Ответственность за неуведомление о конфликте интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неуведомление о конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора взамен его увольнения в связи с утратой доверия из-за неуведомления работодателя о возможном конфликте интересов при отсутствии доказательств, что совершенные действия и бездействие являются несущественным проступком
(КонсультантПлюс, 2025)Признается неправомерным привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора взамен его увольнения в связи с утратой доверия из-за неуведомления работодателя о возможном конфликте интересов при отсутствии доказательств, что совершенные действия и бездействие являются несущественным проступком
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 по делу N 88-7179/2024 (УИД 86RS0001-01-2022-005488-55)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Защита прав и интересов работодателя.
Требования работника: 1) О признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Требования работодателя: 6) О признании незаключенными трудовых договоров.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение; 4) Дело направлено на новое рассмотрение; 5) Дело направлено на новое рассмотрение; 6) Отказано.Указывая на то, что допущенные истцом нарушения, касающиеся изменения условий трудового договора ФИО55 создания для него иных преференций в период занятия истцом должности директора Института, не могут являться основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, т.к. трудовой договор с ней по должности директора Института расторгнут, с 21 сентября 2021 года она принята на работу в должности заместителя директора, судами не учтено, что приказом от 06 июля 2022 года N 374-о Д. привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение подпункта 2.2.20 трудового договора от 21 сентября 2021 года, пункта 3.25 должностной инструкции в части несообщения о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов в связи с работой в АУ ДПО "Институт развития образования" (до 03 июня 2022 года) в должности заместителя начальника правового управления ФИО56., являющегося супругом ее дочери.
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Защита прав и интересов работодателя.
Требования работника: 1) О признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Требования работодателя: 6) О признании незаключенными трудовых договоров.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение; 4) Дело направлено на новое рассмотрение; 5) Дело направлено на новое рассмотрение; 6) Отказано.Указывая на то, что допущенные истцом нарушения, касающиеся изменения условий трудового договора ФИО55 создания для него иных преференций в период занятия истцом должности директора Института, не могут являться основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, т.к. трудовой договор с ней по должности директора Института расторгнут, с 21 сентября 2021 года она принята на работу в должности заместителя директора, судами не учтено, что приказом от 06 июля 2022 года N 374-о Д. привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение подпункта 2.2.20 трудового договора от 21 сентября 2021 года, пункта 3.25 должностной инструкции в части несообщения о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов в связи с работой в АУ ДПО "Институт развития образования" (до 03 июня 2022 года) в должности заместителя начальника правового управления ФИО56., являющегося супругом ее дочери.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
Нормативные акты
"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Я. замещала должность начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации. Причиной привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора послужило то, что она не сообщила представителю работодателя о конфликте интересов либо возможности его возникновения и проводила документарные внеплановые проверки в коммерческой организации, будучи замужем за лицом, являющимся начальником отдела в указанной организации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)Я. замещала должность начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации. Причиной привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора послужило то, что она не сообщила представителю работодателя о конфликте интересов либо возможности его возникновения и проводила документарные внеплановые проверки в коммерческой организации, будучи замужем за лицом, являющимся начальником отдела в указанной организации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, депутат сообщает об этом в комиссию в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Депутат освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, депутат сообщает об этом в комиссию в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Депутат освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Предлагаемые меры по предотвращению или урегулированию конфликта
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)21.11.2022 прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, государственной гражданской службе, в котором поставлен вопрос о применении мер ответственности к Г. Органами прокуратуры выявлен факт несоблюдения заместителем министра здравоохранения требований законодательства о противодействии коррупции - неуведомление представителя нанимателя о возможном конфликте интересов, связанном с заключением подведомственными Минздраву медицинскими учреждениями договоров с ООО "П.", учредителем и руководителем которого являются близкие родственники Г., а также принятие им активного участия в управлении вышеуказанной коммерческой организацией.
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)21.11.2022 прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, государственной гражданской службе, в котором поставлен вопрос о применении мер ответственности к Г. Органами прокуратуры выявлен факт несоблюдения заместителем министра здравоохранения требований законодательства о противодействии коррупции - неуведомление представителя нанимателя о возможном конфликте интересов, связанном с заключением подведомственными Минздраву медицинскими учреждениями договоров с ООО "П.", учредителем и руководителем которого являются близкие родственники Г., а также принятие им активного участия в управлении вышеуказанной коммерческой организацией.
Статья: Материалы к изучению совершения сделок через цифровые платформы: Германия
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Обладает ли провайдер платформы статусами представителя сторон, активного или пассивного? Если провайдер платформы предоставляет, по сути, просто средство коммуникации, сообщения через платформу принадлежат самому владельцу аккаунта, отчего технические ошибки дают возможность говорить или об отсутствии волеизъявления (когда сообщение вообще не создавалось пользователем), или о наличии заблуждения в изъявлении (когда сообщение оказалось искажено). Но если считать владельца платформы представителем, то окажется, что никаких ошибок нет. Такое решение может быть лучше с точки зрения защиты третьих лиц, однако будет сопряжено с ответственностью владельца платформы, поэтому оно не стало популярным. Кроме того, оно может быть связано с проблемой автоконтрактования (п. 3 ст. 182 ГК РФ), но ввиду пассивной роли платформы в формировании воли, которая изъявлялась с использованием стандартных средств, конфликт интересов здесь невозможен.
("Вестник гражданского права", 2021, N 6)Обладает ли провайдер платформы статусами представителя сторон, активного или пассивного? Если провайдер платформы предоставляет, по сути, просто средство коммуникации, сообщения через платформу принадлежат самому владельцу аккаунта, отчего технические ошибки дают возможность говорить или об отсутствии волеизъявления (когда сообщение вообще не создавалось пользователем), или о наличии заблуждения в изъявлении (когда сообщение оказалось искажено). Но если считать владельца платформы представителем, то окажется, что никаких ошибок нет. Такое решение может быть лучше с точки зрения защиты третьих лиц, однако будет сопряжено с ответственностью владельца платформы, поэтому оно не стало популярным. Кроме того, оно может быть связано с проблемой автоконтрактования (п. 3 ст. 182 ГК РФ), но ввиду пассивной роли платформы в формировании воли, которая изъявлялась с использованием стандартных средств, конфликт интересов здесь невозможен.
Статья: Значение мер дисциплинарного пресечения в борьбе с коррупционными проявлениями в сфере органов внутренних дел
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)В представлении прокурора сделан вывод о возникновении между нею и супругом обстоятельств, характеризующих ситуацию как конфликт интересов. Приказом ответчика N 162 л/с от 28 октября 2019 г. она была отстранена от исполнения обязанностей по замещаемой должности в связи с возникновением конфликта интересов. Приказом ответчика N 166 л/с от 1 ноября 2019 г. приказ N 162 л/с от 28 октября 2019 г. был отменен в связи с увольнением ее мужа со службы и урегулированием возникшего конфликта интересов. 21 ноября 2019 г. у Е.О. были истребованы объяснения. Со слов супруга, она была осведомлена, что территорией его оперативного обслуживания является город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Поскольку занимаемая ею должность территориально не подпадает под объект обслуживания супруга, в отношении подчиненности они не находились, Е.О. полагала, что личная заинтересованность не могла возникнуть, в связи с чем она не уведомила ответчика о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. На заседании комиссии 22 ноября 2019 г. она не присутствовала. Приказом ответчика N 183 л/с от 28 ноября 2019 г. на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Е.О. полагает, что ответчиком не соблюден порядок привлечения ее к дисциплинарной ответственности.
(Коврова В.Г., Куракин А.В.)
("Современное право", 2024, N 3)В представлении прокурора сделан вывод о возникновении между нею и супругом обстоятельств, характеризующих ситуацию как конфликт интересов. Приказом ответчика N 162 л/с от 28 октября 2019 г. она была отстранена от исполнения обязанностей по замещаемой должности в связи с возникновением конфликта интересов. Приказом ответчика N 166 л/с от 1 ноября 2019 г. приказ N 162 л/с от 28 октября 2019 г. был отменен в связи с увольнением ее мужа со службы и урегулированием возникшего конфликта интересов. 21 ноября 2019 г. у Е.О. были истребованы объяснения. Со слов супруга, она была осведомлена, что территорией его оперативного обслуживания является город Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Поскольку занимаемая ею должность территориально не подпадает под объект обслуживания супруга, в отношении подчиненности они не находились, Е.О. полагала, что личная заинтересованность не могла возникнуть, в связи с чем она не уведомила ответчика о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов. На заседании комиссии 22 ноября 2019 г. она не присутствовала. Приказом ответчика N 183 л/с от 28 ноября 2019 г. на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Е.О. полагает, что ответчиком не соблюден порядок привлечения ее к дисциплинарной ответственности.