Подготовка административных дел к судебному разбирательству
Подборка наиболее важных документов по запросу Подготовка административных дел к судебному разбирательству (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 135 "Действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству" КАС РФСТАТЬЯ 135 "ДЕЙСТВИЯ СТОРОН И СУДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 142 "Участие в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи" КАС РФ"При этом предусмотренное статьей 142 КАС РФ право на участие в судебном заседании суда первой инстанции посредством видеоконференц-связи ему не разъяснялось ни в определении о принятии административного искового заявления к производству и подготовке административного дела к судебному разбирательству от 1 июня 2023 года (л.д. 2 - 3), ни в расписке о разъяснении прав (л.д. 26), административное дело рассмотрено 28 августа 2023 года по существу в отсутствие административного истца (л.д. 142 - 144).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 13. ПОДГОТОВКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Глава 13. ПОДГОТОВКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 265.3. Подготовка к судебному разбирательству административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Статья 265.3. Подготовка к судебному разбирательству административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 13. ПОДГОТОВКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
(ред. от 31.07.2025)Глава 13. ПОДГОТОВКА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛА
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<1> Так, в гл. 14 Гражданского процессуального кодекса РФ ("Подготовка дела к судебному разбирательству"), гл. 13 Кодекса административного судопроизводства РФ ("Подготовка административного дела к судебному разбирательству"), гл. 33 Уголовно-процессуального кодекса РФ ("Общий порядок подготовки к судебному заседанию") содержатся положения, определяющие четкую систему действий, которые необходимо осуществить судье в порядке подготовки по поступившему делу, сроки их осуществления, задачи данного этапа производства, суть и содержание выносимых процессуальных актов.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<1> Так, в гл. 14 Гражданского процессуального кодекса РФ ("Подготовка дела к судебному разбирательству"), гл. 13 Кодекса административного судопроизводства РФ ("Подготовка административного дела к судебному разбирательству"), гл. 33 Уголовно-процессуального кодекса РФ ("Общий порядок подготовки к судебному заседанию") содержатся положения, определяющие четкую систему действий, которые необходимо осуществить судье в порядке подготовки по поступившему делу, сроки их осуществления, задачи данного этапа производства, суть и содержание выносимых процессуальных актов.
Статья: Особенности и значение систематизации норм о примирении в процессуальных кодексах
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Следующий вывод заключается в том, что систематизация норм о примирении произведена в трех процессуальных Кодексах: АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ. При этом в цивилистическом процессе достигнуто унифицированное регулирование примирительных процедур в рамках отдельных глав. Данный факт особо примечателен, учитывая, что на протяжении длительного времени АПК РФ и ГПК РФ развивались стремительно и не в сторону унификации процедуры, а по направлению к дифференциации процессуальных особенностей <5>. В КАС РФ также внесены новые во многом аналогичные положения о примирении и примирительных процедурах, но в отличие от цивилистических кодексов они содержатся не в отдельном разделе, а включены в главу о подготовке административного дела к судебному разбирательству. Обобщая положения процессуальных кодексов в отношении примирительных процедур и, несмотря на определенную специфику их применения в административном судопроизводстве, можно заключить, что, во-первых, систематизация привела к завершению формирования института примирения сторон в процессуальном праве и, во-вторых, этот институт носит межотраслевой характер.
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)Следующий вывод заключается в том, что систематизация норм о примирении произведена в трех процессуальных Кодексах: АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ. При этом в цивилистическом процессе достигнуто унифицированное регулирование примирительных процедур в рамках отдельных глав. Данный факт особо примечателен, учитывая, что на протяжении длительного времени АПК РФ и ГПК РФ развивались стремительно и не в сторону унификации процедуры, а по направлению к дифференциации процессуальных особенностей <5>. В КАС РФ также внесены новые во многом аналогичные положения о примирении и примирительных процедурах, но в отличие от цивилистических кодексов они содержатся не в отдельном разделе, а включены в главу о подготовке административного дела к судебному разбирательству. Обобщая положения процессуальных кодексов в отношении примирительных процедур и, несмотря на определенную специфику их применения в административном судопроизводстве, можно заключить, что, во-первых, систематизация привела к завершению формирования института примирения сторон в процессуальном праве и, во-вторых, этот институт носит межотраслевой характер.
Статья: О некоторых проблемах административного судопроизводства
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Кроме того, если в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству суд решит, что дело должно быть рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, он выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ).
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Кроме того, если в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству суд решит, что дело должно быть рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства, он выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (ч. 5 ст. 16.1 КАС РФ).
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют возможность беспрепятственной реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства: при подготовке административного дела к судебному разбирательству, при рассмотрении и разрешении административного дела, а равно использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. Обеспечению доступности правосудия служат и соответствующие финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в главе 10 КАС РФ предусматривается возможность предоставления в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по уплате государственной пошлины, определяются основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)Доступность административного правосудия представляет собой отправную точку в порядке административного судопроизводства; однако все стадии и этапы судебного процесса должны содержать процессуальные механизмы, направленные на поддержку этого принципиального положения об установлении полноценных гарантий для участия в рассмотрении дела. Доступность правосудия имеет сложную процессуально-обеспечительную структуру, ибо нормы КАС РФ гарантируют возможность беспрепятственной реализации административно-процессуальной правосубъектности гражданина на всех стадиях административного судопроизводства: при подготовке административного дела к судебному разбирательству, при рассмотрении и разрешении административного дела, а равно использовании права апелляционного обжалования решения суда, обращении в суд кассационной инстанции или в суд, наделенный полномочием по пересмотру судебного акта, приведении в исполнение вступивших в силу судебных актов. Обеспечению доступности правосудия служат и соответствующие финансовые и организационно-правовые механизмы, направленные на расширение возможностей обращения в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Например, в главе 10 КАС РФ предусматривается возможность предоставления в соответствии с законодательством о налогах и сборах льгот по уплате государственной пошлины, определяются основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты.
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Подготовка административного дела к судебному разбирательству (гл. 13 КАС РФ). Наименование ст. 132 КАС РФ не соответствует содержанию размещенных в ней норм. Во-первых, несмотря на наименование, в статье не определены задачи этапа подготовки, но указывается только его цель - обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела. Во-вторых, данная статья содержит и иные процессуальные нормы об обязательности подготовки, порядке ее проведения. С содержательной точки зрения совокупность данных норм, которые не составляют единый процессуальный комплекс, следует разделить на два блока. Первый, - "цели и задачи подготовки" должен устанавливать не только цель подготовки, но и определять ее задачи (например, ст. 148 ГПК РФ). Второй, - регулировать порядок и сроки подготовки административного дела к судебному разбирательству, то есть необходимо объединить соответствующие нормы ст. 132 и 134 КАС РФ в единый комплекс с дополнительной специализацией.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)Подготовка административного дела к судебному разбирательству (гл. 13 КАС РФ). Наименование ст. 132 КАС РФ не соответствует содержанию размещенных в ней норм. Во-первых, несмотря на наименование, в статье не определены задачи этапа подготовки, но указывается только его цель - обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела. Во-вторых, данная статья содержит и иные процессуальные нормы об обязательности подготовки, порядке ее проведения. С содержательной точки зрения совокупность данных норм, которые не составляют единый процессуальный комплекс, следует разделить на два блока. Первый, - "цели и задачи подготовки" должен устанавливать не только цель подготовки, но и определять ее задачи (например, ст. 148 ГПК РФ). Второй, - регулировать порядок и сроки подготовки административного дела к судебному разбирательству, то есть необходимо объединить соответствующие нормы ст. 132 и 134 КАС РФ в единый комплекс с дополнительной специализацией.
Статья: Стадии судебного разбирательства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4) процессуального закрепления распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке административного дела к судебному разбирательству;
Статья: К вопросу о необходимости выделения принципа добросовестности в гражданском процессуальном праве (на примере административного судопроизводства)
(Ионова Д.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Поэтому в процессуальном законе и разъяснениях ВС РФ приводятся некоторые типичные случаи недобросовестного поведения и предусмотрены некоторые неблагоприятные последствия. И хотя в КАС РФ в связи со спецификой административного судопроизводства не содержится положений о взыскании компенсации за потерю времени (ст. 99 ГПК РФ), а также, в отличие от арбитражного процесса, не предусмотрена возможность отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее процессуальными правами (ст. 111 АПК РФ), тем не менее можно выделить ряд специфических положений административного процессуального законодательства. Так, например, согласно ч. 5 ст. 135 КАС РФ в случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных ст. ст. 122 и 123 КАС РФ. Как указано ВС РФ в п. 27 Постановления Пленума от 17 декабря 2024 г. N 41 "О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции" <17>, штраф накладывается как на любую виновную сторону за проявленное неуважение к суду, препятствующее проведению своевременной подготовки дела, так и на административного ответчика за непредставление или несвоевременное представление письменных возражений или необходимых доказательств (ч. 4 - 6 ст. 63, ст. ст. 122 и 123, ч. 5 ст. 135 КАС РФ). При этом названные правовые последствия разъясняются лицам, участвующим в деле, в соответствующих определениях.
(Ионова Д.Ю.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)Поэтому в процессуальном законе и разъяснениях ВС РФ приводятся некоторые типичные случаи недобросовестного поведения и предусмотрены некоторые неблагоприятные последствия. И хотя в КАС РФ в связи со спецификой административного судопроизводства не содержится положений о взыскании компенсации за потерю времени (ст. 99 ГПК РФ), а также, в отличие от арбитражного процесса, не предусмотрена возможность отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее процессуальными правами (ст. 111 АПК РФ), тем не менее можно выделить ряд специфических положений административного процессуального законодательства. Так, например, согласно ч. 5 ст. 135 КАС РФ в случае противодействия стороны своевременной подготовке административного дела к судебному разбирательству, в том числе в случае непредставления или несвоевременного представления административным ответчиком возражений в письменной форме и необходимых доказательств в назначенный судом срок, невыполнения иных указаний суда, суд может наложить на виновную сторону судебный штраф в порядке и размере, предусмотренных ст. ст. 122 и 123 КАС РФ. Как указано ВС РФ в п. 27 Постановления Пленума от 17 декабря 2024 г. N 41 "О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции" <17>, штраф накладывается как на любую виновную сторону за проявленное неуважение к суду, препятствующее проведению своевременной подготовки дела, так и на административного ответчика за непредставление или несвоевременное представление письменных возражений или необходимых доказательств (ч. 4 - 6 ст. 63, ст. ст. 122 и 123, ч. 5 ст. 135 КАС РФ). При этом названные правовые последствия разъясняются лицам, участвующим в деле, в соответствующих определениях.
Статья: Развитие норм о подготовке гражданских дел к судебному разбирательству в цивилистических процессуальных кодексах Российской Федерации
(Чекмарева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)В статье освещены этапы развития законодательства, регулирующего процессуальные подготовительные действия по гражданским делам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Автор отмечает, что важную роль в установлении временных границ совершения отдельных процессуальных подготовительных действий в XVIII в. играли указы Петра I. Принятие Устава гражданского судопроизводства 1864 г. закрепило предварительную письменную подготовку в качестве значимого этапа судопроизводства, осуществляемого на основе состязательности и равноправия сторон. Автор приходит к выводу, что этап подготовки дела к судебному разбирательству практически не существовал до 1929 г., поскольку ГПК РСФСР 1923 г. суть подготовки сводил лишь к праву судьи собирать необходимые для разрешения дела доказательства по просьбе истца и вне возражений ответчика. Отмечается, что принятый в 1964 г. ГПК РСФСР также не называл подготовку дела к судебному разбирательству обязательной стадией процесса и лишь в Постановлении Пленума ВС РСФСР от 19 марта 1969 г. "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" указывалось, что подготовка является самостоятельной стадией и обязательна по каждому гражданскому делу. Автор подчеркивает, что принятие в 2002 г. ГПК РФ и АПК РФ значительно изменило подготовку дела к судебному разбирательству, придав состязательный характер подготовительным действиям. Законодательная фундаментализация указанного этапа позволила автору представить подготовку дела к судебному разбирательству в качестве системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем (управляемой и управляющей). Автор отмечает, что системный подход к изучению подготовки дел к рассмотрению позволяет выявить роль подготовительных процедур в гражданском процессе, упорядочить взаимодействие суда и сторон, предвидеть возможные результаты от подготовительных процедур, выяснить соотношение цели и задач подготовки на каждом этапе судопроизводства. Сравнительный анализ норм ГПК РФ и АПК РФ, регламентирующих правила о раскрытии доказательств, позволил прийти к выводу о нецелесообразности закрепления в ГПК РФ обязанности раскрытия доказательств без установления мер ответственности за ее неисполнение. Обращается внимание на непоследовательность законодателя, определяющего ст. 132 КАС РФ как "Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству", однако не указывающего ни одной из них. Автором предлагается перечень таких задач. Отмечая специфику административного судопроизводства, автор констатирует, что такая задача подготовки административного дела к судебному разбирательству, как примирение сторон, может быть выделена с определенной долей условности, поскольку суд содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение. В гражданском и арбитражном судопроизводстве, напротив, центральное место в современной модели подготовительных процедур в суде первой инстанции должны занимать две взаимосвязанные цели: первая направлена на максимальное использование возможностей примирения сторон, вторая - на качественную подготовку дела к рассмотрению в судебном заседании, в связи с чем возрастает значение этапа подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку в случае примирения или отказа от иска цель судопроизводства может быть достигнута без судебного разбирательства. Исследуя проблематику научного осмысления целей и задач не только подготовительных процедур, но и всего гражданского судопроизводства, автор приходит к выводу о том, что в современных условиях эффективность судебной защиты напрямую зависит от реализации основанных на конституционных положениях целевых установок гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Исследуя зарубежный опыт, автор отмечает, что наряду с эффективным разрешением споров важной составляющей цели гражданского судопроизводства становится социальная функция, без которой не может обойтись и отечественное правосудие. Во многом этому должно способствовать законодательное закрепление примирения в числе задач гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.
(Чекмарева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 1)В статье освещены этапы развития законодательства, регулирующего процессуальные подготовительные действия по гражданским делам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Автор отмечает, что важную роль в установлении временных границ совершения отдельных процессуальных подготовительных действий в XVIII в. играли указы Петра I. Принятие Устава гражданского судопроизводства 1864 г. закрепило предварительную письменную подготовку в качестве значимого этапа судопроизводства, осуществляемого на основе состязательности и равноправия сторон. Автор приходит к выводу, что этап подготовки дела к судебному разбирательству практически не существовал до 1929 г., поскольку ГПК РСФСР 1923 г. суть подготовки сводил лишь к праву судьи собирать необходимые для разрешения дела доказательства по просьбе истца и вне возражений ответчика. Отмечается, что принятый в 1964 г. ГПК РСФСР также не называл подготовку дела к судебному разбирательству обязательной стадией процесса и лишь в Постановлении Пленума ВС РСФСР от 19 марта 1969 г. "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" указывалось, что подготовка является самостоятельной стадией и обязательна по каждому гражданскому делу. Автор подчеркивает, что принятие в 2002 г. ГПК РФ и АПК РФ значительно изменило подготовку дела к судебному разбирательству, придав состязательный характер подготовительным действиям. Законодательная фундаментализация указанного этапа позволила автору представить подготовку дела к судебному разбирательству в качестве системы, состоящей из двух взаимосвязанных подсистем (управляемой и управляющей). Автор отмечает, что системный подход к изучению подготовки дел к рассмотрению позволяет выявить роль подготовительных процедур в гражданском процессе, упорядочить взаимодействие суда и сторон, предвидеть возможные результаты от подготовительных процедур, выяснить соотношение цели и задач подготовки на каждом этапе судопроизводства. Сравнительный анализ норм ГПК РФ и АПК РФ, регламентирующих правила о раскрытии доказательств, позволил прийти к выводу о нецелесообразности закрепления в ГПК РФ обязанности раскрытия доказательств без установления мер ответственности за ее неисполнение. Обращается внимание на непоследовательность законодателя, определяющего ст. 132 КАС РФ как "Задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству", однако не указывающего ни одной из них. Автором предлагается перечень таких задач. Отмечая специфику административного судопроизводства, автор констатирует, что такая задача подготовки административного дела к судебному разбирательству, как примирение сторон, может быть выделена с определенной долей условности, поскольку суд содействует примирению сторон, если по данной категории административных дел возможно примирение. В гражданском и арбитражном судопроизводстве, напротив, центральное место в современной модели подготовительных процедур в суде первой инстанции должны занимать две взаимосвязанные цели: первая направлена на максимальное использование возможностей примирения сторон, вторая - на качественную подготовку дела к рассмотрению в судебном заседании, в связи с чем возрастает значение этапа подготовки дела к судебному разбирательству, поскольку в случае примирения или отказа от иска цель судопроизводства может быть достигнута без судебного разбирательства. Исследуя проблематику научного осмысления целей и задач не только подготовительных процедур, но и всего гражданского судопроизводства, автор приходит к выводу о том, что в современных условиях эффективность судебной защиты напрямую зависит от реализации основанных на конституционных положениях целевых установок гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Исследуя зарубежный опыт, автор отмечает, что наряду с эффективным разрешением споров важной составляющей цели гражданского судопроизводства становится социальная функция, без которой не может обойтись и отечественное правосудие. Во многом этому должно способствовать законодательное закрепление примирения в числе задач гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.
Статья: Участие органов, организаций и лиц в административном деле для дачи по нему заключения
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Что касается порядка вовлечения в процесс органов и лиц, то данный вопрос в КАС РФ решается по-разному. Так, ЦИК России, уполномоченные по правам человека, органы опеки и попечительства привлекаются к участию в деле, что требует вынесения судом соответствующего определения либо указания на это в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству. Вследствие указанного у перечисленных выше органов и лиц возникает субъективная процессуальная обязанность лично или через своего представителя участвовать в конкретном деле и дать по нему компетентное заключение.
(Михайлов С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 2)Что касается порядка вовлечения в процесс органов и лиц, то данный вопрос в КАС РФ решается по-разному. Так, ЦИК России, уполномоченные по правам человека, органы опеки и попечительства привлекаются к участию в деле, что требует вынесения судом соответствующего определения либо указания на это в определении о подготовке административного дела к судебному разбирательству. Вследствие указанного у перечисленных выше органов и лиц возникает субъективная процессуальная обязанность лично или через своего представителя участвовать в конкретном деле и дать по нему компетентное заключение.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 4. Процессуальный порядок подготовки дела к судебному
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 4. Процессуальный порядок подготовки дела к судебному