Переезд из районов крайнего севера Мурманск
Подборка наиболее важных документов по запросу Переезд из районов крайнего севера Мурманск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.05.2019 N 5-КГ19-54
Требование: О признании незаконным отказа в допуске к прохождению государственной гражданской службы, обязании заключить контракт на прохождение государственной гражданской службы.
Обстоятельства: Истица полагает, что ей было отказано в заключении контракта на прохождение государственной гражданской службы по причине ее беременности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не дана оценка доводам истицы о совершении должностными лицами последовательных действий, свидетельствующих о намерении принять истицу на гражданскую службу, в связи с чем отказ в заключении контракта носит дискриминационный характер по мотиву беременности.10 сентября 2017 г. Коверда М.А. уволена с муниципальной службы с должности специалиста I категории отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации закрытого административно-территориального образования г. Североморска Мурманской области по собственному желанию в связи с переездом из районов Крайнего Севера к новому месту жительства по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), что подтверждается записью в трудовой книжке.
Требование: О признании незаконным отказа в допуске к прохождению государственной гражданской службы, обязании заключить контракт на прохождение государственной гражданской службы.
Обстоятельства: Истица полагает, что ей было отказано в заключении контракта на прохождение государственной гражданской службы по причине ее беременности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не дана оценка доводам истицы о совершении должностными лицами последовательных действий, свидетельствующих о намерении принять истицу на гражданскую службу, в связи с чем отказ в заключении контракта носит дискриминационный характер по мотиву беременности.10 сентября 2017 г. Коверда М.А. уволена с муниципальной службы с должности специалиста I категории отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации закрытого административно-территориального образования г. Североморска Мурманской области по собственному желанию в связи с переездом из районов Крайнего Севера к новому месту жительства по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (расторжение трудового договора по инициативе работника), что подтверждается записью в трудовой книжке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Коммерческой организацией, расположенной в районе Крайнего Севера, был заключен трудовой договор с работником, переехавшим из Владимирской области. В 2024 г. работник планирует уволиться с дальнейшим переездом в Саратовскую область. Обязан ли работодатель компенсировать работнику расходы, связанные с переездом?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В 2023 г. коммерческой организацией, расположенной в районе Крайнего Севера (Мурманская область), был заключен трудовой договор с работником, переехавшим из Владимирской области. В 2024 г. работник планирует уволиться по собственному желанию с дальнейшим переездом в Саратовскую область. Обязан ли работодатель в данной ситуации компенсировать работнику расходы, связанные с переездом из районов Крайнего Севера?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: В 2023 г. коммерческой организацией, расположенной в районе Крайнего Севера (Мурманская область), был заключен трудовой договор с работником, переехавшим из Владимирской области. В 2024 г. работник планирует уволиться по собственному желанию с дальнейшим переездом в Саратовскую область. Обязан ли работодатель в данной ситуации компенсировать работнику расходы, связанные с переездом из районов Крайнего Севера?
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 N 9-П
"По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко"Принимая такое решение, законность и обоснованность которого подтверждена определениями Мурманского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации, Ковдорский районный суд Мурманской области исходил из того, что порядок финансового обеспечения установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 компенсации неработающим пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в статье 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ отсутствует, а какого-либо нормативного правового акта, предусматривающего возможность и порядок предоставления этой выплаты указанной категории граждан с 1 января 2005 года, не принято.
"По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.М. Моренко"Принимая такое решение, законность и обоснованность которого подтверждена определениями Мурманского областного суда и Верховного Суда Российской Федерации, Ковдорский районный суд Мурманской области исходил из того, что порядок финансового обеспечения установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1992 года N 572 компенсации неработающим пенсионерам расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в статье 4 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ отсутствует, а какого-либо нормативного правового акта, предусматривающего возможность и порядок предоставления этой выплаты указанной категории граждан с 1 января 2005 года, не принято.
Проект Постановления Правительства РФ (доработанный текст)
"Об особенностях поддержки граждан в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 - 2023 годах"
(по состоянию на 18.10.2022)
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/07/07-22/00129684)2. Гражданин в возрасте до 35 лет, не менее 1 года проживающий в трудоизбыточном субъекте Российской Федерации и признанный в установленном порядке безработным или зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, заключает со службой занятости договор о трудоустройстве на размещенную на портале вакансию в субъекте Дальневосточного федерального округа или Сибирского федерального округа (за исключением Республики Алтай и Республики Тыва), а также в субъекты Северо-Западного и Уральского федеральных округов, в которых число зарегистрированных безработных составляет менее 50% от количества имеющихся в регионе вакансий или территории которых полностью или частично относятся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям <3>.
"Об особенностях поддержки граждан в возрасте до 35 лет в связи с их привлечением работодателями на работу из другой местности в 2022 - 2023 годах"
(по состоянию на 18.10.2022)
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/07/07-22/00129684)2. Гражданин в возрасте до 35 лет, не менее 1 года проживающий в трудоизбыточном субъекте Российской Федерации и признанный в установленном порядке безработным или зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, заключает со службой занятости договор о трудоустройстве на размещенную на портале вакансию в субъекте Дальневосточного федерального округа или Сибирского федерального округа (за исключением Республики Алтай и Республики Тыва), а также в субъекты Северо-Западного и Уральского федеральных округов, в которых число зарегистрированных безработных составляет менее 50% от количества имеющихся в регионе вакансий или территории которых полностью или частично относятся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям <3>.
Статья: Комментарий к Постановлению ФАС СЗО от 27.06.2013 N А42-5115/2012
(Горюшина В.И.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 10)<2> Положение о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 12.04.2005 N 131-ПП.
(Горюшина В.И.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2013, N 10)<2> Положение о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 12.04.2005 N 131-ПП.
Вопрос: Обязано ли федеральное автономное учреждение, расположенное в районе Крайнего Севера (г. Петропавловск-Камчатский), компенсировать работнику, уволившемуся по собственному желанию, стоимость переезда из г. Петропавловска-Камчатского в район Крайнего Севера (г. Магадан)?
(Консультация эксперта, 2024)На портале "Онлайнинспекция.РФ" (https://онлайнинспекция.рф) (обращение от 15.05.2023) разъяснено, что организация, финансируемая из федерального бюджета и расположенная в районе Крайнего Севера (г. Мурманск), обязана компенсировать уволившемуся работнику стоимость переезда к новому месту жительства (г. Ханты-Мансийск, который также отнесен к районам Крайнего Севера).
(Консультация эксперта, 2024)На портале "Онлайнинспекция.РФ" (https://онлайнинспекция.рф) (обращение от 15.05.2023) разъяснено, что организация, финансируемая из федерального бюджета и расположенная в районе Крайнего Севера (г. Мурманск), обязана компенсировать уволившемуся работнику стоимость переезда к новому месту жительства (г. Ханты-Мансийск, который также отнесен к районам Крайнего Севера).
Вопрос: ...Обязано ли ФГБУ, расположенное в районе Крайнего Севера, оплачивать расходы по переезду при увольнении работника? Важно ли основание увольнения? В течение какого срока сохраняется право на компенсацию?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2018)Вопрос: Федеральное государственное бюджетное учреждение расположено в районе Крайнего Севера (Мурманская область). Обязано ли учреждение оплачивать расходы по переезду с Севера при увольнении работника? Имеет ли значение основание увольнения: выход на пенсию, инициатива работника, сокращение? Какие расходы следует оплатить работнику и какие документы он должен представить? Существует ли срок после увольнения, в течение которого сохраняется право работника на компенсацию расходов по переезду (между датой увольнения и датой переезда на новое место жительства)?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2018)Вопрос: Федеральное государственное бюджетное учреждение расположено в районе Крайнего Севера (Мурманская область). Обязано ли учреждение оплачивать расходы по переезду с Севера при увольнении работника? Имеет ли значение основание увольнения: выход на пенсию, инициатива работника, сокращение? Какие расходы следует оплатить работнику и какие документы он должен представить? Существует ли срок после увольнения, в течение которого сохраняется право работника на компенсацию расходов по переезду (между датой увольнения и датой переезда на новое место жительства)?
Вопрос: ...Работаю в ГБУ г. Мурманска. Для компенсации расходов по переезду и провозу багажа не могу представить полный пакет документов - нет листка убытия. Он выдается, если лично обратиться с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Я снималась с учета по запросу. Как получить компенсацию?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2017)По нашему мнению, основанием для получения компенсации расходов на переезд является переезд работника к новому месту жительства в связи с прекращением трудового договора, а копия листка убытия является документом, подтверждающим факт этого переезда. Вместе с тем формулировки Положения о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, исключают возможность подтверждения переезда к новому месту жительства иным документом, что в условиях существования нескольких способов снятия с регистрационного учета влечет невозможность получения компенсации при снятии с регистрационного учета способом, не предусматривающим выдачу гражданину листка убытия.
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2017)По нашему мнению, основанием для получения компенсации расходов на переезд является переезд работника к новому месту жительства в связи с прекращением трудового договора, а копия листка убытия является документом, подтверждающим факт этого переезда. Вместе с тем формулировки Положения о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета, исключают возможность подтверждения переезда к новому месту жительства иным документом, что в условиях существования нескольких способов снятия с регистрационного учета влечет невозможность получения компенсации при снятии с регистрационного учета способом, не предусматривающим выдачу гражданину листка убытия.
Вопрос: Сотрудник, работающий в ФСИН на территории, относящейся к районам Крайнего Севера (г. Мурманск), был уволен по достижении предельного возраста. Имеет ли он право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства, понесенных им после увольнения?
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12)Вопрос: Сотрудник, работающий в ФСИН на территории, относящейся к районам Крайнего Севера (г. Мурманск), был уволен по достижении предельного возраста. За полгода до увольнения он приобрел жилой дом в Краснодарском крае. Через месяц после увольнения он переехал вместе с семьей к новому месту жительства, транспортная компания перевезла его личное имущество. Имеет ли он право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства, понесенных им после увольнения?
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2019, N 12)Вопрос: Сотрудник, работающий в ФСИН на территории, относящейся к районам Крайнего Севера (г. Мурманск), был уволен по достижении предельного возраста. За полгода до увольнения он приобрел жилой дом в Краснодарском крае. Через месяц после увольнения он переехал вместе с семьей к новому месту жительства, транспортная компания перевезла его личное имущество. Имеет ли он право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства, понесенных им после увольнения?
Вопрос: Уволенный сотрудник осуществлял переезд и провоз багажа ж/д контейнером 20 т. На ст. Мурманск не осуществляется перевозка личных вещей контейнерами 5 т. Минимальная грузоподъемность контейнера, который предоставляется для перевозки, - 20 т. Правомерна ли оплата провоза багажа в контейнере грузоподъемностью 20 т?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: Согласно ст. 12 Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 579-01-ЗМО "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" работнику территориального фонда или организации, расположенной в районах Крайнего Севера, финансируемой из средств областного бюджета, и членам его семьи при переезде к новому месту жительства в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда любым видом транспорта (за исключением такси) по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью железнодорожным, водным и (или) автомобильным транспортом по фактическим расходам. Условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника и членов его семьи к новому месту жительства, устанавливаются Правительством Мурманской области. В исполнение данного Закона принято Постановление Правительства Мурманской области от 12.04.2005 N 131-ПП "О компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета" (вместе с Положением о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета). Пункт 1.5 Положения устанавливает: стоимость провоза багажа компенсируется из расчета не свыше пяти тонн на семью (независимо от количества выезжающих членов семьи работника) по фактическим расходам в пределах территории Российской Федерации в размерах, не превышающих тарифы, предусмотренные для перевозок железнодорожных контейнеров железнодорожным транспортом. При перевозке багажа в железнодорожном контейнере железнодорожным транспортом компенсируется: провоз багажа в контейнере грузоподъемностью не свыше пяти тонн; доставка контейнера грузовым автомобилем от дома до контейнерной станции и от контейнерной станции до дома по новому месту жительства; экспедирование контейнера; пломбирование контейнера; оформление документов на провоз багажа контейнером; работа крана по перегрузке контейнера. Уволенный сотрудник осуществлял переезд и провоз багажа железнодорожным контейнером от ст. Мурманск до ст. Новосибирск контейнером 20 тонн. На ст. Мурманск не осуществляется перевозка личных вещей контейнерами грузоподъемностью 5 тонн. Минимальная грузоподъемность контейнера, который предоставляется для перевозки, - 20 тонн. Правомерна ли оплата провоза багажа в контейнере грузоподъемностью 20 тонн? Далее, в перечне затрат, компенсируемых при перевозке багажа в железнодорожном контейнере железнодорожным транспортом не поименованы затраты по аренде контейнера. В справке ОАО "РЖД" в провозную плату входит стоимость аренды контейнера и подвижного состава. Правомерна ли оплата аренды контейнера при условии, что без аренды перевозку осуществить невозможно?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2020)Вопрос: Согласно ст. 12 Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 579-01-ЗМО "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" работнику территориального фонда или организации, расположенной в районах Крайнего Севера, финансируемой из средств областного бюджета, и членам его семьи при переезде к новому месту жительства в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда любым видом транспорта (за исключением такси) по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью железнодорожным, водным и (или) автомобильным транспортом по фактическим расходам. Условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника и членов его семьи к новому месту жительства, устанавливаются Правительством Мурманской области. В исполнение данного Закона принято Постановление Правительства Мурманской области от 12.04.2005 N 131-ПП "О компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета" (вместе с Положением о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета). Пункт 1.5 Положения устанавливает: стоимость провоза багажа компенсируется из расчета не свыше пяти тонн на семью (независимо от количества выезжающих членов семьи работника) по фактическим расходам в пределах территории Российской Федерации в размерах, не превышающих тарифы, предусмотренные для перевозок железнодорожных контейнеров железнодорожным транспортом. При перевозке багажа в железнодорожном контейнере железнодорожным транспортом компенсируется: провоз багажа в контейнере грузоподъемностью не свыше пяти тонн; доставка контейнера грузовым автомобилем от дома до контейнерной станции и от контейнерной станции до дома по новому месту жительства; экспедирование контейнера; пломбирование контейнера; оформление документов на провоз багажа контейнером; работа крана по перегрузке контейнера. Уволенный сотрудник осуществлял переезд и провоз багажа железнодорожным контейнером от ст. Мурманск до ст. Новосибирск контейнером 20 тонн. На ст. Мурманск не осуществляется перевозка личных вещей контейнерами грузоподъемностью 5 тонн. Минимальная грузоподъемность контейнера, который предоставляется для перевозки, - 20 тонн. Правомерна ли оплата провоза багажа в контейнере грузоподъемностью 20 тонн? Далее, в перечне затрат, компенсируемых при перевозке багажа в железнодорожном контейнере железнодорожным транспортом не поименованы затраты по аренде контейнера. В справке ОАО "РЖД" в провозную плату входит стоимость аренды контейнера и подвижного состава. Правомерна ли оплата аренды контейнера при условии, что без аренды перевозку осуществить невозможно?
Вопрос: Мы федеральное бюджетное учреждение. Наш сотрудник уволился по собственному желанию в марте 2024 г. и устроился на работу в другом городе. Сейчас он с семьей полностью переезжает из Мурманска в Санкт-Петербург и просит оплатить ему переезд из районов Крайнего Севера. Насколько правомерны требования бывшего работника?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2025
Вопрос: Обязано ли государственное бюджетное учреждение, финансируемое из бюджета Мурманской области, компенсировать работнику расходы в связи с переездом в г. Мурманск, если он зарегистрирован в Московской области, а проживал в г. Бийске Алтайского края (представлены проездные документы из г. Бийска до г. Мурманска)?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Считаем, что в рассматриваемой ситуации государственное бюджетное учреждение, финансируемое из областного бюджета Мурманской области, обязано компенсировать работнику расходы, связанные с переездом (с учетом ограничений, предусмотренных Положением о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета полностью или частично, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 12.04.2005 N 131-ПП (далее - Положение)), при условии представления работником документов, подтверждающих факт регистрации по новому месту жительства (месту пребывания), а также других документов, предусмотренных п. 2.1 Положения.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Считаем, что в рассматриваемой ситуации государственное бюджетное учреждение, финансируемое из областного бюджета Мурманской области, обязано компенсировать работнику расходы, связанные с переездом (с учетом ограничений, предусмотренных Положением о компенсации расходов, связанных с переездом и провозом багажа, работникам Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области или работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, финансируемых из средств областного бюджета полностью или частично, утвержденным Постановлением Правительства Мурманской области от 12.04.2005 N 131-ПП (далее - Положение)), при условии представления работником документов, подтверждающих факт регистрации по новому месту жительства (месту пребывания), а также других документов, предусмотренных п. 2.1 Положения.