Пенсионный возраст на Севере
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионный возраст на Севере (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 33 "Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Федерального закона "О страховых пенсиях""Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основным условием для снижения пенсионного возраста необходима выработка 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и 12 лет 6 месяцев по Списку 2."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факт постоянного проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера и занятия традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как назначается пенсия по старости северянам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Возраст выхода северян на страховую пенсию по старости
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Справка. Возраст выхода северян на страховую пенсию по старости
Статья: Юридические составы пенсионных правоотношений: актуальные проблемы
(Маматказин И.Р.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Иные обстоятельства могут быть связаны и с прошлой трудовой деятельностью, и с особыми условиями труда, и с климатическими условиями проживания и работы, а также с социально-демографическими условиями. Данные обстоятельства нельзя интерпретировать как второстепенные юридические факты, поскольку они являются полноценными условиями назначения пенсии, а их наличие существенно меняет саму структуру юридического состава. Например, наличие десяти лет специального стажа работы в тяжелых условиях труда у женщин обусловливает снижение пенсионного возраста до 50 лет, но повышает требования к страховому стажу до 20 лет (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). В свою очередь, работа женщины в условиях Крайнего Севера продолжительностью 15 лет и наличие страхового стажа 20 лет также предполагает снижение пенсионного возраста и досрочный выход на пенсию (п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Наряду с этим, если женщина родила двух и более детей, то требуемый период работы в районах Крайнего Севера уменьшается до 12 лет, пенсионный возраст при данных условиях будет составлять 50 лет (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).
(Маматказин И.Р.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)Иные обстоятельства могут быть связаны и с прошлой трудовой деятельностью, и с особыми условиями труда, и с климатическими условиями проживания и работы, а также с социально-демографическими условиями. Данные обстоятельства нельзя интерпретировать как второстепенные юридические факты, поскольку они являются полноценными условиями назначения пенсии, а их наличие существенно меняет саму структуру юридического состава. Например, наличие десяти лет специального стажа работы в тяжелых условиях труда у женщин обусловливает снижение пенсионного возраста до 50 лет, но повышает требования к страховому стажу до 20 лет (п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях). В свою очередь, работа женщины в условиях Крайнего Севера продолжительностью 15 лет и наличие страхового стажа 20 лет также предполагает снижение пенсионного возраста и досрочный выход на пенсию (п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях). Наряду с этим, если женщина родила двух и более детей, то требуемый период работы в районах Крайнего Севера уменьшается до 12 лет, пенсионный возраст при данных условиях будет составлять 50 лет (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
Статья: Повышение пенсионного возраста: правовой анализ
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
(Сторожук Д.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 5)Обращает внимание также то обстоятельство, что из всех установленных для назначения досрочной страховой пенсии по старости "северных оснований" возраст повышен только по одному, которое условно можно именовать "общим", - п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях. Повышение возраста не затронуло специальные "северные основания", предусмотренные в п. п. 2 и 7 указанной нормы. В последнем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает, как правило, у лиц, относящихся к малочисленным народам Севера и занятых традиционными видами хозяйственной деятельности. Сохранение для них ранее установленного пенсионного возраста направлено, с одной стороны, на решение проблемы занятости в местах их проживания, а с другой - на защиту исконной среды обитания, сохранение и развитие традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры коренных малочисленных народов. Кроме того, п. 7 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях формально не связан с пунктом 6 ч. 1 этой статьи. В то же время п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях до принятия Закона N 350-ФЗ, по сути, являлся специальной нормой по отношению к п. 6 ч. 1 данной статьи. В нем закреплялась льгота для женщин, родивших двух и более детей, работавших на Крайнем Севере, - право на пенсию возникало за 12 лет, а не за 15 лет работы в районах Крайнего Севера или за 17 лет, а не 20 лет работы в приравненных к ним местностях. Остальные условия (возраст и страховой стаж) оставались такими же, как и при назначении соответствующей досрочной страховой пенсии на общих основаниях. На данное обстоятельство также указывает Е.Г. Азарова, поясняя, что льготой для женщин с двумя и более детьми было сокращение на три года требуемого периода работы в северных районах <15>. В таком случае не ясно, почему при повышении возраста выхода на досрочную страховую пенсию по "общему северному основанию" одновременно не претерпело изменений связанное с ним специальное основание. Возможно, причина в общей тенденции сохранения ранее действовавших условий для тех досрочных пенсий, где критерием дифференциации служит рождение и воспитание детей (как уже отмечалось, перечень таких оснований даже расширен). Однако в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях рождение женщиной, указанной в п. 2 ч. 1 данной статьи, двух и более детей не являлось непосредственным основанием для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости. Таковым выступал факт трудовой деятельности на Крайнем Севере. А наличие детей учитывалось только в установлении требуемой продолжительности северного стажа. То есть законодатель исходил из ограничения у таких женщин возможности выработки северного стажа по причине необходимости освобождения от работы в связи с рождением и воспитанием нескольких детей. При такой взаимосвязи нормативных предписаний повышение возраста выхода на пенсию для лиц, работавших на Крайнем Севере, неизбежно должно было затронуть и женщин из их числа, родивших двух и более детей. Хотя, как отмечает Е.Г. Азарова, сохранение в этом случае прежнего возраста позволило сгладить существующую проблему, связанную с невозможностью для таких женщин суммирования периодов стажа, если их трудовая деятельность протекала как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, поскольку необходимые для этого правила содержатся только в п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона о страховых пенсиях <16>.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Отметим, что п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении регламентирован вопрос о праве "северян" на социальную пенсию (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Такая пенсия назначается нетрудоспособным лицам по достижении ими установленного законом возраста и без требований к величине стажа работы. Речь идет о гражданах из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Реформа повышения пенсионного возраста (2019 - 2028 гг.) не коснулась данных пенсионеров.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Отметим, что п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о государственном пенсионном обеспечении регламентирован вопрос о праве "северян" на социальную пенсию (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца). Такая пенсия назначается нетрудоспособным лицам по достижении ими установленного законом возраста и без требований к величине стажа работы. Речь идет о гражданах из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Реформа повышения пенсионного возраста (2019 - 2028 гг.) не коснулась данных пенсионеров.