Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Порядок подачи надзорной жалобы в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)В силу взаимосвязанных положений пункта 6 части 2 статьи 391.1 (о судебных актах, подлежащих обжалованию в порядке надзора) и части 1 статьи 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о полномочиях Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора) апелляционное определение суда апелляционной инстанции, которое являлось предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке и было оставлено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации без изменения, может быть обжаловано в порядке главы 41.1 "Производство в суде надзорной инстанции" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вместе с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации..."
(КонсультантПлюс, 2025)В силу взаимосвязанных положений пункта 6 части 2 статьи 391.1 (о судебных актах, подлежащих обжалованию в порядке надзора) и части 1 статьи 391.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (о полномочиях Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора) апелляционное определение суда апелляционной инстанции, которое являлось предметом рассмотрения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке и было оставлено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации без изменения, может быть обжаловано в порядке главы 41.1 "Производство в суде надзорной инстанции" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вместе с определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 71 Конституции РФ"Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет порядок судебной проверки судебных актов по жалобам заинтересованных лиц. Такой порядок, исходя из статьи 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации, определяется федеральным законодателем, пределы усмотрения которого при установлении системы судебных инстанций, последовательности и процедур обжалования, оснований для отмены или изменения судебных актов судами вышестоящих инстанций, полномочий вышестоящих судов достаточно широки, однако в любом случае он должен опираться на конституционные цели и ценности, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные обязательства Российской Федерации. В частности, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в целях эффективного восстановления нарушенных прав и одновременно - обеспечения соблюдения принципа res judicata предусматривает пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся или новым обстоятельствам."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Подача жалобы в Верховный Суд РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок подачи надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок подачи надзорной жалобы в Президиум Верховного Суда
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Глава 41.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
(ред. от 31.07.2025)Глава 41.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)Глава 36.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ
(ред. от 01.04.2025)Глава 36.1. ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Статья: Судебная реформа в России конца XX - начала XXI века
(Жуйков В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Единственным существенным отличием надзорного производства ГПК от других процессуальных кодексов (УПК, АПК, а затем и КАС) является положение, включенное тогда в его ст. 389 (пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или заместителя Председателя ВС РФ).
(Жуйков В.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 5)Единственным существенным отличием надзорного производства ГПК от других процессуальных кодексов (УПК, АПК, а затем и КАС) является положение, включенное тогда в его ст. 389 (пересмотр судебных постановлений в порядке надзора по представлению Председателя ВС РФ или заместителя Председателя ВС РФ).
Статья: Оценка фундаментальности нарушения правовой нормы как основания для применения экстраординарной процессуальной формы рассмотрения надзорной жалобы в гражданском судопроизводстве России: актуальные вопросы теории и практики
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В современном виде институт производства в суде надзорной инстанции в гражданском процессе образован нормами гл. 41.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее - ГПК РФ) <1>. Отдельные вопросы деятельности суда надзорной инстанции урегулированы положениями специального Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ <2>, а также Регламентом Верховного Суда Российской Федерации (утв. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2014 N 2) <3>. При этом следует отдельно подчеркнуть, что до настоящего времени по-прежнему не принято специальное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которое разъясняло бы отдельные вопросы применения норм ГПК РФ, регламентирующих производство в суде надзорной инстанции (подобного рода акты толкования права имеют место только в отношении апелляционного и кассационного производств). Как с теоретической, так и практической точек зрения указанный факт, на наш взгляд, не способствует формированию единообразного подхода к толкованию соответствующих положений ГПК РФ. В отдельных случаях потребность в наличии акта, разъясняющего процессуальные аспекты пересмотра судебных постановлений в порядке надзора, очевидна и обусловлена необходимостью дефинирования специальной терминологии, которую содержат нормы, образующие исследуемый процессуальный институт.
(Куртуков Р.С.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В современном виде институт производства в суде надзорной инстанции в гражданском процессе образован нормами гл. 41.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (далее - ГПК РФ) <1>. Отдельные вопросы деятельности суда надзорной инстанции урегулированы положениями специального Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ <2>, а также Регламентом Верховного Суда Российской Федерации (утв. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2014 N 2) <3>. При этом следует отдельно подчеркнуть, что до настоящего времени по-прежнему не принято специальное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, которое разъясняло бы отдельные вопросы применения норм ГПК РФ, регламентирующих производство в суде надзорной инстанции (подобного рода акты толкования права имеют место только в отношении апелляционного и кассационного производств). Как с теоретической, так и практической точек зрения указанный факт, на наш взгляд, не способствует формированию единообразного подхода к толкованию соответствующих положений ГПК РФ. В отдельных случаях потребность в наличии акта, разъясняющего процессуальные аспекты пересмотра судебных постановлений в порядке надзора, очевидна и обусловлена необходимостью дефинирования специальной терминологии, которую содержат нормы, образующие исследуемый процессуальный институт.
Статья: Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в праве административного судопроизводства: текущее состояние и перспективы развития
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Институт пересмотра судебных постановлений в порядке надзора является одним из достижений отечественной (советской) процессуально-правовой мысли <1>, исключительным, но важным средством обеспечения законности, в том числе в сфере публичных правоотношений. Несмотря на предложения ряда зарубежных коллег о необходимости отказаться от данного института <2>, он остается востребованным, поскольку на современном этапе развития общественных отношений и их правового регулирования существуют сложные с правовой точки зрения дела <3>, правильное разрешение которых в некоторых случаях требует прохождения дела через все существующие стадии пересмотра судебных актов.
(Опалев Р.О.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Институт пересмотра судебных постановлений в порядке надзора является одним из достижений отечественной (советской) процессуально-правовой мысли <1>, исключительным, но важным средством обеспечения законности, в том числе в сфере публичных правоотношений. Несмотря на предложения ряда зарубежных коллег о необходимости отказаться от данного института <2>, он остается востребованным, поскольку на современном этапе развития общественных отношений и их правового регулирования существуют сложные с правовой точки зрения дела <3>, правильное разрешение которых в некоторых случаях требует прохождения дела через все существующие стадии пересмотра судебных актов.
"Проблемы реализации принципов гражданского судопроизводства в правоприменительной деятельности: монография"
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)АПК РФ, ГПК РФ и принятый вслед за ними КАС РФ в общей части также закрепляют право на обращение в суд, что предполагает обязанность судов общей юрисдикции и арбитражных судов принять заявление (исковое заявление) и по итогам отправления правосудия вынести законное и обоснованное решение как правоприменительный акт, обеспечивающий защиту и восстановление нарушенных прав. Право на обращение в суд при этом может быть реализовано только при решенной задаче обеспечения доступности правосудия. Поэтому вполне логично, что законодатель определяет доступность правосудия как одну из задач судопроизводства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 3 АПК РФ) и судопроизводства в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 1 ст. 3 КАС РФ). При этом содержание категории "доступность правосудия" в кодексах не раскрывается. Лишь в ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ и ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ указывается на нарушение права на доступ к правосудию как на фундаментальное нарушение норм процессуального права, что является основанием для реализации Председателем ВС РФ или заместителем Председателя ВС РФ права по жалобе заинтересованного лица внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
(отв. ред. В.М. Жуйков, С.С. Завриев)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)АПК РФ, ГПК РФ и принятый вслед за ними КАС РФ в общей части также закрепляют право на обращение в суд, что предполагает обязанность судов общей юрисдикции и арбитражных судов принять заявление (исковое заявление) и по итогам отправления правосудия вынести законное и обоснованное решение как правоприменительный акт, обеспечивающий защиту и восстановление нарушенных прав. Право на обращение в суд при этом может быть реализовано только при решенной задаче обеспечения доступности правосудия. Поэтому вполне логично, что законодатель определяет доступность правосудия как одну из задач судопроизводства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 2 ст. 3 АПК РФ) и судопроизводства в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 1 ст. 3 КАС РФ). При этом содержание категории "доступность правосудия" в кодексах не раскрывается. Лишь в ч. 1 ст. 391.11 ГПК РФ и ч. 1 ст. 308.10 АПК РФ указывается на нарушение права на доступ к правосудию как на фундаментальное нарушение норм процессуального права, что является основанием для реализации Председателем ВС РФ или заместителем Председателя ВС РФ права по жалобе заинтересованного лица внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора.
Статья: Последствия отказа в удовлетворении исковых требований
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В гражданском судопроизводстве решение (судебный акт) об отказе в удовлетворении исковых требований может быть вынесено в предварительном судебном заседании при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ), в упрощенном производстве (ст. 232.4 ГПК РФ), по результатам рассмотрения дела в судебном заседании первой инстанции (ст. 198 ГПК РФ), апелляционной (ст. 328 ГПК РФ) и кассационной (ст. ст. 390, 390.15 ГПК РФ) инстанциях, при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.12 ГПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В гражданском судопроизводстве решение (судебный акт) об отказе в удовлетворении исковых требований может быть вынесено в предварительном судебном заседании при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд (ч. 6 ст. 152 ГПК РФ), в упрощенном производстве (ст. 232.4 ГПК РФ), по результатам рассмотрения дела в судебном заседании первой инстанции (ст. 198 ГПК РФ), апелляционной (ст. 328 ГПК РФ) и кассационной (ст. ст. 390, 390.15 ГПК РФ) инстанциях, при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.12 ГПК РФ).
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)4. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)4. Производство по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См., например: Арсенов И.Г. Полномочия суда кассационной инстанции в арбитражном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Губин А.М. Кассация в судебно-арбитражном процессе: основные направления реформирования. М., 2005; Ефимов А.Е. Надзорное производство в арбитражном процессе. М., 2007; Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. Саратов, 1985; Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства; Кожемяко А.С. Кассационное производство в арбитражном суде: теория и практика. М., 2004; Пацация М.Ш. Эффективность процессуальной деятельности проверочных инстанций арбитражного суда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010; Пучинский В.К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе. СПб., 2007; Терехова Л.А. Надзорное производство в гражданском процессе: проблемы развития и совершенствования. М., 2009; Тимофеев Ю.А. Полномочия суда второй инстанции в гражданском процессе: современные проблемы. М., 2008.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См., например: Арсенов И.Г. Полномочия суда кассационной инстанции в арбитражном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2001; Губин А.М. Кассация в судебно-арбитражном процессе: основные направления реформирования. М., 2005; Ефимов А.Е. Надзорное производство в арбитражном процессе. М., 2007; Зайцев И.М. Устранение судебных ошибок в гражданском процессе. Саратов, 1985; Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства; Кожемяко А.С. Кассационное производство в арбитражном суде: теория и практика. М., 2004; Пацация М.Ш. Эффективность процессуальной деятельности проверочных инстанций арбитражного суда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2010; Пучинский В.К. Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в советском гражданском процессе. СПб., 2007; Терехова Л.А. Надзорное производство в гражданском процессе: проблемы развития и совершенствования. М., 2009; Тимофеев Ю.А. Полномочия суда второй инстанции в гражданском процессе: современные проблемы. М., 2008.
Статья: О некоторых вопросах установления юридических процессуальных фактов на стадиях пересмотра судебных актов в гражданском и арбитражном процессах
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)<7> О соотношении пересмотра и проверки судебных актов см.: Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. С. 43 - 44; Балашова И.Н. Проблемы пересмотра судебных постановлений в порядке надзора в гражданском судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 7, 9 - 10.
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 1)<7> О соотношении пересмотра и проверки судебных актов см.: Борисова Е.А. Проверка судебных актов по гражданским делам. С. 43 - 44; Балашова И.Н. Проблемы пересмотра судебных постановлений в порядке надзора в гражданском судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 7, 9 - 10.
Статья: О необходимости закрепления основных начал гражданского судопроизводства на межотраслевом уровне
(Дячук Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 5)Будучи выработанным наукой, широко применяемый в практической деятельности, являющийся основополагающим принцип права каждого на справедливое судебное разбирательство не нашел своего правового оформления ни в одном международном акте, ни в отечественном законодательстве <6>. Если Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <7> (далее - АПК РФ) в качестве задач соответствующего вида судопроизводства закрепляет справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом (п. 3 ст. 2 АПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации <8> (далее - КАС РФ) в качестве принципа предусматривает законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ), то гражданское процессуальное законодательство и вовсе такой нормы не содержит, предусматривая лишь единственную норму о праве на пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в случае нарушения судом права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенного ограничения указанного права (ст. 391.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <9> (далее - ГПК РФ)).
(Дячук Е.В.)
("Российский судья", 2023, N 5)Будучи выработанным наукой, широко применяемый в практической деятельности, являющийся основополагающим принцип права каждого на справедливое судебное разбирательство не нашел своего правового оформления ни в одном международном акте, ни в отечественном законодательстве <6>. Если Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации <7> (далее - АПК РФ) в качестве задач соответствующего вида судопроизводства закрепляет справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом (п. 3 ст. 2 АПК РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации <8> (далее - КАС РФ) в качестве принципа предусматривает законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ), то гражданское процессуальное законодательство и вовсе такой нормы не содержит, предусматривая лишь единственную норму о праве на пересмотр судебных постановлений в порядке надзора в случае нарушения судом права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон либо существенного ограничения указанного права (ст. 391.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации <9> (далее - ГПК РФ)).
Статья: Обжалование решения суда общей юрисдикции по гражданскому делу
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 391.3 ГПК РФ надзорная жалоба, представление должны содержать: наименование суда, в который она подается; наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; просьбу лица, подающего жалобу. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. К надзорной жалобе прилагаются: 1) заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу; 2) копии самой жалобы, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле; 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу ст. 391.3 ГПК РФ надзорная жалоба, представление должны содержать: наименование суда, в который она подается; наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; просьбу лица, подающего жалобу. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. К надзорной жалобе прилагаются: 1) заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу; 2) копии самой жалобы, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле; 3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера или о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты.