Ответственность за нарушение условий гос контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение условий гос контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации оспаривает привлечение к ответственности за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу (контракта)
(КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо организации оспаривает привлечение к ответственности за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу (контракта)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.06.2021 N 21
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"С учетом того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 14.55 КоАП РФ), ликвидацию или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (статья 14.55.1 КоАП РФ), и действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 14.55.2 КоАП РФ), судам следует отграничивать деяния, предусмотренные частью 1 или частью 2 статьи 201.1 УК РФ, от указанных административных правонарушений.
"О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях (статьи 201, 201.1, 202, 203 Уголовного кодекса Российской Федерации)"С учетом того, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена, в частности, ответственность должностного лица за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (статья 14.55 КоАП РФ), ликвидацию или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу (статья 14.55.1 КоАП РФ), и действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 14.55.2 КоАП РФ), судам следует отграничивать деяния, предусмотренные частью 1 или частью 2 статьи 201.1 УК РФ, от указанных административных правонарушений.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
(ред. от 17.11.2025)Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно устранило нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Статья: Компетенция арбитражного суда по делам с участием органов, осуществляющих публичные полномочия
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный гражданский оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального или государственного казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Тем самым по спорам о правах на закрепленное имущество либо об ответственности за нарушение условий государственного или муниципального контракта истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается казенное учреждение, но не сам по себе властный публичный орган. В исковом заявлении и судебном акте должно приводиться наименование государственного органа или органа местного самоуправления с обязательным указанием на его организационно-правовую форму казенного учреждения.
(Кузьмина А.В.)
("Современное право", 2024, N 2)3. Необходимо отличать исполнительно-распорядительную деятельность органов публичной власти от условий их вовлечения в обычный гражданский оборот. В целях закрепления имущества на праве оперативного управления, наделения возможностью совершать сделки, направленные на обеспечение деятельности, такие органы подлежат государственной регистрации в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального или государственного казенного учреждения, которое отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Тем самым по спорам о правах на закрепленное имущество либо об ответственности за нарушение условий государственного или муниципального контракта истцом или ответчиком в арбитражном процессе признается казенное учреждение, но не сам по себе властный публичный орган. В исковом заявлении и судебном акте должно приводиться наименование государственного органа или органа местного самоуправления с обязательным указанием на его организационно-правовую форму казенного учреждения.
Статья: Квалификация нарушения условий государственного контракта по оборонному заказу
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Еще ярче заложенный законодателем "перепад" общественной опасности между общей и специальной нормами виден при соотношении халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба (более семи с половиной миллионов рублей) (ч. 1.1 ст. 293 УК), и ч. 2 ст. 285.5 УК. Последняя предусматривает ответственность за "нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу... повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены... государственного контракта... но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа". Это преступление (ч. 2 ст. 285.5 УК) наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
(Борков В.Н.)
("Законность", 2024, N 6)Еще ярче заложенный законодателем "перепад" общественной опасности между общей и специальной нормами виден при соотношении халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба (более семи с половиной миллионов рублей) (ч. 1.1 ст. 293 УК), и ч. 2 ст. 285.5 УК. Последняя предусматривает ответственность за "нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу... повлекшее причинение Российской Федерации ущерба в сумме, составляющей не менее пяти процентов цены... государственного контракта... но не менее пяти миллионов рублей, или невыполнение задания государственного оборонного заказа". Это преступление (ч. 2 ст. 285.5 УК) наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Статья: Ответственность за нарушения в сфере государственного оборонного заказа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Уголовная ответственность за нарушения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Уголовная ответственность за нарушения
Статья: Проблемы квалификации преступлений в сфере гособоронзаказа
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)<11> Беляева О. Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу // Прогосзаказ.рф. 2022. N 6.
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)<11> Беляева О. Административная ответственность за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу // Прогосзаказ.рф. 2022. N 6.
Статья: Модернизация уголовной политики: проблемы правового регулирования
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Особо отметим, что в указанных условиях существенно возросла значимость качественного и своевременного выполнения государственного оборонного заказа. В связи с этим в целях повышения эффективности правовых механизмов в пресечении правонарушений в данной сфере УК РФ дополнен нормами об ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях его выполнения, за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для его выполнения (ст. 201.2, 201.3), в том числе должностными лицами (ст. 285.5, 285.6) <10>.
(Нудель С.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 1)Особо отметим, что в указанных условиях существенно возросла значимость качественного и своевременного выполнения государственного оборонного заказа. В связи с этим в целях повышения эффективности правовых механизмов в пресечении правонарушений в данной сфере УК РФ дополнен нормами об ответственности за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях его выполнения, за отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для его выполнения (ст. 201.2, 201.3), в том числе должностными лицами (ст. 285.5, 285.6) <10>.
Статья: Новеллы уголовной ответственности за нарушение условий контрактных обязательств в сфере государственного оборонного заказа
(Коновалов В.А.)
("Законность", 2023, N 1)Так, ответственность предусмотрена за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 201.2 УК РФ), отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (ст. 201.3 УК), нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.5 УК), отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.6 УК).
(Коновалов В.А.)
("Законность", 2023, N 1)Так, ответственность предусмотрена за нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 201.2 УК РФ), отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (ст. 201.3 УК), нарушение должностным лицом условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.5 УК), отказ или уклонение должностного лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа (ст. 285.6 УК).