Перевод из земель населенных пунктов в земли лесного фонда
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод из земель населенных пунктов в земли лесного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По вопросам перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Письме Минэкономразвития России от 14.07.2008 N Д08-2078 разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По вопросам перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов в Письме Минэкономразвития России от 14.07.2008 N Д08-2078 разъяснено, что в соответствии со ст. ст. 8, 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) установление границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель в земли населенных пунктов.
Статья: К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся на территории муниципального образования
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
(Усманова Р.М.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 1)Согласно Федеральному закону от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" <11> ЗЛФ могут быть переведены в земли других категорий, в том числе в земли населенных пунктов. При этом Конституционный Суд РФ подчеркнул, что федеральный законодатель не только имеет право, но и обязан устанавливать порядок перевода ЗЛФ в земли других категорий при осуществлении градостроительной деятельности. Также он должен устанавливать порядок подготовки и согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, которые предусматривают включение ЗЛФ в состав территории населенных пунктов <12>. И поэтому необходимо строго соблюдать ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ. Перевод земель иных категорий в ЗНП независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном земельными и градостроительными нормами. Так, на основании ст. 42 ЗК РФ при отнесении земельных (лесных) участков к той или иной категории земель, включая ЗНП, возникает необходимость приведения правового режима таких участков в соответствие с правовым режимом земель этой категории. Изменения должны быть внесены и в правовые документы, на основании которых осуществляется использование участков. Однако, как верно пишет Е.А. Галиновская, "очень много проблем на практике возникает при переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов" <13>, и в результате ОМСУ незаконно забирают себе ЗЛФ. Так, чаще всего в нарушение требований закона <14> отсутствует согласование с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение лесными участками в случае, если предполагается включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов и установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков из состава ЗЛФ. Например, в Кемеровской области были включены земельные участки из состава ЗЛФ в границы населенного пункта деревни Журавлево Елыкаевской сельской территории Кемеровского муниципального района Кемеровской области без соответствующего согласования <15>. Наблюдается негативная практика, когда ОМСУ начинают распоряжаться подобными земельными участками и, соответственно, лесными участками на таких землях <16>. По этому поводу Е.А. Галиновская верно отмечает, что включение земельного участка в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю <17>. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 8. Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов
(ред. от 25.12.2023)
"О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"Статья 8. Особенности перевода земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также перевода земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Статья: Предпосылки принудительного изъятия земель в связи с неиспользованием по целевому назначению
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Модель восполнения данного пробела видится следующей. При отсутствии потенциальных приобретателей и с учетом необходимости обеспечения безопасности таких земель и организации землепользования на них полагаем, что изъятые земельные участки должны переходить в управление органов публичной власти. Круг возможностей по включению таких земель в хозяйственный оборот у публичных субъектов более широк. Например, последние могут стимулировать спрос на такие участки посредством налоговых или иных экономических преференций, изменить целевое назначение невостребованных земель (перевести их из земель населенных пунктов в земли лесного фонда; организовать рекультивацию или иные мероприятия по улучшению почвенного покрова и т.д.). Законодательные примеры передачи изымаемых объектов в публичную собственность имеются. Так, в ст. 240 ГК РФ в отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей предусмотрено, что такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. В ст. 239.1 ГК РФ установлено, что если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по его начальной цене. Аналогичным последней норме положением предлагаем дополнить и ст. 286 ГК РФ.
(Андреева Е.М., Левитанус Б.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 7)Модель восполнения данного пробела видится следующей. При отсутствии потенциальных приобретателей и с учетом необходимости обеспечения безопасности таких земель и организации землепользования на них полагаем, что изъятые земельные участки должны переходить в управление органов публичной власти. Круг возможностей по включению таких земель в хозяйственный оборот у публичных субъектов более широк. Например, последние могут стимулировать спрос на такие участки посредством налоговых или иных экономических преференций, изменить целевое назначение невостребованных земель (перевести их из земель населенных пунктов в земли лесного фонда; организовать рекультивацию или иные мероприятия по улучшению почвенного покрова и т.д.). Законодательные примеры передачи изымаемых объектов в публичную собственность имеются. Так, в ст. 240 ГК РФ в отношении бесхозяйственно содержимых культурных ценностей предусмотрено, что такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов. В ст. 239.1 ГК РФ установлено, что если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несостоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по его начальной цене. Аналогичным последней норме положением предлагаем дополнить и ст. 286 ГК РФ.
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определение местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа осуществляется с участием специально созданной комиссии в соответствии с ч. 20 - 26 ст. 24 ГрК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Определение границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определение местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа осуществляется с участием специально созданной комиссии в соответствии с ч. 20 - 26 ст. 24 ГрК РФ.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 20 комментируемой статьи речь идет о составе комиссии для определения при подготовке проекта генерального плана поселения, муниципального округа или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа. Такая комиссия весьма обширна по составу и включает в себя представителя органа местного самоуправления, представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Росреестра, представителя Министерства обороны РФ, если предполагается установление границ военных городков, представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации, представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)15. В ч. 20 комментируемой статьи речь идет о составе комиссии для определения при подготовке проекта генерального плана поселения, муниципального округа или городского округа границ населенных пунктов, образуемых из лесных поселков или военных городков, а также определения местоположения границ земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, на которые возникли права граждан и юридических лиц, в целях их перевода из земель лесного фонда в земли населенных пунктов по решению органа местного самоуправления поселения, муниципального округа или городского округа. Такая комиссия весьма обширна по составу и включает в себя представителя органа местного самоуправления, представителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Росреестра, представителя Министерства обороны РФ, если предполагается установление границ военных городков, представителя общественной палаты субъекта Российской Федерации, представителя лица, осуществляющего подготовку проекта генерального плана.