Передача имущества казны в хозяйственное ведение
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества казны в хозяйственное ведение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Переходные положения" Федерального закона "Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Таким образом, приведенные выше нормы Положения свидетельствуют о том, что в муниципальном образовании "город Ульяновск" разумный срок для принятия решения уполномоченным органом о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения при его передаче из муниципальной казны регламентирован и составляет пять дней, что в шесть раз меньше установленного N 159-ФЗ тридцатидневного срока на рассмотрение заявления арендатора на выкуп арендуемого имущества в рамках N 159-ФЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача и принятие имущества в казну
(КонсультантПлюс, 2025)...Департамент... уведомил МУП... о том, что вопрос об изъятии имущества в казну городского округа... не может быть разрешен до решения Управлением дорог вопроса об определении организации, которая будет осуществлять мероприятия по транспортной безопасности в отношении данного имущества. ...Указанные автомобильные дороги и развязки... переданы в хозяйственное ведение МУП... для обеспечения технически исправного состояния и безопасности движения.
(КонсультантПлюс, 2025)...Департамент... уведомил МУП... о том, что вопрос об изъятии имущества в казну городского округа... не может быть разрешен до решения Управлением дорог вопроса об определении организации, которая будет осуществлять мероприятия по транспортной безопасности в отношении данного имущества. ...Указанные автомобильные дороги и развязки... переданы в хозяйственное ведение МУП... для обеспечения технически исправного состояния и безопасности движения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать нефинансовые активы имущества государственной (муниципальной) казны (счет 0 108 00 000)
(КонсультантПлюс, 2025)Передача имущества казны в хозяйственное ведение или оперативное управление, или в результате разграничения полномочий между органами власти разных уровней бюджетов:
(КонсультантПлюс, 2025)Передача имущества казны в хозяйственное ведение или оперативное управление, или в результате разграничения полномочий между органами власти разных уровней бюджетов:
Вопрос: Администрация (казенное учреждение) по договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения передала МУП недвижимость. Права на объекты МУП не оформлены. Правообладатель - администрация. Со счета 0 108 51 000 объекты не переданы. Правильно ли, что не отражено выбытие объектов?
(Консультация эксперта, 2024)При передаче недвижимого имущества из состава казны обязательно наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию права хозяйственного ведения у принимающей стороны. На это указывают также п. 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), п. 64.7 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".
(Консультация эксперта, 2024)При передаче недвижимого имущества из состава казны обязательно наличие документов, подтверждающих государственную регистрацию права хозяйственного ведения у принимающей стороны. На это указывают также п. 36 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), п. 64.7 Методических указаний по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденных Приказом Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)Решением антимонопольного органа уполномоченный орган муниципального образования (далее - администрация) признан допустившим нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в передаче объектов электро- и теплоснабжения в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия без проведения конкурса. Администрации выдано предписание о принятии мер по возврату спорного имущества в казну муниципального образования.
Статья: О привлечении к субсидиарной ответственности публично-правовых образований по обязательствам их предприятий и учреждений
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
(Шевченко И.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 4)Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды трех инстанций исходили из того, что в соответствии со ст. 236 и 299 ГК РФ предприятие может отказаться от права хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество. Поскольку решение о признании предприятия банкротом принято спустя полтора года после изъятия спорного имущества и его передачи в состав имущества муниципальной казны, суды пришли к выводу о том, что отказ от имущества и его изъятие не повлекли прекращения уставной деятельности предприятия.
Готовое решение: Что такое казна
(КонсультантПлюс, 2025)совершение действий по распоряжению имуществом казны. В их числе передача в оперативное управление, хозяйственное ведение, иное безвозмездное или возмездное пользование, доверительное управление; изменение (ограничение) прав, отчуждение;
(КонсультантПлюс, 2025)совершение действий по распоряжению имуществом казны. В их числе передача в оперативное управление, хозяйственное ведение, иное безвозмездное или возмездное пользование, доверительное управление; изменение (ограничение) прав, отчуждение;
Готовое решение: Как с 2026 г. в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить нефинансовые активы имущества казны
(КонсультантПлюс, 2025)Как доначислить амортизацию на имущество казны при передаче его в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Как доначислить амортизацию на имущество казны при передаче его в оперативное управление
Готовое решение: Что такое оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество, не закрепленное ППО за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (в том числе не переданное в оперативное управление, хозяйственное ведение), составляет казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Имущество, не закрепленное ППО за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (в том числе не переданное в оперативное управление, хозяйственное ведение), составляет казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Статья: Публично-правовое образование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам - государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам - государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (п. 4 ст. 214, п. 3 ст. 215 ГК РФ);
Готовое решение: Что такое реестр государственного (муниципального) имущества
(КонсультантПлюс, 2025)Для управления и распоряжения имуществом необходимы отражаемые в реестре сведения об имуществе казны ППО, информация о правообладателях имущества, переданного из казны в оперативное управление или хозяйственное ведение, и другие данные (Приложение к Положению N 447, п. 9 Порядка N 163н, п. 3 ст. 15 Закона г. Москвы от 26.12.2007 N 53).
(КонсультантПлюс, 2025)Для управления и распоряжения имуществом необходимы отражаемые в реестре сведения об имуществе казны ППО, информация о правообладателях имущества, переданного из казны в оперативное управление или хозяйственное ведение, и другие данные (Приложение к Положению N 447, п. 9 Порядка N 163н, п. 3 ст. 15 Закона г. Москвы от 26.12.2007 N 53).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли изменение собственника имущества основанием для изменения договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)ТУ Росимущества в г. Москве уведомлением от 23.12.2014 N И22-09/24199 сообщило ООО "Ванлизингэкспозито", что в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 24.09.2014 N 885 "О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 3, стр. 1", а также актом приема-передачи, утвержденным 14.10.2014, прекращено право хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-центр" в отношении арендуемого помещения, помещение передано в государственную казну Российской Федерации.
Является ли изменение собственника имущества основанием для изменения договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)ТУ Росимущества в г. Москве уведомлением от 23.12.2014 N И22-09/24199 сообщило ООО "Ванлизингэкспозито", что в соответствии с распоряжением ТУ Росимущества в г. Москве от 24.09.2014 N 885 "О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, Газетный пер., д. 3, стр. 1", а также актом приема-передачи, утвержденным 14.10.2014, прекращено право хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-центр" в отношении арендуемого помещения, помещение передано в государственную казну Российской Федерации.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Собственниками имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, являются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование <1>. ПХВ и ПОУ являются ограниченными вещными правами. Их отличие от права собственности заключается, в основном, в том, что их собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, состоит во всеобщих отношениях с любым и каждым (обладает абсолютным правом), а субъекты ПХВ и ПОУ (государственные и муниципальные предприятия), кроме всеобщих отношений с любым и каждым (тоже обладают абсолютным правом), состоят также в конкретном отношении с собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление <2>. Отношение, связывающее собственника и субъектов ПХВ и ПОУ, является вещным и относительным; в нем распределяются вещные права между собственником и государственным (муниципальным) предприятием по поводу вещи, что характеризует его как отношение траста (доверительной собственности).
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Собственниками имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, являются Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование <1>. ПХВ и ПОУ являются ограниченными вещными правами. Их отличие от права собственности заключается, в основном, в том, что их собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление, состоит во всеобщих отношениях с любым и каждым (обладает абсолютным правом), а субъекты ПХВ и ПОУ (государственные и муниципальные предприятия), кроме всеобщих отношений с любым и каждым (тоже обладают абсолютным правом), состоят также в конкретном отношении с собственником имущества, переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление <2>. Отношение, связывающее собственника и субъектов ПХВ и ПОУ, является вещным и относительным; в нем распределяются вещные права между собственником и государственным (муниципальным) предприятием по поводу вещи, что характеризует его как отношение траста (доверительной собственности).
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка осуществления Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе его учета и поступления средств в федеральный бюджет, за 2020 - 2021 годы"
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)В результате передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление, на иной уровень собственности выбыло из состава объектов имущества казны в 2020 году 84 объекта, в 2021 году - 59 объектов (недвижимое имущество, кроме земельных участков), из них на иной уровень собственности - 2 и 59 соответственно.
(Батуркин А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2023, N 1)В результате передачи в хозяйственное ведение, оперативное управление, на иной уровень собственности выбыло из состава объектов имущества казны в 2020 году 84 объекта, в 2021 году - 59 объектов (недвижимое имущество, кроме земельных участков), из них на иной уровень собственности - 2 и 59 соответственно.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В состав конкурсной массы должника были включены социально значимые объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью и закрепленные за должником на праве хозяйственного ведения.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)В состав конкурсной массы должника были включены социально значимые объекты централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, являющиеся муниципальной собственностью и закрепленные за должником на праве хозяйственного ведения.