Подтверждение факта постоянного проживания
Подборка наиболее важных документов по запросу Подтверждение факта постоянного проживания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации""Суд апелляционной инстанции также отклонил доводы апелляционной жалобы КУ "ЦЗН Чувашской Республики" о том, что постоянное проживание может подтверждаться только документами о регистрации по месту жительства, так как судом установлен факт постоянного проживания ФИО1 исходя из представленных доказательств, в силу части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, в том числе в сфере занятости населения."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 2 "Основные понятия" Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации""Поскольку регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, факт постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, как основание признания его жителем данного территориального образования, на которого распространяется законодательство субъекта Российской Федерации, может быть установлен судом общей юрисдикции."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок установления факта постоянного проживания иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем требование вида на жительство в подтверждение факта постоянного проживания на территории РФ не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных тому оснований (Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2005 N ГКПИ2004-1491).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Вместе с тем требование вида на жительство в подтверждение факта постоянного проживания на территории РФ не исключает возможности установления такого факта судом при наличии законных тому оснований (Решение Верховного Суда РФ от 18.01.2005 N ГКПИ2004-1491).
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"6. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
(ред. от 30.11.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя"6. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, указанное в частях 4 и 5 настоящей статьи, подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции. Вместе с указанным заявлением представляются документы, подтверждающие наличие гражданства Украины. Граждане Российской Федерации, имевшие гражданство Украины, постоянно проживавшие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов приобретшие гражданство Российской Федерации либо подавшие заявление о приобретении гражданства Российской Федерации, представляют также документы, подтверждающие факт их постоянного проживания на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Указ Президента РФ от 26.12.2022 N 951
"О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации"15. В случае отсутствия у заявителя или недееспособного лица предусмотренных настоящим Порядком документов, удостоверяющих гражданство и личность или подтверждающих факт регистрации по месту жительства, МВД России или его территориальный орган, в который подается заявление, проводит процедуру установления личности заявителя или недееспособного лица в порядке и сроки, которые установлены статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в любой период до 30 сентября 2022 г. Заключение об установлении личности с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) может быть представлено заявителем вместо соответствующих документов.
"О некоторых вопросах приобретения гражданства Российской Федерации"15. В случае отсутствия у заявителя или недееспособного лица предусмотренных настоящим Порядком документов, удостоверяющих гражданство и личность или подтверждающих факт регистрации по месту жительства, МВД России или его территориальный орган, в который подается заявление, проводит процедуру установления личности заявителя или недееспособного лица в порядке и сроки, которые установлены статьей 10.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области в любой период до 30 сентября 2022 г. Заключение об установлении личности с подтверждением факта постоянного проживания (регистрации по месту жительства) может быть представлено заявителем вместо соответствующих документов.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Сам по себе механизм признания граждан Украины гражданами Российской Федерации представлял упрощенную по своей сути процедуру. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что достаточным для приобретения российского гражданства являлся факт постоянного проживания, который не может определяться исключительно на основании формальной регистрации гражданина Украины на соответствующей территории. При этом правоприменительные органы были ориентированы на необходимость учета совокупности обстоятельств, которые могут быть связаны, в частности, с наймом жилья или постоянной работой на территории Крыма или Севастополя. Эти обстоятельства, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, должны подтверждать, что гражданин избрал соответствующие территории местом приоритетных каждодневных жизненных интересов и стремится к установлению реальной, а не только формальной связи с ними. Кроме того, уполномоченные органы во всяком случае не вправе не учитывать решение суда, которым подтверждается факт постоянного проживания гражданина на территории Крыма или Севастополя. Иначе это приводило бы к тому, что имеющий обязательное значение судебный акт преодолевался решением административного органа.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Сам по себе механизм признания граждан Украины гражданами Российской Федерации представлял упрощенную по своей сути процедуру. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что достаточным для приобретения российского гражданства являлся факт постоянного проживания, который не может определяться исключительно на основании формальной регистрации гражданина Украины на соответствующей территории. При этом правоприменительные органы были ориентированы на необходимость учета совокупности обстоятельств, которые могут быть связаны, в частности, с наймом жилья или постоянной работой на территории Крыма или Севастополя. Эти обстоятельства, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, должны подтверждать, что гражданин избрал соответствующие территории местом приоритетных каждодневных жизненных интересов и стремится к установлению реальной, а не только формальной связи с ними. Кроме того, уполномоченные органы во всяком случае не вправе не учитывать решение суда, которым подтверждается факт постоянного проживания гражданина на территории Крыма или Севастополя. Иначе это приводило бы к тому, что имеющий обязательное значение судебный акт преодолевался решением административного органа.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории России, документы, подтверждающие факты въезда в Россию и (или) выезда из России (пункт с 1 января 2018 г. изложен Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ полностью в новой редакции; пункт введен с 5 июня 2012 г. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ и в его первоначальной редакции были указаны документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами России, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)14) документы, подтверждающие факт пребывания физических лиц - резидентов за пределами территории России, документы, подтверждающие факты въезда в Россию и (или) выезда из России (пункт с 1 января 2018 г. изложен Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 427-ФЗ полностью в новой редакции; пункт введен с 5 июня 2012 г. Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 406-ФЗ и в его первоначальной редакции были указаны документы, подтверждающие факт постоянного проживания физических лиц, являющихся гражданами России, в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, в том числе указанные в подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона);
Статья: Суточные исходя из километража: компенсация или зарплата?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Признавая неверной позицию апелляционного суда и налоговиков о необходимости наличия документального подтверждения несения компенсируемых суточными затрат, он указал, что несение работником расходов по суточным подтверждается уже фактом его нахождения не по месту постоянного проживания. Несение данных расходов в служебной поездке человеком вне места своего постоянного проживания объективно предполагается, поскольку связано в том числе с обеспечением его жизнедеятельности, функционирования и не может быть в полном объеме нормировано каким-либо подтверждающим чеком применительно к реализации каждой из таких объективных потребностей человека.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 20)Признавая неверной позицию апелляционного суда и налоговиков о необходимости наличия документального подтверждения несения компенсируемых суточными затрат, он указал, что несение работником расходов по суточным подтверждается уже фактом его нахождения не по месту постоянного проживания. Несение данных расходов в служебной поездке человеком вне места своего постоянного проживания объективно предполагается, поскольку связано в том числе с обеспечением его жизнедеятельности, функционирования и не может быть в полном объеме нормировано каким-либо подтверждающим чеком применительно к реализации каждой из таких объективных потребностей человека.