Право хозяйственного ведения не зарегистрировано

Подборка наиболее важных документов по запросу Право хозяйственного ведения не зарегистрировано (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 299 "Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления" ГК РФ"Фактическое нахождение имущества в хозяйственном ведении должника свидетельствует о праве кредиторов рассчитывать на получение от публично-правового образования соответствующей компенсации после изъятия этого имущества. При этом причины, по которым право хозяйственного ведения должника на имущество не было зарегистрировано в установленном законом порядке, не имеют правового значения для рассматриваемой спорной ситуации."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 216 "Вещные права лиц, не являющихся собственниками" ГК РФ"Суд округа исходил из того, что в силу статей 8.1, 131, 216 Гражданского кодекса, разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Поскольку данное право за Предприятием не зарегистрировано, в силу Жилищного кодекса обязанность по содержанию общего имущества и оплате жилищных услуг лежит на собственнике - муниципальном образовании."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Комментарий к ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ
(Бевзенко Р.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, NN 11, 12)
Ответ на эту дилемму могла дать только судебная практика. Но и она некоторое время не демонстрировала единообразия. Так, в 2009 г. в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было передано дело ФГУП "Почта России" против общества "ЦентрТелеком". Вкратце суть спора заключалась в следующем. Унитарное предприятие, полагая, что оно является обладателем права хозяйственного ведения на нежилое помещение (это право не было зарегистрировано), оспаривало зарегистрированное право собственности общества на это же нежилое помещение. Коллегия судей ВАС РФ, принявшая определение о передаче дела в Президиум, руководствуясь мнением о том, что право хозяйственного ведения возникает с момента передачи, без внесения каких-либо записей в реестр, сочла, что права унитарного предприятия были ущемлены. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.09.2009 N 6478/09 согласился с тем, что общество не является собственником нежилого помещения, и отменил судебные акты, которым в иске предприятию было отказано.
"Гражданское право. Особенная часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)
Сторонами договора доверительного управления являются учредитель управления и доверительный управляющий. Согласно ст. 1014 ГК РФ учредителем доверительного управления является собственник имущества, а также лицо, которое в силу прямого указания закона может выступать в этом статусе, например орган опеки и попечительства (п. 1 ст. 38 ГК РФ), нотариус или исполнитель завещания (ст. 1173 ГК РФ). Поскольку в доверительное управление могут передаваться не только вещи, являющиеся объектами права собственности, но и имущественные права, то учредителем управления выступает правообладатель в широком значении данного термина. Это может быть обладатель корпоративных прав, воплощенных в акциях, - акционер, который для профессионального управления ими привлекает доверительного управляющего. Это может быть и обладатель различных исключительных прав (ст. 1229 ГК РФ), который в качестве доверительного управляющего привлекает специализированную организацию по коллективному управлению правами (п. 1 ст. 1242 ГК РФ). Если управление имуществом осуществляется не в интересах учредителя управления или не только в его интересах, в правоотношение включается еще один субъект - выгодоприобретатель, который обладает самостоятельным правом требования к доверительному управляющему. В этих случаях договор доверительного управления приобретает черты договора, заключенного в пользу третьего лица (ст. 430 ГК РФ). По общему правилу в качестве доверительного управляющего может выступать либо индивидуальный предприниматель, либо коммерческая организация в виде хозяйственного общества (товарищества) или производственного кооператива. Государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут быть доверительными управляющими, поскольку сами не являются собственниками имущества, а обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. В качестве исключения доверительным управляющим может выступать гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, а также некоммерческая организация (за исключением учреждения) в тех случаях, когда доверительное управление устанавливается в отношении имущества подопечных (ст. 38 ГК РФ), безвестно отсутствующих граждан (ст. 43 ГК РФ) и в отношении наследства (ст. 1173 ГК РФ).

Нормативные акты

Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ
(ред. от 10.07.2023)
"О концессионных соглашениях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
5. Концессионным соглашением, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, может предусматриваться предоставление концедентом во владение и (или) в пользование концессионера водопроводных сетей и насосных станций, канализационных сетей, канализационных насосных станций, тепловых сетей в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (далее - незарегистрированное недвижимое имущество), при выполнении следующих условий: