Подсудность дел об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Подсудность дел об административном правонарушении в отношении несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Специальная территориальная подсудность предусмотрена в трех случаях: 1) по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ); 2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, который находится в одном районе населенного пункта, а сам территориальный орган - в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соответствующего должностного лица <1>. В этом смысле формулировка ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ представляется не совсем удачной. В ней явно не хватает указания на то, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, должностного лица, проводивших административное расследование.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Специальная территориальная подсудность предусмотрена в трех случаях: 1) по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ); 2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, который находится в одном районе населенного пункта, а сам территориальный орган - в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соответствующего должностного лица <1>. В этом смысле формулировка ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ представляется не совсем удачной. В ней явно не хватает указания на то, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, должностного лица, проводивших административное расследование.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Несудебные административно-юрисдикционные органы в пределах своих полномочий также правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование (это подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, например, в Постановлении от 15 октября 2015 г. N 49-АД15-5). С учетом этого в абз. 12 подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении от правоприменителя требуется определить приоритетность между соответствующими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Несудебные административно-юрисдикционные органы в пределах своих полномочий также правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование (это подтверждено и Верховным Судом Российской Федерации, например, в Постановлении от 15 октября 2015 г. N 49-АД15-5). С учетом этого в абз. 12 подп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении от правоприменителя требуется определить приоритетность между соответствующими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"По делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"По делам, перечисленным в частях 1.1, 2, 3, 5 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу. При наличии совокупности установленных частями 1.1, 2, 3 и 6 статьи 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать часть 3 статьи 29.5 КоАП РФ).
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
(ред. от 04.11.2025)2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При наличии совокупности установленных ч. 1.1, 2, 3 и 6 ст. 29.5 КоАП РФ критериев по одному делу об административном правонарушении судье необходимо установить приоритет между этими нормами (например, если по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, было проведено административное расследование, нормой, определяющей территориальную подсудность, следует считать ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Территориальная подсудность таких дел определяется по общему правилу по месту совершения административного правонарушения. При этом следует исходить из того, что данное правонарушение может быть совершено только в форме действия, поэтому местом совершения административного правонарушения будет место нахождения чужого имущества. Однако необходимо учитывать, что данные правонарушения часто совершаются несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет. В этом случае дело должно рассматриваться по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Территориальная подсудность таких дел определяется по общему правилу по месту совершения административного правонарушения. При этом следует исходить из того, что данное правонарушение может быть совершено только в форме действия, поэтому местом совершения административного правонарушения будет место нахождения чужого имущества. Однако необходимо учитывать, что данные правонарушения часто совершаются несовершеннолетними в возрасте от 16 до 18 лет. В этом случае дело должно рассматриваться по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Статья: Участие педагога, педагогического работника и психолога в судебной деятельности: вопросы унификации процессуального законодательства
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Психолог как альтернатива педагогу (педагогическому работнику). В советском уголовном процессе участие психолога в допросах несовершеннолетних (в отличие от педагога) предусмотрено не было. При этом в научной литературе обосновывались точки зрения о том, что участие психолога в этих следственных действиях более приоритетно, чем участие педагога <13>. УПК РФ в первоначальной редакции закреплял участие как педагога, так и психолога, но лишь в допросе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 3, 6 ст. 425). В допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам длительное время допускалось только участие педагога, в отличие от ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, закрепляющей опрос несовершеннолетнего свидетеля по делу об административном правонарушении в присутствии педагога или психолога.
(Тетюев С.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Психолог как альтернатива педагогу (педагогическому работнику). В советском уголовном процессе участие психолога в допросах несовершеннолетних (в отличие от педагога) предусмотрено не было. При этом в научной литературе обосновывались точки зрения о том, что участие психолога в этих следственных действиях более приоритетно, чем участие педагога <13>. УПК РФ в первоначальной редакции закреплял участие как педагога, так и психолога, но лишь в допросе подозреваемого, обвиняемого, подсудимого (ч. 3, 6 ст. 425). В допросе несовершеннолетних свидетелей и потерпевших по уголовным делам длительное время допускалось только участие педагога, в отличие от ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ, закрепляющей опрос несовершеннолетнего свидетеля по делу об административном правонарушении в присутствии педагога или психолога.
Статья: Проблемные вопросы привлечения военнослужащих к административной ответственности за деяния, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Совершение административного правонарушения до изменения правового статуса лица не может являться основанием изменения подсудности дела. Аналогичная логика прослеживается и при привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя либо должностного лица, впоследствии прекратившего предпринимательскую деятельность либо утратившего свой статус <7>, при привлечении лица, совершившего административное правонарушение в несовершеннолетнем возрасте, а к моменту рассмотрения дела достигшего совершеннолетия (в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав). Схожее правило проведения расследования по уголовному делу в отношении совершеннолетнего, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, содержится в ч. 1 ст. 420 УПК РФ.
(Куцкель М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)Совершение административного правонарушения до изменения правового статуса лица не может являться основанием изменения подсудности дела. Аналогичная логика прослеживается и при привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя либо должностного лица, впоследствии прекратившего предпринимательскую деятельность либо утратившего свой статус <7>, при привлечении лица, совершившего административное правонарушение в несовершеннолетнем возрасте, а к моменту рассмотрения дела достигшего совершеннолетия (в соответствии с ч. 1 ст. 23.2 КоАП РФ дело будет рассматриваться комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав). Схожее правило проведения расследования по уголовному делу в отношении совершеннолетнего, совершившего преступление в несовершеннолетнем возрасте, содержится в ч. 1 ст. 420 УПК РФ.
Статья: Спорные вопросы установления административной ответственности законами субъектов РФ (на примере Калининградской области)
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В статье 86 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях перечислены следующие субъекты административной юрисдикции:
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)В статье 86 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях перечислены следующие субъекты административной юрисдикции:
Статья: Защита прав пациентов: действенный механизм или юридическая фикция?
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2021, N 2)Теперь несколько условий: если он (пациент) только что получил травму и испытывает нестерпимую боль, что для него будет важней, оказание медицинской манипуляции или размышления о правах? Далее - если он находится в зависимом медицинском состоянии (освидетельствуемые подсудимый или лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, призывник и т.п., уже не будем говорить заранее о лицах, которые перманентно лишены возможности на самостоятельную реализацию прав пациента, несовершеннолетние <3>, лица, ментальное состояние которых не позволяет адекватно здоровому человеку воспринимать реальность), или он подлежит принудительной госпитализации, или он в коме, или на реанимационных процедурах.
(Осинцев Д.В.)
("Медицинское право", 2021, N 2)Теперь несколько условий: если он (пациент) только что получил травму и испытывает нестерпимую боль, что для него будет важней, оказание медицинской манипуляции или размышления о правах? Далее - если он находится в зависимом медицинском состоянии (освидетельствуемые подсудимый или лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, призывник и т.п., уже не будем говорить заранее о лицах, которые перманентно лишены возможности на самостоятельную реализацию прав пациента, несовершеннолетние <3>, лица, ментальное состояние которых не позволяет адекватно здоровому человеку воспринимать реальность), или он подлежит принудительной госпитализации, или он в коме, или на реанимационных процедурах.
Статья: Порядок изменения подведомственности и подсудности дела об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие подведомственности и подсудности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1. Понятие подведомственности и подсудности
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Так, в Казахстане действуют 20 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, в том числе по одному суду в трех городах республиканского значения и в 17 областях. В их подсудности все уголовные и административные правонарушения, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет, а также другими лицами в отношении заведомо несовершеннолетних либо против интересов несовершеннолетних. К их подсудности еще отнесены все споры о праве, в которых так или иначе затронуты права, свободы и законные интересы лиц, не достигших 18 лет. Специализированные суды по административным правонарушениям действуют в количестве 27 на территориях трех городов республиканского значения и 17 областей. В их подсудности дела об административных правонарушениях, а также жалобы на действия, бездействие и решения органа или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Во всех 17 областях и трех городах республиканского значения действуют по одному специализированному уголовному, экономическому, следственному суду. В подсудности специализированных межрайонных экономических судов - имущественные и неимущественные, а также корпоративные споры между юрлицами. К подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях. В полномочиях следственных судов и судей - санкционирование следственных действий, а также судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве. В Казахстане есть также военные суды пяти гарнизонов и в столице один специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. В подсудности военных судов гарнизонов - гражданские и административные дела, где стороной являются военнослужащий, орган военного управления, воинская часть, а также дела об уголовных правонарушениях. В подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам - особо тяжкие воинские преступления.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Так, в Казахстане действуют 20 специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, в том числе по одному суду в трех городах республиканского значения и в 17 областях. В их подсудности все уголовные и административные правонарушения, совершенные лицами в возрасте от 14 до 18 лет, а также другими лицами в отношении заведомо несовершеннолетних либо против интересов несовершеннолетних. К их подсудности еще отнесены все споры о праве, в которых так или иначе затронуты права, свободы и законные интересы лиц, не достигших 18 лет. Специализированные суды по административным правонарушениям действуют в количестве 27 на территориях трех городов республиканского значения и 17 областей. В их подсудности дела об административных правонарушениях, а также жалобы на действия, бездействие и решения органа или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Во всех 17 областях и трех городах республиканского значения действуют по одному специализированному уголовному, экономическому, следственному суду. В подсудности специализированных межрайонных экономических судов - имущественные и неимущественные, а также корпоративные споры между юрлицами. К подсудности специализированных межрайонных судов по уголовным делам отнесены уголовные дела об особо тяжких преступлениях. В полномочиях следственных судов и судей - санкционирование следственных действий, а также судебный контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном судопроизводстве. В Казахстане есть также военные суды пяти гарнизонов и в столице один специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам. В подсудности военных судов гарнизонов - гражданские и административные дела, где стороной являются военнослужащий, орган военного управления, воинская часть, а также дела об уголовных правонарушениях. В подсудности специализированных межрайонных военных судов по уголовным делам - особо тяжкие воинские преступления.