Подследственность следственного комитета

Подборка наиболее важных документов по запросу Подследственность следственного комитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 163 "Вымогательство" УК РФ"Направление проверочного материала из следственного отдела подразделения органа внутренних дел напрямую в следственный комитет, принятие решения о возбуждении дела по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 3 ст. 163 УК РФ, именно следователем следственного комитета, не является существенным нарушением закона, влекущим недействительность подобного решения, поскольку на тот момент следователем следственного комитета уже расследовалось уголовное дело в отношении тех же фигурантов по факту убийства А.Р.С. Впоследствии указанные уголовные дела были соединены в одно производство надлежащим должностным лицом, и соединенное уголовное дело расследовалось в строгом соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 УПК РФ, учитывая, что ранее всех было возбуждено уголовное дело о наиболее тяжком преступлении (ч. 2 ст. 105 УК РФ), отнесенное к исключительной подследственности следователей Следственного комитета РФ."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Производство дознания следователями Следственного комитета Российской Федерации: проблемы и пути их решения
(Стельмах В.Ю.)
("Мировой судья", 2022, N 4)
Первый способ предполагает минимальные, "косметические" изменения действующего порядка. В рамках этого способа оптимальным выходом из создавшегося коллизионного положения стало бы закрепление нормы о расследовании уголовных дел, совершенных специальными субъектами, в форме предварительного следствия, на что обращается внимание в научной литературе <9>. Такой подход в полной степени соответствует сути персонального признака подследственности, имеющего приоритет над предметным признаком. Если расследование уголовного дела в отношении соответствующих субъектов принципиально отнесено к подследственности Следственного комитета Российской Федерации, то очевидно, что было бы целесообразно предусмотреть, что расследование должно осуществляться в форме предварительного следствия, поскольку повышенный уровень контроля за соблюдением прав гражданина достигается благодаря не столько субъекту, производящему расследование, сколько совокупности процедур, присущих той или иной форме расследования.
Статья: Отдельные вопросы повышения статуса Следственного комитета Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности
(Кутуев Э.К., Логунов О.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 6)
В статье анализируется действующее законодательство, регламентирующее вопросы подследственности, а также статистические данные деятельности Следственного комитета РФ. На основании проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости изменения подследственности Следственного комитета РФ и сосредоточении деятельности на противодействии преступлений должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры, должной защиты высшей ценности государства - прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя Российской Федерации. В статье делается вывод о том, что в подследственности Следственного комитета РФ следует оставить: уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, указанными в ч. 1 ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса РФ; в полном объеме преступления, совершенные особой категорией должностных лиц в связи с исполнением ими своих служебных и должностных обязанностей, а также преступления, совершенные в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью; тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности, против государственной власти, против мира и безопасности человечества. Из подследственности Следственного комитета РФ следует исключить: уголовные дела небольшой и средней тяжести, совершенные иными субъектами, за исключением указанных; преступления против общественного порядка, преступления в сфере экономики, против здоровья населения и общественной нравственности.

Нормативные акты

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
3. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.
"Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют"3) законопроекта "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", который предусматривает ответственность за уклонение от обязанности декларирования сведений об операциях, связанных с использованием цифровой валюты, а также предусматривает, что совершение преступления с использованием цифровой валюты является обстоятельством, отягчающим наказание. Данные преступления отнесены к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации;