Передача объектов религиозного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача объектов религиозного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2021 N 19АП-2915/2021 по делу N А64-7748/2020
Требование: О признании незаконным решения об отказе в передаче в собственность здания и земельного участка, об обязании передать в собственность здание и земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено.Из толкования положений Закона N 327-ФЗ следует, что единственным критерием отнесения объекта к имуществу религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, является строительство объекта для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество). При этом последующее использование такого имущества в целях, отличных от целей его создания, либо произведенная реконструкция, перепланировка здания не закреплены в Законе N 327-ФЗ в качестве оснований утраты им статуса имущества религиозного назначения, а, следовательно, не могут являться основанием для отказа в безвозмездной передаче такого имущества религиозной организации
Требование: О признании незаконным решения об отказе в передаче в собственность здания и земельного участка, об обязании передать в собственность здание и земельный участок.
Решение: Требование удовлетворено.Из толкования положений Закона N 327-ФЗ следует, что единственным критерием отнесения объекта к имуществу религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, является строительство объекта для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество). При этом последующее использование такого имущества в целях, отличных от целей его создания, либо произведенная реконструкция, перепланировка здания не закреплены в Законе N 327-ФЗ в качестве оснований утраты им статуса имущества религиозного назначения, а, следовательно, не могут являться основанием для отказа в безвозмездной передаче такого имущества религиозной организации
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 N 18АП-1958/2021 по делу N А47-3076/2019
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в уклонении от принятия решения по заявлению о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, недействительным письма о рассмотрении обращения религиозной организации, обязании принять решение по заявлению и передать в собственность (безвозмездное пользование) имущество религиозного назначения.
Решение: Требование удовлетворено в части.В данном письме указано, что спорные объекты религиозного назначения могут быть переданы в безвозмездное пользование только в случае ликвидации "указанного" учреждения ФСИН России, которое в письме не конкретизировано, отсутствует обоснование, почему в безвозмездное пользование, и как это связано с ликвидацией исправительной колонии.
Требование: О признании незаконными действий уполномоченного органа, выразившихся в уклонении от принятия решения по заявлению о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, недействительным письма о рассмотрении обращения религиозной организации, обязании принять решение по заявлению и передать в собственность (безвозмездное пользование) имущество религиозного назначения.
Решение: Требование удовлетворено в части.В данном письме указано, что спорные объекты религиозного назначения могут быть переданы в безвозмездное пользование только в случае ликвидации "указанного" учреждения ФСИН России, которое в письме не конкретизировано, отсутствует обоснование, почему в безвозмездное пользование, и как это связано с ликвидацией исправительной колонии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Передача государственного имущества Русской православной церкви: проблемы толкования законов и анализ судебной практики
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)5 января 2010 г. состоялась встреча Председателя Правительства РФ со Святейшим Патриархом в присутствии министра культуры РФ и руководителя Росимущества, посвященная взаимодействию Российского государства и РПЦ при передаче объектов государственного имущества религиозного назначения - в том числе и таких, которые обладают "огромной культурной ценностью". После этой встречи работу над проектом закона, регламентирующего такую передачу, ускорили, и она приняла другой характер. Содержание проекта стали откровенно подгонять под интересы РПЦ. Процесс передачи Церкви государственного имущества предельно упростили. Органы управления культурой вовсе отстранили от участия в нем. Чтобы получить объект государственного имущества в свою собственность или безвозмездное пользование, религиозной организации достаточно было подать заявление в территориальный орган Росимущества с архивными документами, доказывающими, что он был построен для религиозных целей. Из проекта удалили нормы, запрещающие религиозным организациям в течение десяти лет изменять назначение полученного от государства имущества и передавать его третьим лицам, а также ограничения на сдачу его в аренду или продажу.
(Томсинов В.А., Домшенко В.Г.)
("Закон", 2021, N 6)5 января 2010 г. состоялась встреча Председателя Правительства РФ со Святейшим Патриархом в присутствии министра культуры РФ и руководителя Росимущества, посвященная взаимодействию Российского государства и РПЦ при передаче объектов государственного имущества религиозного назначения - в том числе и таких, которые обладают "огромной культурной ценностью". После этой встречи работу над проектом закона, регламентирующего такую передачу, ускорили, и она приняла другой характер. Содержание проекта стали откровенно подгонять под интересы РПЦ. Процесс передачи Церкви государственного имущества предельно упростили. Органы управления культурой вовсе отстранили от участия в нем. Чтобы получить объект государственного имущества в свою собственность или безвозмездное пользование, религиозной организации достаточно было подать заявление в территориальный орган Росимущества с архивными документами, доказывающими, что он был построен для религиозных целей. Из проекта удалили нормы, запрещающие религиозным организациям в течение десяти лет изменять назначение полученного от государства имущества и передавать его третьим лицам, а также ограничения на сдачу его в аренду или продажу.
"Прокурорская проверка. Методика и тактика проведения: учебное пособие"
(2-е изд., перераб. и доп.)
(под ред. О.Н. Коршуновой)
("Юстиция", 2019)- исполняются ли требования закона о недопустимости передачи объектов культурного наследия, являющихся имуществом религиозного назначения, в собственность нерелигиозных организаций (п. 2 ст. 50 Федерального закона "Об объектах культурного наследия...", Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности");
(2-е изд., перераб. и доп.)
(под ред. О.Н. Коршуновой)
("Юстиция", 2019)- исполняются ли требования закона о недопустимости передачи объектов культурного наследия, являющихся имуществом религиозного назначения, в собственность нерелигиозных организаций (п. 2 ст. 50 Федерального закона "Об объектах культурного наследия...", Федеральный закон от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности");
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно подп. "б" п. 4 ст. 32 этого же закона требование о согласовании отчуждения имущества с Законодательным Собранием Красноярского края, предусмотренное п. 4 ст. 31 настоящего закона, не применяется в случаях безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 33 названного закона (за исключением передачи объектов религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Красноярского края).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)Согласно подп. "б" п. 4 ст. 32 этого же закона требование о согласовании отчуждения имущества с Законодательным Собранием Красноярского края, предусмотренное п. 4 ст. 31 настоящего закона, не применяется в случаях безвозмездной передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со ст. 33 названного закона (за исключением передачи объектов религиозного назначения, являющихся объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Красноярского края).
"Обзор судебной практики по спорам о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в такой передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и используется в настоящее время как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с принятым решением и оспорила его в суд.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.11.2022)Уполномоченный орган, рассмотрев заявление и представленные с ним документы, отказал в такой передаче, сочтя, что спорный объект не отвечает критериям имущества религиозного назначения и используется в настоящее время как концертный зал. Религиозная организация не согласилась с принятым решением и оспорила его в суд.