Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Воронежской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих Воронежской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 330-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Шепелева Александра Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 статьи 1 Закона Воронежской области "О стаже гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области"1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Шепелев оспаривает конституционность пункта 12 статьи 1 Закона Воронежской области от 2 июля 2008 года N 60-ОЗ "О стаже гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области", согласно которому к периодам работы (службы), подлежащим включению в стаж гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, относятся периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Шепелева Александра Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 статьи 1 Закона Воронежской области "О стаже гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области"1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Шепелев оспаривает конституционность пункта 12 статьи 1 Закона Воронежской области от 2 июля 2008 года N 60-ОЗ "О стаже гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области", согласно которому к периодам работы (службы), подлежащим включению в стаж гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет и выплату единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, относятся периоды замещения на постоянной (штатной) основе муниципальных должностей (должностей депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии деятельности главы муниципального образования в материалах судебной практики
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)В 2015 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законодательства при установлении выборным должностным лицам местного самоуправления пенсий и доплат к ним, подготовив соответствующий обзор. В обзоре, в частности, констатируется, что, поскольку выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются, принцип соотносимости пенсионного обеспечения муниципального служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации к ним не применим. Это обстоятельство позволяет назначать им при определенных условиях высокие пенсии. Так, размер доплаты к трудовой пенсии по старости мэра г. Воронежа Воронежской области при наличии стажа муниципальной службы 15 лет составил бы почти 60 тыс. руб. Общий размер пенсии бывшего мэра г. Ростова-на-Дону Ростовской области в случае обращения за назначением пенсии за выслугу лет (примерно 73 тыс. руб.) с учетом страховой пенсии по старости составил бы около 100 тыс. руб.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2019, N 1)В 2015 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации обобщила практику прокурорского надзора за исполнением законодательства при установлении выборным должностным лицам местного самоуправления пенсий и доплат к ним, подготовив соответствующий обзор. В обзоре, в частности, констатируется, что, поскольку выборные должностные лица местного самоуправления муниципальными служащими не являются, принцип соотносимости пенсионного обеспечения муниципального служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации к ним не применим. Это обстоятельство позволяет назначать им при определенных условиях высокие пенсии. Так, размер доплаты к трудовой пенсии по старости мэра г. Воронежа Воронежской области при наличии стажа муниципальной службы 15 лет составил бы почти 60 тыс. руб. Общий размер пенсии бывшего мэра г. Ростова-на-Дону Ростовской области в случае обращения за назначением пенсии за выслугу лет (примерно 73 тыс. руб.) с учетом страховой пенсии по старости составил бы около 100 тыс. руб.
Статья: Система правового регулирования и средства противодействия коррупции на государственной гражданской службе
(Покровский О.В.)
("Современное право", 2018, N 3)Подобная практика регулирования противодействия коррупции в системе гражданской службы сложилась во многих субъектах Российской Федерации. Однако в отдельных субъектах Федерации законодательная основа противодействия коррупции развивалась более интенсивно. Так, в Воронежской области был принят Закон Воронежской области от 29.12.2010 N 144-ОЗ "Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Воронежской области". В ряде субъектов Федерации этические стандарты служебного поведения определяются в подзаконных нормативных правовых актах. В качестве примера можно привести Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Московской области от 01.03.2011 (одобрен решением Совета по вопросам государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области).
(Покровский О.В.)
("Современное право", 2018, N 3)Подобная практика регулирования противодействия коррупции в системе гражданской службы сложилась во многих субъектах Российской Федерации. Однако в отдельных субъектах Федерации законодательная основа противодействия коррупции развивалась более интенсивно. Так, в Воронежской области был принят Закон Воронежской области от 29.12.2010 N 144-ОЗ "Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Воронежской области". В ряде субъектов Федерации этические стандарты служебного поведения определяются в подзаконных нормативных правовых актах. В качестве примера можно привести Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Московской области от 01.03.2011 (одобрен решением Совета по вопросам государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области).
Нормативные акты
Приказ МВД России от 21.07.2017 N 504
(ред. от 28.09.2023)
"Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области"58) организует и осуществляет в пределах своей компетенции профилактические, лечебно-оздоровительные, реабилитационные и санаторно-курортные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, государственных служащих и членов их семей, работников ГУ МВД России по Воронежской области, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
(ред. от 28.09.2023)
"Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Воронежской области"58) организует и осуществляет в пределах своей компетенции профилактические, лечебно-оздоровительные, реабилитационные и санаторно-курортные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, государственных служащих и членов их семей, работников ГУ МВД России по Воронежской области, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России;
Статья: О современной теории административного права России, гранях творчества и личности (размышления в преддверии 90-летнего юбилея профессора Василия Михайловича Манохина)
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2013, N 11)<100> См., напр.: О государственной гражданской службе Воронежской области: Закон Воронежской области от 26 мая 2005 г. (в ред. Закона Воронежской области от 8 июля 2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". В субъектах Российской Федерации приняты и иные законодательные акты, входящие в систему нормативного правового регулирования отношений на государственной гражданской службе, например Закон Воронежской области от 24 июня 2008 г. "О стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области".
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2013, N 11)<100> См., напр.: О государственной гражданской службе Воронежской области: Закон Воронежской области от 26 мая 2005 г. (в ред. Закона Воронежской области от 8 июля 2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс". В субъектах Российской Федерации приняты и иные законодательные акты, входящие в систему нормативного правового регулирования отношений на государственной гражданской службе, например Закон Воронежской области от 24 июня 2008 г. "О стаже государственной гражданской службы государственных гражданских служащих Воронежской области".
"Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Федеральная социальная доплата устанавливается пенсионерам в случае, если его материальное обеспечение ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ. Из материалов дела усматривается, что с 1 июля 2016 г. размер получаемой истцом пенсии и размер ежемесячной денежной выплаты в совокупности меньше установленного прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области, однако данное обстоятельство само по себе не является достаточным для установления истцу социальной доплаты к пенсии, поскольку согласно п. 2 ст. 8 комментируемого Закона государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме. Однако истцом не было представлено доказательств обращения с соответствующим заявлением после 1 июля 2016 г.
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)Федеральная социальная доплата устанавливается пенсионерам в случае, если его материальное обеспечение ниже величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте РФ. Из материалов дела усматривается, что с 1 июля 2016 г. размер получаемой истцом пенсии и размер ежемесячной денежной выплаты в совокупности меньше установленного прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области, однако данное обстоятельство само по себе не является достаточным для установления истцу социальной доплаты к пенсии, поскольку согласно п. 2 ст. 8 комментируемого Закона государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме. Однако истцом не было представлено доказательств обращения с соответствующим заявлением после 1 июля 2016 г.
Статья: Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика
(Ноздрачев А.Ф.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 8)<84> И законы субъектов Федерации не содержат юридических определений должностных регламентов (см., например, статью 12 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 г. N 65-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области"; пункт 6 ст. 9 Закона Владимирской области от 5 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области" и др. В законах некоторых субъектов Федерации понятие "должностной регламент" даже не упоминается (см., например, Закон Республики Карелия от 26 декабря 2005 г. N 942-ЗРК "О государственной гражданской службе Республики Карелия" и др.).
(Ноздрачев А.Ф.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 8)<84> И законы субъектов Федерации не содержат юридических определений должностных регламентов (см., например, статью 12 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 г. N 65-ОЗ "О государственной гражданской службе Воронежской области"; пункт 6 ст. 9 Закона Владимирской области от 5 мая 2006 г. N 58-ОЗ "О государственной гражданской службе Владимирской области" и др. В законах некоторых субъектов Федерации понятие "должностной регламент" даже не упоминается (см., например, Закон Республики Карелия от 26 декабря 2005 г. N 942-ЗРК "О государственной гражданской службе Республики Карелия" и др.).
"Соседские отношения в гражданском праве России: теория и практика"
(Андреев Ю.Н.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)Лауреат Всероссийского конкурса "Лучшая научная книга" в номинации "Юриспруденция", лауреат премии администрации Воронежской области по итогам регионального конкурса за научную монографию "Участие государства в гражданско-правовых отношениях".
(Андреев Ю.Н.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)Лауреат Всероссийского конкурса "Лучшая научная книга" в номинации "Юриспруденция", лауреат премии администрации Воронежской области по итогам регионального конкурса за научную монографию "Участие государства в гражданско-правовых отношениях".
"Дефекты юридических документов: Монография"
(Соколова М.А.)
("Юриспруденция", 2016)Примером выхода административного органа за пределы своей компетенции при принятии правоприменительного акта может служить Постановление Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Воронежской области от 29.01.2007 N 22, которым юридическое лицо ЗАО "Монолитстрой Воронеж" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако в соответствии с действующим на тот момент законодательством вышеназванная Инспекция имела полномочия по привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ только физических лиц. В связи с вышеизложенным решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2007 Постановление Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Воронежской области от 29.01.2007 N 22 было отменено <1>.
(Соколова М.А.)
("Юриспруденция", 2016)Примером выхода административного органа за пределы своей компетенции при принятии правоприменительного акта может служить Постановление Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Воронежской области от 29.01.2007 N 22, которым юридическое лицо ЗАО "Монолитстрой Воронеж" было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Однако в соответствии с действующим на тот момент законодательством вышеназванная Инспекция имела полномочия по привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ только физических лиц. В связи с вышеизложенным решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.02.2007 Постановление Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора Воронежской области от 29.01.2007 N 22 было отменено <1>.
Статья: О состоянии и направлениях совершенствования законодательства об административной ответственности в контексте результатов проводимых локальных социологических исследований по вопросам административно-принудительной политики государства
(Хатуаев В.У., Дегтярева Л.Н.)
("Юрист", 2017, N 7)На практике сегодня в государственном управлении доминирует принуждение. Об этом свидетельствуют не только постоянно растущее законодательство в области административной ответственности, многочисленные научные публикации, но и проведенные нами на базе Центрального филиала Российского государственного университета правосудия в 2016 г. социологические исследования по этой проблеме. Так, на вопрос: "Какой из общепризнанных общих методов государственного управления, по Вашему мнению, доминирует в настоящее время в деятельности государственных органов?", - 78% из общего числа опрошенных граждан, представляющих различные слои населения, в том числе государственную и муниципальную власть, ответили: "Принуждение". Более категоричными в этом мнении были мировые судьи из Воронежской, Калужской и Курской областей: из 20 опрошенных представителей судебной власти 90% признали доминирование принуждения в государственном управлении. А из 27 государственных гражданских служащих Воронежской области, представляющих разные отраслевые органы исполнительной власти региона, 73% согласились с мнением большинства представителей судебной власти. Несколько ниже оценила значимость принуждения в управлении делами государства молодежь не старше 25 лет. Из 44 опрошенных молодых людей прямо признали примат принуждения в государственном управлении около 61% респондентов. Примерно 36% из их числа считают, что в управлении превалирует убеждение или его сочетание с принуждением.
(Хатуаев В.У., Дегтярева Л.Н.)
("Юрист", 2017, N 7)На практике сегодня в государственном управлении доминирует принуждение. Об этом свидетельствуют не только постоянно растущее законодательство в области административной ответственности, многочисленные научные публикации, но и проведенные нами на базе Центрального филиала Российского государственного университета правосудия в 2016 г. социологические исследования по этой проблеме. Так, на вопрос: "Какой из общепризнанных общих методов государственного управления, по Вашему мнению, доминирует в настоящее время в деятельности государственных органов?", - 78% из общего числа опрошенных граждан, представляющих различные слои населения, в том числе государственную и муниципальную власть, ответили: "Принуждение". Более категоричными в этом мнении были мировые судьи из Воронежской, Калужской и Курской областей: из 20 опрошенных представителей судебной власти 90% признали доминирование принуждения в государственном управлении. А из 27 государственных гражданских служащих Воронежской области, представляющих разные отраслевые органы исполнительной власти региона, 73% согласились с мнением большинства представителей судебной власти. Несколько ниже оценила значимость принуждения в управлении делами государства молодежь не старше 25 лет. Из 44 опрошенных молодых людей прямо признали примат принуждения в государственном управлении около 61% респондентов. Примерно 36% из их числа считают, что в управлении превалирует убеждение или его сочетание с принуждением.
"Комментарий к Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"
(постатейный)
(Кулакова О.С., Новикова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Так, Закон Воронежской области от 08.06.2012 N 73-ОЗ "О благотворительной деятельности в Воронежской области" установил следующие гарантии благотворительной деятельности: Органы государственной власти Воронежской области способствуют осуществлению благотворительной деятельности на территории Воронежской области и гарантируют защиту прав ее участников путем: правового регулирования отношений в сфере благотворительной деятельности; партнерского сотрудничества органов государственной власти Воронежской области, благотворительных организаций, благотворителей и добровольцев; поддержки общественно-гражданских инициатив благотворительных организаций, благотворителей и добровольцев; поощрения лиц, занимающихся благотворительной деятельностью; оказания благотворительным организациям, благотворителям и добровольцам методической, консультативной и организационной помощи; содействия в проведении конференций, семинаров, круглых столов, симпозиумов, форумов и иных мероприятий.
(постатейный)
(Кулакова О.С., Новикова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)Так, Закон Воронежской области от 08.06.2012 N 73-ОЗ "О благотворительной деятельности в Воронежской области" установил следующие гарантии благотворительной деятельности: Органы государственной власти Воронежской области способствуют осуществлению благотворительной деятельности на территории Воронежской области и гарантируют защиту прав ее участников путем: правового регулирования отношений в сфере благотворительной деятельности; партнерского сотрудничества органов государственной власти Воронежской области, благотворительных организаций, благотворителей и добровольцев; поддержки общественно-гражданских инициатив благотворительных организаций, благотворителей и добровольцев; поощрения лиц, занимающихся благотворительной деятельностью; оказания благотворительным организациям, благотворителям и добровольцам методической, консультативной и организационной помощи; содействия в проведении конференций, семинаров, круглых столов, симпозиумов, форумов и иных мероприятий.
"Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: Научно-практическое пособие"
(Кудашкин А.В.)
("Норма", "Инфра-М", 2012)<1> См.: п. 5 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и их проектов, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2009 г. N 883; п. 5 Порядка размещения в сети Интернет проектов приказов государственной жилищной инспекции Воронежской области, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, с целью проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, утвержденного Приказом жилищной инспекции Воронежской области от 8 октября 2009 г. N 38.
(Кудашкин А.В.)
("Норма", "Инфра-М", 2012)<1> См.: п. 5 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и их проектов, утвержденного Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2009 г. N 883; п. 5 Порядка размещения в сети Интернет проектов приказов государственной жилищной инспекции Воронежской области, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, с целью проведения независимой экспертизы на коррупциогенность, утвержденного Приказом жилищной инспекции Воронежской области от 8 октября 2009 г. N 38.
Статья: Здоровье государственных гражданских служащих: риски в условиях цифровой трансформации
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Несмотря на установленные социальные гарантии в части дополнительного отпуска, при анкетировании гражданских служащих Воронежской области определены основные востребованные меры поощрения, к числу которых служащие относят предоставление дополнительного времени отдыха <58>. По нашему мнению, полученные результаты могут свидетельствовать не только о необходимости совершенствования профессиональной служебной деятельности, но и указывать на проблемы в нормировании труда, влекущие недостаток времени на восстановление функциональных возможностей организма из-за повышенных нагрузок.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Несмотря на установленные социальные гарантии в части дополнительного отпуска, при анкетировании гражданских служащих Воронежской области определены основные востребованные меры поощрения, к числу которых служащие относят предоставление дополнительного времени отдыха <58>. По нашему мнению, полученные результаты могут свидетельствовать не только о необходимости совершенствования профессиональной служебной деятельности, но и указывать на проблемы в нормировании труда, влекущие недостаток времени на восстановление функциональных возможностей организма из-за повышенных нагрузок.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
(постатейный)
(Рождествина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)1) Закон Воронежской области от 2 июля 2001 г. N 11-III-ОЗ "Устав (Основной Закон) Воронежской области", в ст. 61 которого установлено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Статус муниципального служащего в Воронежской области устанавливается законом Воронежской области в соответствии с федеральным законодательством;
(постатейный)
(Рождествина А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)1) Закон Воронежской области от 2 июля 2001 г. N 11-III-ОЗ "Устав (Основной Закон) Воронежской области", в ст. 61 которого установлено, что муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом, иными законами Воронежской области. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Статус муниципального служащего в Воронежской области устанавливается законом Воронежской области в соответствии с федеральным законодательством;