Республика Коми районы крайнего севера
Подборка наиболее важных документов по запросу Республика Коми районы крайнего севера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2025 по делу N 88-20348/2025 (УИД 93RS0037-01-2024-023306-34)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при перерасчете размера страховой пенсии по старости в стаж работы в районах Крайнего Севера не учтен период работы продавцом в связи с тем, что документально не подтверждена полная занятость на работах в экстремальных климатических условиях.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Приняв во внимание, что факт работы ФИО2 в период с 5 марта 1992 г. по 1 апреля 1993 г. в МП "Сполох" в г. Воркута Коми ССР (относится к районам Крайнего Севера) отражен в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы, сведения о неполной занятости истца в спорный период (работа по совместительству, на неполную ставку) в трудовой книжке ФИО2 отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Отсутствие у истца возможности предоставить иные документы, подтверждающие полную занятость на работах в экстремальных климатических условиях, вызвано объективными обстоятельствами, а именно, ликвидацией МП "Сполох" и неисполнением работодателем своей обязанности по сдаче документов в архив на хранение, что не может являться основанием для ограничения конституционного права граждан на получение пенсии.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что при перерасчете размера страховой пенсии по старости в стаж работы в районах Крайнего Севера не учтен период работы продавцом в связи с тем, что документально не подтверждена полная занятость на работах в экстремальных климатических условиях.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Приняв во внимание, что факт работы ФИО2 в период с 5 марта 1992 г. по 1 апреля 1993 г. в МП "Сполох" в г. Воркута Коми ССР (относится к районам Крайнего Севера) отражен в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим стаж работы, сведения о неполной занятости истца в спорный период (работа по совместительству, на неполную ставку) в трудовой книжке ФИО2 отсутствуют, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Отсутствие у истца возможности предоставить иные документы, подтверждающие полную занятость на работах в экстремальных климатических условиях, вызвано объективными обстоятельствами, а именно, ликвидацией МП "Сполох" и неисполнением работодателем своей обязанности по сдаче документов в архив на хранение, что не может являться основанием для ограничения конституционного права граждан на получение пенсии.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 N 88-21846/2024 (УИД 03RS0003-01-2023-012664-09)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением органа Пенсионного фонда РФ истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа, в который не включены периоды работы водителем.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Разрешая спор суд апелляционной инстанции, установив, что представленными доказательствами подтверждается факт работы истца вахтовым методом с 09.09.2000 по 30.04.2001, с 15.09.2001 по 30.01.2002 в п. Харьяга Республики Коми, которое относится к районам Крайнего Севера в течение полного рабочего времени, правомерно руководствуясь указанными нормами права, пришел к выводу о наличии законных оснований для включения их в стаж истца для назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Решением органа Пенсионного фонда РФ истцу было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа, в который не включены периоды работы водителем.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части.Разрешая спор суд апелляционной инстанции, установив, что представленными доказательствами подтверждается факт работы истца вахтовым методом с 09.09.2000 по 30.04.2001, с 15.09.2001 по 30.01.2002 в п. Харьяга Республики Коми, которое относится к районам Крайнего Севера в течение полного рабочего времени, правомерно руководствуясь указанными нормами права, пришел к выводу о наличии законных оснований для включения их в стаж истца для назначения пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)То обстоятельство, что истец выполняла должностные обязанности в период нахождения в служебной командировке в указанный период в г. Инте Республики Коми, расположенном в районах Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии у нее смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный и постоянный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)То обстоятельство, что истец выполняла должностные обязанности в период нахождения в служебной командировке в указанный период в г. Инте Республики Коми, расположенном в районах Крайнего Севера, не может служить основанием для вывода о наличии у нее смешанного стажа работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, поскольку в таком порядке исчисляется пенсионный стаж в тех случаях, когда работа в указанных районах носила стабильный и постоянный характер и производилась в организациях, расположенных в этих районах.
Статья: Пенсия за выслугу лет в системе государственных гарантий государственных гражданских служащих Республики Коми
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<11> При этом к среднемесячному денежному содержанию применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные на день увольнения с гражданской службы Республики Коми. Если должность замещалась в государственных органах Республики Коми, находящихся за пределами Республики, применяется фиксированный коэффициент 1,7.
(Попова В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)<11> При этом к среднемесячному денежному содержанию применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные на день увольнения с гражданской службы Республики Коми. Если должность замещалась в государственных органах Республики Коми, находящихся за пределами Республики, применяется фиксированный коэффициент 1,7.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1946
"Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР"постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. N 245 "Об отнесении некоторых населенных пунктов Республики Коми к районам Крайнего Севера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2234);
"Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР"постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. N 245 "Об отнесении некоторых населенных пунктов Республики Коми к районам Крайнего Севера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 18, ст. 2234);
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)
(ред. от 26.04.2017)Например, согласно п. 4 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2005 г. N 212, назначение и выплата компенсации работнику осуществляются работодателем (организацией, финансируемой из республиканского бюджета Республики Коми) в случае, если работник находился: в ежегодном оплачиваемом отпуске, в том числе в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим увольнением; в отпуске по беременности и родам; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; в отпуске без сохранения заработной платы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014)
(ред. от 26.04.2017)Например, согласно п. 4 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 28 июля 2005 г. N 212, назначение и выплата компенсации работнику осуществляются работодателем (организацией, финансируемой из республиканского бюджета Республики Коми) в случае, если работник находился: в ежегодном оплачиваемом отпуске, в том числе в ежегодном оплачиваемом отпуске с последующим увольнением; в отпуске по беременности и родам; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; в отпуске без сохранения заработной платы.