Ответственность за неисполнение муниципального контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение муниципального контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
(ред. от 04.11.2025)Статья 7.30.1. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядка планирования таких закупок и определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требований к порядку, сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Суды особенно пристально изучают баланс интересов в сфере государственных и муниципальных закупок, учитывая разъяснения ВС РФ, данные в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, в котором указано, что "стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Дополнительное соглашение, предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным" <1>. Таким образом, в указанной сфере злоупотребление правом на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) направлено на причинение вреда прежде всего публичному интересу.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Суды особенно пристально изучают баланс интересов в сфере государственных и муниципальных закупок, учитывая разъяснения ВС РФ, данные в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, в котором указано, что "стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Дополнительное соглашение, предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным" <1>. Таким образом, в указанной сфере злоупотребление правом на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) направлено на причинение вреда прежде всего публичному интересу.
Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(Письмо Минфина России от 27.12.2021 N 24-06-08/106346)Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(Письмо Минфина России от 27.12.2021 N 24-06-08/106346)Вопрос: О начислении заказчиком штрафа и пени в случае несвоевременного исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Статья: Роль прокуратуры в инициировании регрессных исков о возмещении ущерба бюджету, причиненного в результате неисполнения государственных и муниципальных контрактов, как мера профилактики нарушений прав предпринимателей
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем, по мнению автора, согласно доктрине "снятия корпоративной вуали" необходимо отказаться от применения подхода ограниченной ответственности и привлекать виновных должностных лиц, не исполнивших обязательства по государственным и муниципальным контрактам, к гражданско-правовой ответственности в порядке регресса, так как это один из способов защиты от злоупотреблений в сфере рассматриваемых правоотношений.
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)Между тем, по мнению автора, согласно доктрине "снятия корпоративной вуали" необходимо отказаться от применения подхода ограниченной ответственности и привлекать виновных должностных лиц, не исполнивших обязательства по государственным и муниципальным контрактам, к гражданско-правовой ответственности в порядке регресса, так как это один из способов защиты от злоупотреблений в сфере рассматриваемых правоотношений.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В правоприменительной практике сложился ряд позиций, которые отражают некоторые вопросы применения неустойки как вида гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному или муниципальному контракту:
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В правоприменительной практике сложился ряд позиций, которые отражают некоторые вопросы применения неустойки как вида гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному или муниципальному контракту: