Отвод педагогу
Подборка наиболее важных документов по запросу Отвод педагогу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 18.07.2023 по делу N 22-5440/2023 (УИД 24RS0033-01-2022-001485-84)
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...); оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Приводимые осужденной О. доводы о нарушении якобы ее права на защиту отказом в допросе педагога ФИО13, ФИО18 (психолога детского дома), нельзя признать состоятельными, поскольку ФИО18 была допрошена в судебном заседании, дала подробные пояснения по личности осужденной. Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами о не обоснованном, по мнению О., отказе в отводе председательствующего и прокурора, поскольку само по себе не удовлетворение заявленных ходатайств, не является основанием к отводу указанных лиц. Поскольку следователь ФИО19 была допрошена судом в связи с ошибочностью приобщения к материалам выделенного уголовного дела протокола допроса ФИО12, нарушений уголовно-процессуального закона в этой части также не допущено. Доводы М.Е.А. о нарушении его прав не разъяснением ему регламента судебного заседания также отклоняются судебной коллегий. Поскольку согласно протоколу судебного заседания права подсудимым были разъяснены в судебном заседании 16 мая 2022 года.
Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. "а", "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (покушение; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...); оправдан по ч. 1 ст. 174.1 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Приводимые осужденной О. доводы о нарушении якобы ее права на защиту отказом в допросе педагога ФИО13, ФИО18 (психолога детского дома), нельзя признать состоятельными, поскольку ФИО18 была допрошена в судебном заседании, дала подробные пояснения по личности осужденной. Также судебная коллегия не находит оснований согласиться с доводами о не обоснованном, по мнению О., отказе в отводе председательствующего и прокурора, поскольку само по себе не удовлетворение заявленных ходатайств, не является основанием к отводу указанных лиц. Поскольку следователь ФИО19 была допрошена судом в связи с ошибочностью приобщения к материалам выделенного уголовного дела протокола допроса ФИО12, нарушений уголовно-процессуального закона в этой части также не допущено. Доводы М.Е.А. о нарушении его прав не разъяснением ему регламента судебного заседания также отклоняются судебной коллегий. Поскольку согласно протоколу судебного заседания права подсудимым были разъяснены в судебном заседании 16 мая 2022 года.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Рассматриваемое правило касается любого судьи, следователя (дознавателя и др.). Но возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как вступить в уголовный процесс в качестве судьи, следователя (дознавателя и др.), лицо участвовало в том же уголовном деле в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <132>, то такой судья, следователь (дознаватель и др.) подлежит отводу.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Рассматриваемое правило касается любого судьи, следователя (дознавателя и др.). Но возникает вопрос. А как быть в ситуации, когда до того, как вступить в уголовный процесс в качестве судьи, следователя (дознавателя и др.), лицо участвовало в том же уголовном деле в качестве врача, педагога или же психолога? Если исходить из точки зрения, согласно которой это разновидность специалиста <132>, то такой судья, следователь (дознаватель и др.) подлежит отводу.
Статья: Дополнительные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних допрашиваемых в уголовном судопроизводстве. Комментарий к статье 2 Федерального закона от 6 марта 2022 года N 38-ФЗ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Несмотря на отличие термина "присутствовать" от понятия "участвовать", следует обратить внимание правоприменителя на то, что на присутствующего педагога (психолога) полностью распространяются права участвующего в допросе субъекта. Он должен иметь возможность наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы судьи (сторон)) все, что происходит на допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), от его начала и до конца, с разрешения председательствующего задавать вопросы, знать основания отвода таковых и т.п. По нашему мнению, слова "участие" и "присутствие" в п. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ (ч. 1 ст. 280 УПК РФ) использованы законодателем как синонимы.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Несмотря на отличие термина "присутствовать" от понятия "участвовать", следует обратить внимание правоприменителя на то, что на присутствующего педагога (психолога) полностью распространяются права участвующего в допросе субъекта. Он должен иметь возможность наблюдать (слышать показания допрашиваемого и вопросы судьи (сторон)) все, что происходит на допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), от его начала и до конца, с разрешения председательствующего задавать вопросы, знать основания отвода таковых и т.п. По нашему мнению, слова "участие" и "присутствие" в п. 1 ст. 2 Закона N 38-ФЗ (ч. 1 ст. 280 УПК РФ) использованы законодателем как синонимы.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149)формировать взаимодействие ребенка с родителями (законными представителями) в виде поддержания контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ритмического диалога, умение посылать сигналы, свидетельствующие о направленности и приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к родителям (законным представителям), взгляд в глаза, улыбка), а также, с другой стороны, сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, плач);
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149)формировать взаимодействие ребенка с родителями (законными представителями) в виде поддержания контакта глаза в глаза, улыбки и вербализации, развитие ритмического диалога, умение посылать сигналы, свидетельствующие о направленности и приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к родителям (законным представителям), взгляд в глаза, улыбка), а также, с другой стороны, сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, плач);
Постановление Правительства РФ от 23.06.2022 N 1129
"Об утверждении требований к оборудованию и оснащенности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, претендующих на получение свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин"3. Материально-техническое обеспечение учебных кабинетов включает в себя рабочее место педагогического работника, рабочие места обучающихся, персональный компьютер (ноутбук), доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", видеопроектор (при необходимости показа наглядных учебных материалов), аудиосистему, экран, интерактивную доску, программное обеспечение и электронные ресурсы, комплекты деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов, комплект учебно-методической документации самоходных машин.
"Об утверждении требований к оборудованию и оснащенности образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, претендующих на получение свидетельства о соответствии требованиям оборудования и оснащенности образовательного процесса для подготовки трактористов, машинистов и водителей самоходных машин"3. Материально-техническое обеспечение учебных кабинетов включает в себя рабочее место педагогического работника, рабочие места обучающихся, персональный компьютер (ноутбук), доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", видеопроектор (при необходимости показа наглядных учебных материалов), аудиосистему, экран, интерактивную доску, программное обеспечение и электронные ресурсы, комплекты деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов, комплект учебно-методической документации самоходных машин.
Статья: Об эффективности защиты несовершеннолетнего, преследуемого на стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Однако, по нашему мнению, для эффективной защиты прав и интересов несовершеннолетнего одного лишь присутствия, например, родителей, не имеющих определенного процессуального статуса, вряд ли достаточно. Для того чтобы эффективно защищать права и интересы несовершеннолетнего, родители должны не просто присутствовать, не зная своих процессуальных прав, не имея их или возможности их осуществлять, а участвовать в проверочных действиях с получением предварительных разъяснений следователя (дознавателя) о своих правах, в том числе перечисленных в ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Это предполагает право знать, в чем подозревается несовершеннолетний; знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представлять доказательства, а также обеспечение для них возможности осуществления этих процессуальных прав.
(Овсянников И.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)Однако, по нашему мнению, для эффективной защиты прав и интересов несовершеннолетнего одного лишь присутствия, например, родителей, не имеющих определенного процессуального статуса, вряд ли достаточно. Для того чтобы эффективно защищать права и интересы несовершеннолетнего, родители должны не просто присутствовать, не зная своих процессуальных прав, не имея их или возможности их осуществлять, а участвовать в проверочных действиях с получением предварительных разъяснений следователя (дознавателя) о своих правах, в том числе перечисленных в ч. 2 ст. 426 УПК РФ. Это предполагает право знать, в чем подозревается несовершеннолетний; знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представлять доказательства, а также обеспечение для них возможности осуществления этих процессуальных прав.
Статья: Понятие и правовой статус специалиста в уголовном процессе. Комментарий к статье 58 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Действительно, в указанных случаях законодатель речь ведет не о специалисте, а о враче, педагоге и психологе. Между тем одно то обстоятельство, что в УПК РФ отсутствует отдельная статья, посвященная понятию и правовому статусу названных субъектов уголовного процесса, а каждый из них привлекается к участию в процессуальных действиях в связи с обладанием им специальными знаниями, позволяет утверждать, что законодатель считает врача, педагога и психолога самостоятельными разновидностями специалистов.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Действительно, в указанных случаях законодатель речь ведет не о специалисте, а о враче, педагоге и психологе. Между тем одно то обстоятельство, что в УПК РФ отсутствует отдельная статья, посвященная понятию и правовому статусу названных субъектов уголовного процесса, а каждый из них привлекается к участию в процессуальных действиях в связи с обладанием им специальными знаниями, позволяет утверждать, что законодатель считает врача, педагога и психолога самостоятельными разновидностями специалистов.
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Практически сразу в юридическом сообществе возникла дискуссия о возможности отстранения данных категорий работников от работы без начисления заработной платы (ст. 76 ТК РФ). Характер обсуждения достаточно традиционен для юридического сообщества - о роли бланкетных (отсылочных) норм в законодательстве. Порождают или не порождают подобные нормы юридические последствия, предусмотренные для материнской нормы в нормативно-правовом акте, большой юридической силы? Здесь уместно вспомнить о том, что многими ведущими российскими учеными-правоведами неоднократно высказывалась мысль, что большое количество бланкетных (отсылочных) норм в нормативно-правовом акте, особенно в федеральном законе, не только снижает уровень его регуляторного воздействия, размывает границы применения, но зачастую порождает неразрешимые пробелы, по сути, парализующие его действие. С чем и столкнулся правоприменитель в данном случае. В ст. 76 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Очевидно, что мотивированные постановления главных государственных санитарных врачей не относятся напрямую к перечню указанных нормативно-правовых актов. Однако указанные постановления издаются в соответствии с полномочиями, предоставленными в федеральном законе в соответствии с перечнями, установленными постановлением Правительства РФ. Вот перед нами и результат дефектов в юридической технике, по сути, пробел, который будет устраняться на уровне конкретных судебных решений. Логика работодателя в данном случае понятна: он будет отстранять без сохранения заработной платы работников, которые не попали в одну из трех категорий (вакцинированные, недавно переболевшие, имеющие официальный медицинский отвод), а отстраненные работники завалят суды исками, будучи поддержанные профсоюзами и правозащитниками.
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Практически сразу в юридическом сообществе возникла дискуссия о возможности отстранения данных категорий работников от работы без начисления заработной платы (ст. 76 ТК РФ). Характер обсуждения достаточно традиционен для юридического сообщества - о роли бланкетных (отсылочных) норм в законодательстве. Порождают или не порождают подобные нормы юридические последствия, предусмотренные для материнской нормы в нормативно-правовом акте, большой юридической силы? Здесь уместно вспомнить о том, что многими ведущими российскими учеными-правоведами неоднократно высказывалась мысль, что большое количество бланкетных (отсылочных) норм в нормативно-правовом акте, особенно в федеральном законе, не только снижает уровень его регуляторного воздействия, размывает границы применения, но зачастую порождает неразрешимые пробелы, по сути, парализующие его действие. С чем и столкнулся правоприменитель в данном случае. В ст. 76 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Очевидно, что мотивированные постановления главных государственных санитарных врачей не относятся напрямую к перечню указанных нормативно-правовых актов. Однако указанные постановления издаются в соответствии с полномочиями, предоставленными в федеральном законе в соответствии с перечнями, установленными постановлением Правительства РФ. Вот перед нами и результат дефектов в юридической технике, по сути, пробел, который будет устраняться на уровне конкретных судебных решений. Логика работодателя в данном случае понятна: он будет отстранять без сохранения заработной платы работников, которые не попали в одну из трех категорий (вакцинированные, недавно переболевшие, имеющие официальный медицинский отвод), а отстраненные работники завалят суды исками, будучи поддержанные профсоюзами и правозащитниками.