Перевозчик нанимает другого перевозчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевозчик нанимает другого перевозчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 38 "Исключительная подсудность" АПК РФ"При применении данной статьи необходимо отличать договор перевозки от договора транспортно-экспедиционного обслуживания, поскольку последний может и не предполагать оказание услуг перевозки непосредственно исполнителем по такому договору. Исполнитель, как правило, в таких случаях организует перевозку, доставку грузов, т.е. нанимает других непосредственных перевозчиков. Поэтому если исполнитель по договору транспортно-экспедиционного обслуживания непосредственно не осуществляет перевозку, то он не может считаться перевозчиком и, соответственно, правила ч. 3 ст. 38 АПК к такому договору не применяются."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Чем отличается договор перевозки от договора об оказании транспортных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что при оценке риска переквалификации имеет значение и то, для каких действий привлекаются третьи лица, какова их роль и роль перевозчика. Например, если перевозчик доставляет груз сам, но нанял сопровождающего для технического обслуживания автомобиля в пути, то такое привлечение третьего лица, на наш взгляд, не обязательно должно повлечь переквалификацию договора перевозки. Если же перевозчик сам не доставляет груз, а организует подачу транспортного средства, привлекает другого перевозчика (выбирает его и заключает с ним договор), прорабатывает маршрут и осуществляет еще какие-то действия, характерные для транспортно-экспедиторских услуг, то представляется, что риск переквалификации договора перевозки в договор транспортной экспедиции возрастает. Важно для квалификации отношений и то, какие документы оформляются наряду с самим договором, поскольку, как указано в настоящем Готовом решении, они различаются по договору перевозки и транспортной экспедиции.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что при оценке риска переквалификации имеет значение и то, для каких действий привлекаются третьи лица, какова их роль и роль перевозчика. Например, если перевозчик доставляет груз сам, но нанял сопровождающего для технического обслуживания автомобиля в пути, то такое привлечение третьего лица, на наш взгляд, не обязательно должно повлечь переквалификацию договора перевозки. Если же перевозчик сам не доставляет груз, а организует подачу транспортного средства, привлекает другого перевозчика (выбирает его и заключает с ним договор), прорабатывает маршрут и осуществляет еще какие-то действия, характерные для транспортно-экспедиторских услуг, то представляется, что риск переквалификации договора перевозки в договор транспортной экспедиции возрастает. Важно для квалификации отношений и то, какие документы оформляются наряду с самим договором, поскольку, как указано в настоящем Готовом решении, они различаются по договору перевозки и транспортной экспедиции.
Статья: Эволюция стандарта due diligence в правоотношениях морской перевозки груза - от Древнего Рима до наших дней
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В морской перевозке грузов до появления концепции due diligence обязанность перевозчика (особенно в странах общего права) была абсолютной, т.е. - в терминологии современного отечественного законодательства - ответственность за ее неисполнение была безвиновной <10>. При этом нормы об ответственности перевозчика без вины можно обнаружить уже в древнейших источниках права. В частности, согласно Законам Хаммурапи, если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, маслом, финиками или другим грузом, а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся в нем, то корабельщик должен возместить потопленное им судно и все погибшее <11>. Несмотря на то что в Законах используется термин "небрежность", исследователи права того периода утверждают, что корабельщик в любом случае был обязан возместить причиненный ущерб, независимо от его вины, добросовестности и т.д. <12>.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)В морской перевозке грузов до появления концепции due diligence обязанность перевозчика (особенно в странах общего права) была абсолютной, т.е. - в терминологии современного отечественного законодательства - ответственность за ее неисполнение была безвиновной <10>. При этом нормы об ответственности перевозчика без вины можно обнаружить уже в древнейших источниках права. В частности, согласно Законам Хаммурапи, если человек наймет корабельщика и судно, нагрузит его хлебом, шерстью, маслом, финиками или другим грузом, а этот корабельщик будет небрежен и потопит судно или погубит находящееся в нем, то корабельщик должен возместить потопленное им судно и все погибшее <11>. Несмотря на то что в Законах используется термин "небрежность", исследователи права того периода утверждают, что корабельщик в любом случае был обязан возместить причиненный ущерб, независимо от его вины, добросовестности и т.д. <12>.
Нормативные акты
Решение Чувашского УФАС России от 29.07.2014 по делу N 9/04-АМЗ-2014
Нарушение: ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, согласно условий договоров между предприятием и предпринимателями ГУП ЧР "Чувашавтотранс" вправе осуществлять контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам, за соблюдением перевозчиком правил дорожного движения и других нормативных документов по безопасности движения (пункт 2.2 договора).
Нарушение: ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Решение: Выдать предписание об устранении нарушений.Кроме того, согласно условий договоров между предприятием и предпринимателями ГУП ЧР "Чувашавтотранс" вправе осуществлять контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам, за соблюдением перевозчиком правил дорожного движения и других нормативных документов по безопасности движения (пункт 2.2 договора).
"Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ/CVN)"
(Заключена в г. Женеве 01.05.1976)2. Перевозчик несет ответственность за ущерб, указанный в пункте 1, если этот ущерб причинен:
(Заключена в г. Женеве 01.05.1976)2. Перевозчик несет ответственность за ущерб, указанный в пункте 1, если этот ущерб причинен:
"Правовое регулирование отношений по морской перевозке грузов в линейном сообщении в Российской Федерации: Монография"
(Иванова Т.Н.)
("Юстицинформ", 2015)3. Линейное судоходство основано на исторически сложившемся принципе "общего" перевозчика. В англосаксонской группе стран договор перевозки регулировался нормами общего права (common law), которое определяло, что все перевозчики должны квалифицироваться как особый класс зависимых держателей и быть подразделены на две большие группы: общие перевозчики (common carriers) и частные перевозчики (private carriers) <33>. Судебная практика дала следующее определение общему перевозчику: "...тот, кто по роду своей деятельности принимает на себя обязательства за вознаграждение перевозить личную собственность из одного места в другое по просьбе всех тех, кто может обратиться к нему с такой целью..." <34>. Ту же мысль выразила Морская комиссия, определившая, что общим перевозчиком является "...тот, кто берет обязательства по найму перевозить товары тех, кто может обратиться к нему с такой целью" <35>. Комиссия торговли между штатами также определила, что "...наличие или отсутствие факта предложения услуг широкой клиентуре остается окончательным и решающим критерием общей перевозки" <36>. В научной литературе указывается, что общий перевозчик обслуживает конкретное направление морской грузоперевозки с регулярным движением судов между обусловленными портами <37>.
(Иванова Т.Н.)
("Юстицинформ", 2015)3. Линейное судоходство основано на исторически сложившемся принципе "общего" перевозчика. В англосаксонской группе стран договор перевозки регулировался нормами общего права (common law), которое определяло, что все перевозчики должны квалифицироваться как особый класс зависимых держателей и быть подразделены на две большие группы: общие перевозчики (common carriers) и частные перевозчики (private carriers) <33>. Судебная практика дала следующее определение общему перевозчику: "...тот, кто по роду своей деятельности принимает на себя обязательства за вознаграждение перевозить личную собственность из одного места в другое по просьбе всех тех, кто может обратиться к нему с такой целью..." <34>. Ту же мысль выразила Морская комиссия, определившая, что общим перевозчиком является "...тот, кто берет обязательства по найму перевозить товары тех, кто может обратиться к нему с такой целью" <35>. Комиссия торговли между штатами также определила, что "...наличие или отсутствие факта предложения услуг широкой клиентуре остается окончательным и решающим критерием общей перевозки" <36>. В научной литературе указывается, что общий перевозчик обслуживает конкретное направление морской грузоперевозки с регулярным движением судов между обусловленными портами <37>.
Статья: Новое законодательство о возмещении причиненного при воздушной перевозке вреда
(Остроумов Н.Н.)
("Закон", 2008, N 4)Характерно, что так, на наш взгляд, охраняются прежде всего интересы рядового пассажира среднего достатка, не имеющего возможности и необходимости специально страховать свою жизнь в особых размерах, так же как и нанимать специальных дорогостоящих адвокатов.
(Остроумов Н.Н.)
("Закон", 2008, N 4)Характерно, что так, на наш взгляд, охраняются прежде всего интересы рядового пассажира среднего достатка, не имеющего возможности и необходимости специально страховать свою жизнь в особых размерах, так же как и нанимать специальных дорогостоящих адвокатов.
Вопрос: Две организации заключили договор транспортной экспедиции, в соответствии с которым экспедитор обязуется доставить груз от поставщика к заказчику на автомобиле. При перевозке указанного груза на автомобиль было совершено вооруженное нападение, в результате которого груз был полностью утерян. По данному факту возбуждено уголовное дело. Есть ли в описанном случае основания для освобождения от ответственности экспедитора за утерю груза, если перевозчик при экспедиции не нанимал вооруженную охрану груза?
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2012, N 12)Следовательно, факт того, что перевозчик при экспедиции наймет вооруженную охрану груза, никак не влияет на решение данного вопроса.
("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2012, N 12)Следовательно, факт того, что перевозчик при экспедиции наймет вооруженную охрану груза, никак не влияет на решение данного вопроса.
Статья: Оформление перевозки товаров
(Жадан Л.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49)При перевозке собственного товара следует оформлять ТТН (форма N 1-Т): как первичный учетный документ она необходима для отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат по найму перевозчика, а также и транспортной компании, поскольку в специальном разделе перевозчик рассчитывает стоимость своих услуг, на которую и выставляет счет, а для водителя ТТН необходима как основание для перевозки груза.
(Жадан Л.)
("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 49)При перевозке собственного товара следует оформлять ТТН (форма N 1-Т): как первичный учетный документ она необходима для отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат по найму перевозчика, а также и транспортной компании, поскольку в специальном разделе перевозчик рассчитывает стоимость своих услуг, на которую и выставляет счет, а для водителя ТТН необходима как основание для перевозки груза.
Статья: Порядок заполнения транспортной накладной
(Слобцова О.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 2)Графа 16 - подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) - в нашем случае - это продавец; подпись должностного лица перевозчика.
(Слобцова О.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2013, N 2)Графа 16 - подпись должностного лица грузоотправителя (грузовладельца) - в нашем случае - это продавец; подпись должностного лица перевозчика.
"Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации"
(постатейный)
(под ред. Г.Г. Иванова)
("Спарк", 2000)Отправитель также обязан возместить перевозчику ущерб в результате повреждения судна и другого груза стивидорами, нанятыми отправителем, а также в результате недостаточности упаковки груза.
(постатейный)
(под ред. Г.Г. Иванова)
("Спарк", 2000)Отправитель также обязан возместить перевозчику ущерб в результате повреждения судна и другого груза стивидорами, нанятыми отправителем, а также в результате недостаточности упаковки груза.
Вопрос: Организация (покупатель) закупает товар в другом городе и нанимает другую организацию (перевозчика) для транспортировки этого товара. Как правильно должны быть оформлены документы на транспортировку и кто должен фигурировать в документах в качестве грузоотправителя и грузополучателя?
(Консультация эксперта, 2012)Вопрос: Организация (покупатель) закупает товар в другом городе и нанимает другую организацию (перевозчика) для транспортировки этого товара. Как правильно должны быть оформлены документы на транспортировку и кто должен фигурировать в документах в качестве грузоотправителя и грузополучателя?
(Консультация эксперта, 2012)Вопрос: Организация (покупатель) закупает товар в другом городе и нанимает другую организацию (перевозчика) для транспортировки этого товара. Как правильно должны быть оформлены документы на транспортировку и кто должен фигурировать в документах в качестве грузоотправителя и грузополучателя?
Статья: Выборка товара у поставщика силами транспортной компании
(Ермолаева Е.В.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3)В отличие от ситуации, когда перевозчик получает груз у своего заказчика-грузоотправителя и ему нужно предъявить лишь удостоверение личности и путевой лист <7>, выборка товара со склада поставщика имеет свои особенности и сложности. Получая товар, предназначенный для покупателя, конкретный водитель представляет его интересы. И поставщику важно знать, что именно этому водителю следует передать товар, заказанный конкретным покупателем. Кроме того, поставщик заинтересован в получении подтверждения того факта, что груз был передан именно уполномоченному лицу (поскольку в случае утраты груза будет в первую очередь устанавливаться, получал ли водитель груз для покупателя). Самый лучший для этого вариант - доверенность, выданная организацией-покупателем на имя конкретного водителя-экспедитора, прибывшего на склад грузоотправителя. Именно поэтому поставщики нередко включают такое условие в договор поставки <8>. Иначе говоря, товар будет отгружен только лицу, имеющему доверенность, выписанную организацией-покупателем. При этом поставщику неважно, в каких отношениях с покупателем состоит лицо, представляющее его по доверенности, - является ли водитель штатным работником организации-покупателя или сотрудником компании-перевозчика, привлеченной экспедитором, нанятым покупателем для вывоза товара.
(Ермолаева Е.В.)
("Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 3)В отличие от ситуации, когда перевозчик получает груз у своего заказчика-грузоотправителя и ему нужно предъявить лишь удостоверение личности и путевой лист <7>, выборка товара со склада поставщика имеет свои особенности и сложности. Получая товар, предназначенный для покупателя, конкретный водитель представляет его интересы. И поставщику важно знать, что именно этому водителю следует передать товар, заказанный конкретным покупателем. Кроме того, поставщик заинтересован в получении подтверждения того факта, что груз был передан именно уполномоченному лицу (поскольку в случае утраты груза будет в первую очередь устанавливаться, получал ли водитель груз для покупателя). Самый лучший для этого вариант - доверенность, выданная организацией-покупателем на имя конкретного водителя-экспедитора, прибывшего на склад грузоотправителя. Именно поэтому поставщики нередко включают такое условие в договор поставки <8>. Иначе говоря, товар будет отгружен только лицу, имеющему доверенность, выписанную организацией-покупателем. При этом поставщику неважно, в каких отношениях с покупателем состоит лицо, представляющее его по доверенности, - является ли водитель штатным работником организации-покупателя или сотрудником компании-перевозчика, привлеченной экспедитором, нанятым покупателем для вывоза товара.
Статья: Особенности заполнения транспортной накладной
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5)В ситуации, когда вывоз товара со склада поставщика - обязанность покупателя (организации связи), для исполнения которой он нанимает перевозчика (ИП), покупатель выступает в роли и грузоотправителя, и грузополучателя (если товар по его распоряжению не доставляется другому лицу). Транспортную накладную выписывает грузоотправитель (если договором перевозки не предусмотрено, что этим занимается перевозчик).
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 5)В ситуации, когда вывоз товара со склада поставщика - обязанность покупателя (организации связи), для исполнения которой он нанимает перевозчика (ИП), покупатель выступает в роли и грузоотправителя, и грузополучателя (если товар по его распоряжению не доставляется другому лицу). Транспортную накладную выписывает грузоотправитель (если договором перевозки не предусмотрено, что этим занимается перевозчик).
Статья: Характеристика мошеннических действий в сфере страхования грузов
(Алгазин А.И.)
("Адвокат", 2007, N 1)В этом, как и в подобных других случаях, события развивались следующим образом. Российский грузополучатель заявляет о необходимости доставить для него груз из Германии и нанимает для этого иностранного экспедитора (в одном случае это был белорусский экспедитор, в другом - литовский). Причем выбирается экспедиторская компания, которая сама работает с перевозчиками через Интернет. Как только предложение груза размещается в сети, очень быстро, подозрительно быстро находится соглашающийся на все условия перевозчик. Все делалось в очень короткие сроки, да так, что в одном случае экспедитор даже не удосужился проверить наличие у перевозчика CMR-страхования, а в другом экспедитор не успел получить копию свидетельства о страховании. В одном из случаев литовский перевозчик прибыл на погрузку и несколько дней стоял в ожидании, поскольку номера машины не соответствовали сообщенным ранее. Имеются в таких случаях и книжки МДП, которые потом оказываются подделанными. Загрузившись, машина уезжает и пропадает вместе с грузом. Где-то на второй день после этого перестают отвечать телефоны офиса перевозчика (обычно это мобильные номера). Поскольку в таких случаях задействованы законодательства трех-четырех разных стран, потерпевшим, а это экспедиторы и страховые компании, приходится обращаться в Интерпол, который, надо признать, работает очень медленно.
(Алгазин А.И.)
("Адвокат", 2007, N 1)В этом, как и в подобных других случаях, события развивались следующим образом. Российский грузополучатель заявляет о необходимости доставить для него груз из Германии и нанимает для этого иностранного экспедитора (в одном случае это был белорусский экспедитор, в другом - литовский). Причем выбирается экспедиторская компания, которая сама работает с перевозчиками через Интернет. Как только предложение груза размещается в сети, очень быстро, подозрительно быстро находится соглашающийся на все условия перевозчик. Все делалось в очень короткие сроки, да так, что в одном случае экспедитор даже не удосужился проверить наличие у перевозчика CMR-страхования, а в другом экспедитор не успел получить копию свидетельства о страховании. В одном из случаев литовский перевозчик прибыл на погрузку и несколько дней стоял в ожидании, поскольку номера машины не соответствовали сообщенным ранее. Имеются в таких случаях и книжки МДП, которые потом оказываются подделанными. Загрузившись, машина уезжает и пропадает вместе с грузом. Где-то на второй день после этого перестают отвечать телефоны офиса перевозчика (обычно это мобильные номера). Поскольку в таких случаях задействованы законодательства трех-четырех разных стран, потерпевшим, а это экспедиторы и страховые компании, приходится обращаться в Интерпол, который, надо признать, работает очень медленно.