Ответственность за неуведомление о конфликте интересов



Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неуведомление о конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)
Признается неправомерным привлечение муниципального служащего к дисциплинарной ответственности в виде выговора взамен его увольнения в связи с утратой доверия из-за неуведомления работодателя о возможном конфликте интересов при отсутствии доказательств, что совершенные действия и бездействие являются несущественным проступком
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2024 по делу N 88-7179/2024 (УИД 86RS0001-01-2022-005488-55)
Категория спора: 1) Защита прав и интересов работника; 2) Защита прав и интересов работодателя.
Требования работника: 1) О признании срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок; 2) О взыскании премий; 3) О взыскании компенсации морального вреда; 4) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Требования работодателя: 6) О признании незаключенными трудовых договоров.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение; 4) Дело направлено на новое рассмотрение; 5) Дело направлено на новое рассмотрение; 6) Отказано.
Указывая на то, что допущенные истцом нарушения, касающиеся изменения условий трудового договора ФИО55 создания для него иных преференций в период занятия истцом должности директора Института, не могут являться основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности, т.к. трудовой договор с ней по должности директора Института расторгнут, с 21 сентября 2021 года она принята на работу в должности заместителя директора, судами не учтено, что приказом от 06 июля 2022 года N 374-о Д. привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение подпункта 2.2.20 трудового договора от 21 сентября 2021 года, пункта 3.25 должностной инструкции в части несообщения о возможности возникновения либо возникшем конфликте интересов в связи с работой в АУ ДПО "Институт развития образования" (до 03 июня 2022 года) в должности заместителя начальника правового управления ФИО56., являющегося супругом ее дочери.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)
Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)
Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 годах дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014)
Я. замещала должность начальника отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по субъекту Российской Федерации. Причиной привлечения к дисциплинарной ответственности в виде выговора послужило то, что она не сообщила представителю работодателя о конфликте интересов либо возможности его возникновения и проводила документарные внеплановые проверки в коммерческой организации, будучи замужем за лицом, являющимся начальником отдела в указанной организации.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)
7. Депутат ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, обязан представить в комиссию законодательного органа субъекта Российской Федерации по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами законодательного органа субъекта Российской Федерации (далее - комиссия), сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, представляет указанные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата. Депутат, осуществляющий свои полномочия без отрыва от основной деятельности, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", представляет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае, если в течение отчетного периода сделки, предусмотренные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, не совершались, депутат сообщает об этом в комиссию в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Депутат освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
показать больше документов