Ответственность за нарушение нормативных актов в связи с коронавирусом
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение нормативных актов в связи с коронавирусом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2023 N 16-3486/2023 (УИД 16RS0027-01-2021-001893-41)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу.
Решение: Производство по делу прекращено.Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года) (раздел VI, вопрос 22), положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, повлекшее причинение вреда здоровью человека или имуществу.
Решение: Производство по делу прекращено.Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года) (раздел VI, вопрос 22), положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2015 года N 2735-О). С учетом изложенного отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении либо отмены состоявшегося по делу постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного кодекса).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В условиях распространения угрозы второй волны пандемии вирусной инфекции COVID-19 сохраняет актуальность вопрос о соблюдении конституционных гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности за нарушение нормативно-правовых актов субъектов РФ, направленных на введение режима повышенной готовности и реализацию комплекса ограничительных мер.
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)В условиях распространения угрозы второй волны пандемии вирусной инфекции COVID-19 сохраняет актуальность вопрос о соблюдении конституционных гарантий прав граждан, привлекаемых к административной ответственности за нарушение нормативно-правовых актов субъектов РФ, направленных на введение режима повышенной готовности и реализацию комплекса ограничительных мер.
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Еще из нововведений в нашу жизнь вошло обязательное ношение средств индивидуальной защиты (масок, перчаток) в общественных местах с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Несоблюдение предписаний, указов и иных нормативно-правовых актов влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа и подпадает под ст. 20.6.1 КоАП РФ "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения".
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Еще из нововведений в нашу жизнь вошло обязательное ношение средств индивидуальной защиты (масок, перчаток) в общественных местах с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Несоблюдение предписаний, указов и иных нормативно-правовых актов влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа и подпадает под ст. 20.6.1 КоАП РФ "Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения".
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Какая ответственность предусмотрена за нарушение нормативных актов и предписаний в связи с коронавирусом.
(КонсультантПлюс, 2025)Какая ответственность предусмотрена за нарушение нормативных актов и предписаний в связи с коронавирусом.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
Статья: Новогодний корпоратив с точки зрения исполнителя
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Примечание. См. статью "Ответственность за нарушения коронавирусных предписаний" в N 5 2021 г. на стр. 11.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)Примечание. См. статью "Ответственность за нарушения коронавирусных предписаний" в N 5 2021 г. на стр. 11.
Готовое решение: В каком режиме вправе работать организации в условиях ограничений, действующих в связи с распространением коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)Изучите нормативно-правовой акт вашего субъекта РФ, вводящий ограничительные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции. Если он предусматривает необходимость получения таких пропусков, то обеспечьте их получение сотрудниками в установленном порядке.
(КонсультантПлюс, 2023)Изучите нормативно-правовой акт вашего субъекта РФ, вводящий ограничительные меры в связи с распространением коронавирусной инфекции. Если он предусматривает необходимость получения таких пропусков, то обеспечьте их получение сотрудниками в установленном порядке.
Статья: О квалификации нарушения санитарно-эпидемиологических правил в условиях пандемии COVID-19
(Сизо З.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Статья посвящена анализу теоретических и прикладных вопросов реализации уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 Уголовного кодекса РФ; УК РФ) в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. В статье обосновывается допустимость использования региональных нормативных актов в качестве юридических источников ст. 236 УК РФ. Реализация данного подхода с соблюдением принципов отечественного уголовного права требует модернизации исследуемой уголовно-правовой нормы посредством выделения специального примечания по типу ст. 143 УК РФ. Автор делает вывод, что в случае с SARS-CoV-2, с его способностью к быстрому распространению, высоким уровнем смертности и риском наступления иных тяжких последствий для здоровья, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее заражение даже двух человек, необходимо рассматривать как возникновение массового заболевания. В статье доказывается, что угрозу массового заболевания неверно понимать как последствие деяния по смыслу ст. 236 УК РФ. Она представляет собой его свойство, а фактически - способ. Угроза массового заболевания или отравления сопряжена лишь с определением того, как именно вел себя виновный - пользовался ли общественным транспортом, вступал ли в контакт с окружающими, в том числе для приобретения товаров и услуг. Неосторожное отношение к способу действия невозможно, как, собственно, и неосторожная форма вины в формальном по конструкции составе преступления.
(Сизо З.М.)
("Российский следователь", 2022, N 11)Статья посвящена анализу теоретических и прикладных вопросов реализации уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 Уголовного кодекса РФ; УК РФ) в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. В статье обосновывается допустимость использования региональных нормативных актов в качестве юридических источников ст. 236 УК РФ. Реализация данного подхода с соблюдением принципов отечественного уголовного права требует модернизации исследуемой уголовно-правовой нормы посредством выделения специального примечания по типу ст. 143 УК РФ. Автор делает вывод, что в случае с SARS-CoV-2, с его способностью к быстрому распространению, высоким уровнем смертности и риском наступления иных тяжких последствий для здоровья, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее заражение даже двух человек, необходимо рассматривать как возникновение массового заболевания. В статье доказывается, что угрозу массового заболевания неверно понимать как последствие деяния по смыслу ст. 236 УК РФ. Она представляет собой его свойство, а фактически - способ. Угроза массового заболевания или отравления сопряжена лишь с определением того, как именно вел себя виновный - пользовался ли общественным транспортом, вступал ли в контакт с окружающими, в том числе для приобретения товаров и услуг. Неосторожное отношение к способу действия невозможно, как, собственно, и неосторожная форма вины в формальном по конструкции составе преступления.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Приведенные положения должны учитываться судьями, рассматривающими дела об административных правонарушениях, применительно к внесению изменений не только в КоАП РФ, но и в законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Приведенные положения должны учитываться судьями, рассматривающими дела об административных правонарушениях, применительно к внесению изменений не только в КоАП РФ, но и в законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пункт 4 Постановления Пленума ВС РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при применении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
Статья: Тенденции развития законодательства об административной ответственности в России в современный период
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<12> См.: Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" и от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019". URL: http://www.pravo.gov.ru, 17.03.2020.
(Панкова О.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<12> См.: Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" и от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019". URL: http://www.pravo.gov.ru, 17.03.2020.
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)В другом случае при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд указал, что доводы жалобы о рекомендательном характере рассматриваемых нормативных актов Роспотребнадзора основаны на их неверном толковании, а значит, нарушение этих актов может служить основанием для привлечения к административной ответственности <16>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)В другом случае при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд указал, что доводы жалобы о рекомендательном характере рассматриваемых нормативных актов Роспотребнадзора основаны на их неверном толковании, а значит, нарушение этих актов может служить основанием для привлечения к административной ответственности <16>.
Статья: Проблема "антиковидных" правоограничений в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Например, гражданин Ш., будучи привлечен к административной ответственности за несоблюдение режима самоизоляции, обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р "О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области". По мнению Ш., ограничение конституционной свободы передвижения по территории РФ не может устанавливаться нормативным актом субъекта РФ, поэтому неисполнение данного акта не должно влечь за собой административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Определением КС РФ от 23.07.2020 N 1706-О в принятии обращения Ш. к рассмотрению отказано по причине несоблюдения процессуальных условий допустимости жалобы: Ш. не исчерпал всех внутригосударственных средств судебной защиты.
(Брежнев О.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Например, гражданин Ш., будучи привлечен к административной ответственности за несоблюдение режима самоизоляции, обратился в КС РФ с жалобой на нарушение его конституционных прав распоряжением Губернатора Костромской области от 17.03.2020 N 128-р "О введении режима повышенной готовности с целью недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Костромской области". По мнению Ш., ограничение конституционной свободы передвижения по территории РФ не может устанавливаться нормативным актом субъекта РФ, поэтому неисполнение данного акта не должно влечь за собой административную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Определением КС РФ от 23.07.2020 N 1706-О в принятии обращения Ш. к рассмотрению отказано по причине несоблюдения процессуальных условий допустимости жалобы: Ш. не исчерпал всех внутригосударственных средств судебной защиты.