административного правонарушения, то правильное (точное) определение такого дня требует установления в действиях (бездействии) лица, привлекаемого к административной ответственности, всех признаков состава соответствующего административного правонарушения. В противном случае, принимая во внимание отсутствие в административно-деликтном законодательстве - в отличие от уголовного закона - института ответственности за покушение (приготовление), административное правонарушение не будет считаться оконченным (длящимся), что автоматически повлечет за собой невозможность наступления административной ответственности.
Статья: К вопросу о прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в связи с малозначительностью деяния
(Великая Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Например, мировым судьей осужден М. за покушение на мелкое взяточничество, а именно на дачу взятки в размере 250 руб. полицейскому роты N 1 ОБ ППСП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга за несоставление в отношении его материала об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ <9>.
(Великая Е.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 1)Например, мировым судьей осужден М. за покушение на мелкое взяточничество, а именно на дачу взятки в размере 250 руб. полицейскому роты N 1 ОБ ППСП УМВД России по Центральному району Санкт-Петербурга за несоставление в отношении его материала об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ <9>.
Статья: Уголовная ответственность за передачу лицу, содержащемуся в учреждении уголовно-исполнительной системы или месте содержания под стражей, средств коммуникации
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)В отличие от КоАП РФ (ст. 19.12) диспозиция уголовно-правовой нормы не указывает на такое действие, как попытка передачи запрещенных предметов. Это означает, что данные действия необходимо квалифицировать как покушение на совершение преступления.
(Филиппов П.А., Степанов В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 10)В отличие от КоАП РФ (ст. 19.12) диспозиция уголовно-правовой нормы не указывает на такое действие, как попытка передачи запрещенных предметов. Это означает, что данные действия необходимо квалифицировать как покушение на совершение преступления.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Согласно § 372 и 374 AO в Германии запрещены ввоз, вывоз или транзит товаров в нарушение установленных запретов под угрозой применения уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Виновный подлежит уголовному преследованию, если соответствующие действия либо покушение на их совершение не охватываются нормами об административных правонарушениях и непосредственно связаны с товарами, перемещение через границу которых подлежит декларированию и облагается различными таможенными пошлинами.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Согласно § 372 и 374 AO в Германии запрещены ввоз, вывоз или транзит товаров в нарушение установленных запретов под угрозой применения уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до 5 лет. Виновный подлежит уголовному преследованию, если соответствующие действия либо покушение на их совершение не охватываются нормами об административных правонарушениях и непосредственно связаны с товарами, перемещение через границу которых подлежит декларированию и облагается различными таможенными пошлинами.
Статья: Административные правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений: потенциальные новеллы КоАП РФ и их характеристика
(Попугаев Ю.И., Струков В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Следует выразить полную солидарность с утверждением Т.К. Ростовской о том, что современная Россия приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует духовно-нравственные, семейные ценности в молодежном социуме как важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого ее члена, и во многом эта тенденция связана относительно прочной связью с традициями национальной культуры, ее патриархальным ядром, достаточно прочным даже на фоне изменяющихся социально-моральных характеристик <6>. Покушение на семейные ценности путем совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, тем более насильственных, и по отношению к своим несовершеннолетним детям подрывает семейные устои, приводит к реальному разрушению семьи во всех проявлениях, отрицательно влияет на будущую демографическую ситуацию нашего отечества, затрудняет процесс правильного воспитания молодежи. В этой связи мы предлагаем дополнить ст. 4.3 КоАП РФ "Обстоятельства, отягчающие административную ответственность" пунктом, предусматривающим в качестве данных обстоятельств совершение административного правонарушения в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним.
(Попугаев Ю.И., Струков В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 10)Следует выразить полную солидарность с утверждением Т.К. Ростовской о том, что современная Россия приветствует традиционную модель семьи и пропагандирует духовно-нравственные, семейные ценности в молодежном социуме как важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого ее члена, и во многом эта тенденция связана относительно прочной связью с традициями национальной культуры, ее патриархальным ядром, достаточно прочным даже на фоне изменяющихся социально-моральных характеристик <6>. Покушение на семейные ценности путем совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, тем более насильственных, и по отношению к своим несовершеннолетним детям подрывает семейные устои, приводит к реальному разрушению семьи во всех проявлениях, отрицательно влияет на будущую демографическую ситуацию нашего отечества, затрудняет процесс правильного воспитания молодежи. В этой связи мы предлагаем дополнить ст. 4.3 КоАП РФ "Обстоятельства, отягчающие административную ответственность" пунктом, предусматривающим в качестве данных обстоятельств совершение административного правонарушения в отношении членов семьи и лиц, приравненных к ним.
Статья: Составы преступлений с административной преюдицией - "свои среди чужих"?
(Лопашенко Н.А.)
("Российский следователь", 2022, N 5)Существует также неявная административная преюдиция. Она есть в таких случаях, когда прямое упоминание о ней в уголовно-правовой норме отсутствует, и в принципе она не является обязательным признаком субъекта преступления. Однако количество лиц, для которых уголовная ответственность наступает после совершения подобного административного правонарушения, превалирует над другими субъектами. Как правило, законодатель при описании деяния или субъекта использует здесь обороты "систематическое" совершение деяния или его "неоднократное" совершение. Имеются в виду составы:
(Лопашенко Н.А.)
("Российский следователь", 2022, N 5)Существует также неявная административная преюдиция. Она есть в таких случаях, когда прямое упоминание о ней в уголовно-правовой норме отсутствует, и в принципе она не является обязательным признаком субъекта преступления. Однако количество лиц, для которых уголовная ответственность наступает после совершения подобного административного правонарушения, превалирует над другими субъектами. Как правило, законодатель при описании деяния или субъекта использует здесь обороты "систематическое" совершение деяния или его "неоднократное" совершение. Имеются в виду составы:
Статья: Особенности применения административной преюдиции за ненасильственное хищение чужого имущества
(Таскаев Н.Н., Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В частности, возникла проблема привлечения по административной преюдиции за неоконченное правонарушение, поскольку КоАП РФ не содержит норм, которые бы предусматривали ответственность за приготовление или покушение. Как следствие, нередко в правоприменительной практике имеются сложности при квалификации действий виновного лица, совершившего повторное административное правонарушение по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ.
(Таскаев Н.Н., Якимова Е.М.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)В частности, возникла проблема привлечения по административной преюдиции за неоконченное правонарушение, поскольку КоАП РФ не содержит норм, которые бы предусматривали ответственность за приготовление или покушение. Как следствие, нередко в правоприменительной практике имеются сложности при квалификации действий виновного лица, совершившего повторное административное правонарушение по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)В настоящее время широко обсуждаются, в том числе со ссылками на решения КС РФ, принятые за последние три года (Постановления от 15.01.2019 N 3-П, от 04.02.2019 N 8-П, от 14.11.2019 N 35-П, от 04.02.2020 N 7-П, от 07.04.2020 N 15-П, от 14.04.2020 N 17-П, от 23.06.2020 N 28-П, от 15.07.2020 N 36-П, от 15.10.2020 N 41-П, от 16.10.2020 N 42-П, от 18.03.2021 N 7-П, от 30.03.2021 N 9-П, от 06.04.2021 N 10-П, от 12.05.2021 N 17-П, от 09.07.2021 N 34-П, от 21.07.2021 N 39-П и др.) предложения относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания и др. <10>
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Действия лица, которое покушалось на дачу взятки сотруднику дорожно-патрульной службы за несоставление протокола об административном правонарушении, подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ как покушение на дачу взятки должностному лицу за заведомо незаконное бездействие.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Действия лица, которое покушалось на дачу взятки сотруднику дорожно-патрульной службы за несоставление протокола об административном правонарушении, подлежат квалификации по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ как покушение на дачу взятки должностному лицу за заведомо незаконное бездействие.
Статья: Еще раз о кодификации законодательства об административной ответственности в контексте правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.
(Князев С.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Что касается содержательных изменений правового регулирования административной ответственности, то даже беглый обзор административно-правовой литературы показывает, что преимущественное внимание в данном вопросе сконцентрировано на положениях Общей части КоАП РФ. В данном контексте в первую очередь нельзя не назвать широко обсуждаемые, в том числе со ссылками на решения Конституционного Суда (Постановления от 14 июля 2015 г. N 20-П, от 10 февраля 2017 г. N 2-П, от 15 января 2019 г. N 3-П, от 14 апреля 2020 г. N 17-П, от 23 июня 2020 г. N 28-П, от 21 июля 2021 г. N 39-П и др.), меры (предложения) относительно исчерпывающей законодательной регламентации принципов административной ответственности; природы, признаков и категорий административных правонарушений (оконченных, длящихся, грубых, малозначительных и т.д.); институтов покушения (приготовления) на административное правонарушение и соучастия в его совершении; административной деликтоспособности юридических лиц, в особенности в плане оправданности включения в круг субъектов административной ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления; перечня, видов и пределов (максимальных размеров) наказаний (санкций) за административные правонарушения и правил их наложения (сложения, поглощения, замены и др.), в том числе при множественности административных правонарушений; сроков давности привлечения к административной ответственности и административному наказанию, а также порядка их исчисления; оснований и условий освобождения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, от административной ответственности или от административного наказания; реабилитации (восстановления и защиты прав и законных интересов) лиц, незаконно подвергнутых административным санкциям, и разумных параметров возмещения им вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности <16>.
Статья: Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, вина представителей компании и иные юридически значимые обстоятельства устанавливаются на основании:
(Росиков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 1)Обстоятельства совершения коррупционного правонарушения, вина представителей компании и иные юридически значимые обстоятельства устанавливаются на основании: