Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 5.59 КоАП РФВ каких случаях на практике привлекут к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ)?
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что в целях эффективной защиты конституционно гарантированных прав и свобод, в том числе права граждан на обращение, Верховному Суду Российской Федерации следует дать четкие и понятные разъяснения судам о необходимости детального изучения содержания ответа на предмет его объективности и всесторонности, неиспользования отписок в своих решениях, например, о том, что п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ не предусмотрено обжалование содержания ответа на обращение. Законодателю непосредственно в тексте упомянутого Федерального закона необходимо дать четкие и понятные определения понятиям "объективность" и "всесторонность", четкую и понятную процедуру обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти, а также повысить административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <248>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Следует отметить, что в целях эффективной защиты конституционно гарантированных прав и свобод, в том числе права граждан на обращение, Верховному Суду Российской Федерации следует дать четкие и понятные разъяснения судам о необходимости детального изучения содержания ответа на предмет его объективности и всесторонности, неиспользования отписок в своих решениях, например, о том, что п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ не предусмотрено обжалование содержания ответа на обращение. Законодателю непосредственно в тексте упомянутого Федерального закона необходимо дать четкие и понятные определения понятиям "объективность" и "всесторонность", четкую и понятную процедуру обжалования действий (бездействия) органов и должностных лиц публичной власти, а также повысить административную ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан <248>.
Статья: Пределы применения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выпуская 7 февраля 2013 г. заключение на законопроект N 191991-6 "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указал, что поддерживает его, однако считает, что в ходе дальнейшей работы над его текстом целесообразно рассмотреть вопрос о возможности уточнения состава предлагаемого административного правонарушения <2>. К сожалению, текст ст. 5.59 КоАП РФ в текущей редакции не учитывает справедливые замечания профильного Комитета Государственной Думы.
(Степкин С.П.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выпуская 7 февраля 2013 г. заключение на законопроект N 191991-6 "О внесении изменений в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", указал, что поддерживает его, однако считает, что в ходе дальнейшей работы над его текстом целесообразно рассмотреть вопрос о возможности уточнения состава предлагаемого административного правонарушения <2>. К сожалению, текст ст. 5.59 КоАП РФ в текущей редакции не учитывает справедливые замечания профильного Комитета Государственной Думы.
Статья: Проблема открытости судебной власти на примере рассмотрения обращений граждан: институциональный и пенальный аспекты
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Действующее законодательство формально не изымает представителей судебной власти из числа субъектов, к которым вправе обращаться граждане и которые обязаны давать ответы на такие обращения. Однако специальное законодательство, посвященное организации судебной власти, содержит существенные изъятия и ограничения, затрудняющие реализацию права на обращение. Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы привлечения представителей судебной власти к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
(Писаревский И.И.)
("Администратор суда", 2024, N 1)Действующее законодательство формально не изымает представителей судебной власти из числа субъектов, к которым вправе обращаться граждане и которые обязаны давать ответы на такие обращения. Однако специальное законодательство, посвященное организации судебной власти, содержит существенные изъятия и ограничения, затрудняющие реализацию права на обращение. Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы привлечения представителей судебной власти к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.
Статья: Коллективное обращение граждан
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.
(Юнда А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан: наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан: наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Во-вторых, также незаконно привлечение должностного лица УК за отсутствие письменного ответа на обращение собственника или пользователя помещения в МКД к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ. (Данной статьей установлена ответственность за нарушение предписанного законодательством РФ порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов, ОМСУ, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций.) Это связано с тем, что (см. Постановления ВС РФ от 15.02.2019 N 88-АД19-2, N 48-АД19-2, от 14.02.2019 N 88-АД19-1):
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указание на ответственность в соответствии с законодательством РФ означает, что она определяется в зависимости от нарушения и наступивших последствий. Поэтому это может быть дисциплинарная ответственность должностного лица, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (ст. 192 ТК), административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП).
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Указание на ответственность в соответствии с законодательством РФ означает, что она определяется в зависимости от нарушения и наступивших последствий. Поэтому это может быть дисциплинарная ответственность должностного лица, допустившего неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (ст. 192 ТК), административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59 КоАП).
Статья: Некоторые проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Так, встречаются случаи, когда органы государственной власти или органы местного самоуправления пытаются переложить ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан на лиц, совершенно не обладающих данным правом. Так, например, начальника участка "Электросеть" мировой суд признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в сумме 5 тыс. руб. Судья сделал вывод о его виновности в нарушение 30-дневного срока рассмотрения обращения гражданки с заявлением в филиал ГУП СК - сетевое обособленное подразделение "Электросеть". Однако районный суд отменил решение мирового судьи и справедливо отметил, что субъект данного правонарушения является специальным. По смыслу Федерального закона N 59-ФЗ имеются в виду руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные функции в этих органах и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан подпадают под данную статью КоАП РФ. При этом из должностной инструкции не усматривается обязанности у заместителя директора филиала - начальника участка "Электросеть" по обеспечению рассмотрения обращений граждан и принятия по ним решений <5>.
(Багмет А.М., Бычкова Е.И.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Так, встречаются случаи, когда органы государственной власти или органы местного самоуправления пытаются переложить ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан на лиц, совершенно не обладающих данным правом. Так, например, начальника участка "Электросеть" мировой суд признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в сумме 5 тыс. руб. Судья сделал вывод о его виновности в нарушение 30-дневного срока рассмотрения обращения гражданки с заявлением в филиал ГУП СК - сетевое обособленное подразделение "Электросеть". Однако районный суд отменил решение мирового судьи и справедливо отметил, что субъект данного правонарушения является специальным. По смыслу Федерального закона N 59-ФЗ имеются в виду руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, в которые адресуются обращения граждан, а также должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные функции в этих органах и на которых возложены обязанности по рассмотрению обращений граждан. Именно совершаемые ими противоправные действия (бездействие) при рассмотрении обращений граждан подпадают под данную статью КоАП РФ. При этом из должностной инструкции не усматривается обязанности у заместителя директора филиала - начальника участка "Электросеть" по обеспечению рассмотрения обращений граждан и принятия по ним решений <5>.