Переход из конкурсного производства в финансовое оздоровление
Подборка наиболее важных документов по запросу Переход из конкурсного производства в финансовое оздоровление (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 N 08АП-10556/2023 по делу N А70-18406/2018
Требование: Об отмене определения о продлении срока конкурсного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Таким образом, из содержания указанных норм следует, что вопрос о возможности прекращения конкурсного производства и переходе к внешнему управлению разрешается арбитражным судом в зависимости от следующих обстоятельств: осуществлялись ли в отношении должника процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления; имеется ли решение собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению; имеются ли основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена с помощью принадлежащего должнику имущества, необходимого для осуществления хозяйственной деятельности.
Требование: Об отмене определения о продлении срока конкурсного производства.
Решение: Определение оставлено без изменения.Таким образом, из содержания указанных норм следует, что вопрос о возможности прекращения конкурсного производства и переходе к внешнему управлению разрешается арбитражным судом в зависимости от следующих обстоятельств: осуществлялись ли в отношении должника процедуры финансового оздоровления и (или) внешнего управления; имеется ли решение собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению; имеются ли основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена с помощью принадлежащего должнику имущества, необходимого для осуществления хозяйственной деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц в контексте осуществления должником хозяйственной деятельности
(Петухов С.В.)
("Legal Bulletin", 2023, N 4)Специфика управления недвижимостью или ее продажа может быть также обусловлена правовым статусом должника. В частности, для банкротства застройщиков предусмотрены отдельные положения (параграф 7 гл. IX Закона о банкротстве). В соответствии со ст. 201.1 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве застройщика процедуры наблюдения и финансового оздоровления не применяются. Переход к внешнему управлению возможен лишь в рамках конкурсного производства. Каких-либо специальных положений, регулирующих вопросы реализации имущества в рамках банкротства застройщика, законодатель не устанавливает. Исключение составляют объем притязаний залогового кредитора.
(Петухов С.В.)
("Legal Bulletin", 2023, N 4)Специфика управления недвижимостью или ее продажа может быть также обусловлена правовым статусом должника. В частности, для банкротства застройщиков предусмотрены отдельные положения (параграф 7 гл. IX Закона о банкротстве). В соответствии со ст. 201.1 Закона о банкротстве при рассмотрении дела о банкротстве застройщика процедуры наблюдения и финансового оздоровления не применяются. Переход к внешнему управлению возможен лишь в рамках конкурсного производства. Каких-либо специальных положений, регулирующих вопросы реализации имущества в рамках банкротства застройщика, законодатель не устанавливает. Исключение составляют объем притязаний залогового кредитора.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случаях перехода к следующим процедурам, применяемым к должнику в деле о банкротстве (финансовому оздоровлению, внешнему управлению, конкурсному производству, мировому соглашению), не требуется вынесения определения об отмене обеспечительных мер, поскольку это следует непосредственно из Закона о банкротстве и связывается с введением соответствующей процедуры.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случаях перехода к следующим процедурам, применяемым к должнику в деле о банкротстве (финансовому оздоровлению, внешнему управлению, конкурсному производству, мировому соглашению), не требуется вынесения определения об отмене обеспечительных мер, поскольку это следует непосредственно из Закона о банкротстве и связывается с введением соответствующей процедуры.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"- анализ финансового состояния должника с прилагаемыми к нему документами (за исключением перехода из финансового оздоровления или внешнего управления в конкурсное производство);
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"- анализ финансового состояния должника с прилагаемыми к нему документами (за исключением перехода из финансового оздоровления или внешнего управления в конкурсное производство);
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
"Механизмы банкротства и их роль в обеспечении благосостояния человека: монография"
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)г) обоснование перехода к конкурсному производству;
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2022)г) обоснование перехода к конкурсному производству;
Статья: Особенности процедуры упрощенного банкротства юридических лиц
(Цокур Е.Ф.)
("Юрист", 2021, N 6)Отличие упрощенной процедуры банкротства юридических лиц от общей заключается в том, что процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление - не применяются, при этом суд сразу переходит к конкурсному производству, которое производится в максимально сжатые сроки, менее года, тогда как стандартные процедуры могут проходить в течение двух лет. Процедура упрощенного банкротства юридических лиц по сравнению с общей процедурой экономней на 30 - 50%, экономия достигается за счет того, что нет необходимости платить вознаграждение арбитражному управляющему, внешнему управляющему и другим лицам, участвующим в процессе банкротства <2>.
(Цокур Е.Ф.)
("Юрист", 2021, N 6)Отличие упрощенной процедуры банкротства юридических лиц от общей заключается в том, что процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление - не применяются, при этом суд сразу переходит к конкурсному производству, которое производится в максимально сжатые сроки, менее года, тогда как стандартные процедуры могут проходить в течение двух лет. Процедура упрощенного банкротства юридических лиц по сравнению с общей процедурой экономней на 30 - 50%, экономия достигается за счет того, что нет необходимости платить вознаграждение арбитражному управляющему, внешнему управляющему и другим лицам, участвующим в процессе банкротства <2>.
Вопрос: Может ли несостоятельный кредитор уступить право требования к своим должникам?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, формально уступка права требования должника к своим контрагентам в процедурах наблюдения и финансового оздоровления допустима - она совершается в соответствии с нормами § 1 гл. 24 ГК РФ при условии согласия временного управляющего.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, формально уступка права требования должника к своим контрагентам в процедурах наблюдения и финансового оздоровления допустима - она совершается в соответствии с нормами § 1 гл. 24 ГК РФ при условии согласия временного управляющего.
"Двадцать пять лет российскому акционерному закону: проблемы, задачи, перспективы развития"
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- к правилам очередности, установленным нормами ст. 134 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий имеет право обратиться либо в конце внешнего управления, если платежеспособность должника восстановлена, либо в конце конкурсного производства, когда на основании определения суда осуществлен переход к расчетам с кредиторами;
(отв. ред. Д.В. Ломакин)
("Статут", 2021)- к правилам очередности, установленным нормами ст. 134 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий имеет право обратиться либо в конце внешнего управления, если платежеспособность должника восстановлена, либо в конце конкурсного производства, когда на основании определения суда осуществлен переход к расчетам с кредиторами;
Статья: Проблемные вопросы участия потерпевшего юридического лица и его представителя в отечественном уголовном судопроизводстве
(Клоков С.Н., Ягунова Е.Е.)
("Российский судья", 2021, N 7)Гораздо сложнее обстоит дело с юридическим лицом, находящимся в стадии наблюдения и финансового оздоровления. Из анализа содержания ст. 94 и 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <9> можно прийти к выводу, что руководитель юридического лица - должника и его органы управления обязаны продолжить осуществлять свои полномочия, в том числе в рамках уголовно-процессуальных отношений, до стадии внешнего управления или конкурсного производства, после чего их дальнейшее участие в производстве по уголовному делу переходит к внешнему или конкурсному управляющему.
(Клоков С.Н., Ягунова Е.Е.)
("Российский судья", 2021, N 7)Гораздо сложнее обстоит дело с юридическим лицом, находящимся в стадии наблюдения и финансового оздоровления. Из анализа содержания ст. 94 и 126 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <9> можно прийти к выводу, что руководитель юридического лица - должника и его органы управления обязаны продолжить осуществлять свои полномочия, в том числе в рамках уголовно-процессуальных отношений, до стадии внешнего управления или конкурсного производства, после чего их дальнейшее участие в производстве по уголовному делу переходит к внешнему или конкурсному управляющему.
Статья: Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)- кредитная организация продолжает свою деятельность в прежнем формате, вкладчики фактически не ощущают изменений в работе, риск перехода к конкурсному производству ниже, поскольку он обеспечен мегарегулятором, а не частным банком-санатором. Обязательства перед контрагентами исполняются непрерывно;
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)- кредитная организация продолжает свою деятельность в прежнем формате, вкладчики фактически не ощущают изменений в работе, риск перехода к конкурсному производству ниже, поскольку он обеспечен мегарегулятором, а не частным банком-санатором. Обязательства перед контрагентами исполняются непрерывно;
Статья: Право кредиторов на выбор кандидатуры арбитражного управляющего: анализ правовых позиций арбитражной практики
(Лысенко А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Соблюдения порядка погашения требований всех кредиторов должника (ст. 71.1, 85.1, 113, 125 Закона о банкротстве) также не требуется, поскольку названные статьи применяются соответственно в процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, а не на стадии введения одной из этих процедур <11>.
(Лысенко А.И.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 1)Соблюдения порядка погашения требований всех кредиторов должника (ст. 71.1, 85.1, 113, 125 Закона о банкротстве) также не требуется, поскольку названные статьи применяются соответственно в процедурах наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства, а не на стадии введения одной из этих процедур <11>.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что переход в процедуру внешнего управления из конкурсного производства также зависит от экономических характеристик (показателей). В п. 1 ст. 146 Закона о несостоятельности закреплено, что "в случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению". В п. 2 данной статьи закреплено, что "на основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности".
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Стоит подчеркнуть, что переход в процедуру внешнего управления из конкурсного производства также зависит от экономических характеристик (показателей). В п. 1 ст. 146 Закона о несостоятельности закреплено, что "в случае, если в отношении должника не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, а в ходе конкурсного производства у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе основания, подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в течение месяца с момента выявления указанных обстоятельств в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению". В п. 2 данной статьи закреплено, что "на основании ходатайства собрания кредиторов о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению арбитражный суд может вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Указанное определение может быть вынесено только в случае наличия у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности".
Статья: Мировое соглашение в делах о банкротстве
(Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Причем мировое соглашение как таковое может быть заключено в ходе любой процедуры банкротства. Это отличает его от внешнего управления и финансового оздоровления, в которые можно перейти только по результатам процедуры наблюдения.
(Мельников В.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Причем мировое соглашение как таковое может быть заключено в ходе любой процедуры банкротства. Это отличает его от внешнего управления и финансового оздоровления, в которые можно перейти только по результатам процедуры наблюдения.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Необходимо отметить, что если возможность восстановления платежеспособности будет установлена в ходе конкурсного производства, то суд по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Такое определение арбитражного суда также может быть обжаловано, но обжалование не приостанавливает его исполнение.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Необходимо отметить, что если возможность восстановления платежеспособности будет установлена в ходе конкурсного производства, то суд по ходатайству собрания кредиторов или конкурсного управляющего вправе вынести определение о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению. Такое определение арбитражного суда также может быть обжаловано, но обжалование не приостанавливает его исполнение.