Ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение муниципальных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.12.2024 N 16-3201/2024 (УИД 25RS0001-01-2024-001351-55)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.27 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" за неисполнение установленной муниципальным нормативным правовым актом обязанности по внесению платы за размещение транспортного средства на платной парковке общего пользования.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, ошибочное указание государственного регистрационного номера основанием для освобождения лица от административной ответственности не является, об отсутствии события административного правонарушения не свидетельствует, поскольку обязанность по внесению платы за размещение транспортного средства на платной парковке общего пользования, установленная муниципальным нормативным правовым актом, не исполнена.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.27 Закона Приморского края от 05.03.2007 N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" за неисполнение установленной муниципальным нормативным правовым актом обязанности по внесению платы за размещение транспортного средства на платной парковке общего пользования.
Решение: Производство по делу прекращено.Таким образом, ошибочное указание государственного регистрационного номера основанием для освобождения лица от административной ответственности не является, об отсутствии события административного правонарушения не свидетельствует, поскольку обязанность по внесению платы за размещение транспортного средства на платной парковке общего пользования, установленная муниципальным нормативным правовым актом, не исполнена.
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 09.07.2024 по делу N 33-5022/2024 (УИД 29RS0008-01-2024-000483-54)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности по причине отсутствия вины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Неисполнение П.С. распоряжения от 1 ноября 2023 г. N 332-р не свидетельствует о том, что истец не обладает навыками по подготовке проектов муниципальных правовых актов и других служебных документов, а также навыками ответственности и исполнительности по отношению к порученной работе.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности по причине отсутствия вины.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя - удовлетворено в части.Неисполнение П.С. распоряжения от 1 ноября 2023 г. N 332-р не свидетельствует о том, что истец не обладает навыками по подготовке проектов муниципальных правовых актов и других служебных документов, а также навыками ответственности и исполнительности по отношению к порученной работе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Местное самоуправление как значимый уровень осуществления социальной компетенции публичной власти
(Матулов Б.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)- установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов, в том числе в социальной сфере, а также запрета на ограничение законных прав местного самоуправления;
(Матулов Б.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 2)- установление ответственности за неисполнение муниципальных правовых актов, в том числе в социальной сфере, а также запрета на ограничение законных прав местного самоуправления;
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются застройщику, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами <52>;
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются застройщику, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами <52>;
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)11) льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются лицу, заключившему договор, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
(ред. от 31.07.2025)11) льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются лицу, заключившему договор, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Юридическое значение предостережения
(Федотов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Порядок вынесения предостережения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".
(Федотов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Порядок вынесения предостережения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения".
Готовое решение: Как заключить договор о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей
(КонсультантПлюс, 2025)льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются правообладателю в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (п. 11 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)льготы (при наличии) и меры государственной поддержки (при наличии), которые предоставляются правообладателю в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (п. 11 ч. 4 ст. 68 ГрК РФ);
Статья: Нецелевое использование бюджетных средств на капремонт автодороги
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В силу ч. 3 вышеуказанной статьи правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом РФ (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
(Сергеева И.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 1)В силу ч. 3 вышеуказанной статьи правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом РФ (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации).
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Требования и запросы должностных лиц контрольно-счетных органов, связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, являются обязательными для исполнения органами государственной власти и государственными органами субъекта Российской Федерации, органами территориальных государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления и муниципальными органами, организациями, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль (далее также - проверяемые органы и организации).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следует отметить, что муниципальный контроль в сфере благоустройства связан преимущественно со свершившимися правонарушениями. Поэтому полагаем целесообразным в КоАП РФ и в законах субъектов РФ четко формулировать составы административных правонарушений, связанных с нарушениями муниципальных правил благоустройства. Судебная практика идет по пути признания законов субъектов РФ об административной ответственности недействующими, если "диспозиции их норм не содержат описания конкретных противоправных действий (бездействия), образующих объективную сторону состава административного правонарушения, а отсылают для ее определения к многочисленным правилам благоустройства муниципальных образований... оспариваемые нормы не устанавливают конкретные требования, нарушение или невыполнение которых влечет административную ответственность. Поскольку объективная сторона правонарушения в данных нормах не сформулирована, это влечет правовую неопределенность при решении вопроса, какие конкретно действия (бездействие) при уборке территорий муниципальных образований и несоблюдение каких именно требований к внешнему виду фасадов и ограждающим конструкциям зданий, строений, сооружений образуют состав административного правонарушения. При этом... муниципальные правовые акты на территории субъекта РФ в разных муниципальных образованиях могут содержать различные, в том числе и взаимоисключающие, обязанности в указанной сфере" <1>. Считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления правом составления протоколов по составам административных правонарушений, определенным соотносительно правилам благоустройства муниципальных образований, с зачислением штрафов по этим составам в местные бюджеты.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)В частности, считаем возможным вынесение прокурором предостережения о недопустимости принятия нормативного правового акта, противоречащего законодательству (далее - предостережение). Указанный акт призван противодействовать незаконной деятельности муниципальных органов и их должностных лиц. Он может быть применен наряду с заключением прокурора о выявленных нарушениях закона в проекте муниципального нормативного правового акта.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)В частности, считаем возможным вынесение прокурором предостережения о недопустимости принятия нормативного правового акта, противоречащего законодательству (далее - предостережение). Указанный акт призван противодействовать незаконной деятельности муниципальных органов и их должностных лиц. Он может быть применен наряду с заключением прокурора о выявленных нарушениях закона в проекте муниципального нормативного правового акта.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В 2023 г. Генпрокуратурой России был издан Приказ <24>, содержащий прямое предписание прокурорам в пределах их компетенции обеспечить эффективное взаимодействие в том числе с органами МС, активно участвовать в правотворческой деятельности, что, в свою очередь, предусматривает максимально полное изучение проектов нормативных правовых актов, разработку и направление инициативных проектов и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и др. Предусмотренные меры будут способствовать более тесному сотрудничеству органов прокуратуры и органов МС, дальнейшему расширению практики заключения соглашений и, как следствие, повышению качества муниципальных нормативных правовых актов.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В 2023 г. Генпрокуратурой России был издан Приказ <24>, содержащий прямое предписание прокурорам в пределах их компетенции обеспечить эффективное взаимодействие в том числе с органами МС, активно участвовать в правотворческой деятельности, что, в свою очередь, предусматривает максимально полное изучение проектов нормативных правовых актов, разработку и направление инициативных проектов и предложений по совершенствованию нормативной правовой базы и др. Предусмотренные меры будут способствовать более тесному сотрудничеству органов прокуратуры и органов МС, дальнейшему расширению практики заключения соглашений и, как следствие, повышению качества муниципальных нормативных правовых актов.