Ответственность за нарушение лицензионных требований в медицине
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение лицензионных требований в медицине (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций: Уполномоченный орган хочет привлечь Организацию (ИП) к ответственности за отсутствие лицензии или нарушение лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (МВД России, Роскомнадзор, Росприроднадзор, Росздравнадзор, прокуратура и др.) предъявил в суд требование о привлечении Организации (ИП) к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательскую деятельность без лицензии или по ч. 3 либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований в области медицины, образования, почтовой связи, радиовещания и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (МВД России, Роскомнадзор, Росприроднадзор, Росздравнадзор, прокуратура и др.) предъявил в суд требование о привлечении Организации (ИП) к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательскую деятельность без лицензии или по ч. 3 либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за нарушение лицензионных требований в области медицины, образования, почтовой связи, радиовещания и т.п.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Организация (Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за предпринимательскую деятельность без госрегистрации или без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением их требований и условий
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением их требований и условий. Например, за нарушение лицензионных требований в сфере обращения медицинских изделий, в сфере радиовещания, пассажирских перевозок.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд привлек Организацию (Должностное лицо, Гражданина) к ответственности по ст. 14.1 КоАП РФ за предпринимательскую деятельность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением их требований и условий. Например, за нарушение лицензионных требований в сфере обращения медицинских изделий, в сфере радиовещания, пассажирских перевозок.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическое оформление труда медицинских работников: проблема толкования в правоприменении
(Минкина Н.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-вторых, наряду с указанным позиция Минздрава России основывается на лицензионных требованиях, предъявляемых к медицинским организациям, являющимся соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности. В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 <11>, среди прочих условий предусматривается наличие заключенных трудовых договоров, по сути с медицинскими работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подп. "д" п. 4). На этом основании начала складываться практика по привлечению медицинских организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ, когда в медицинской деятельности задействуют, например, врачей на основании гражданско-правового договора <12>.
(Минкина Н.И.)
("Хозяйство и право", 2022, N 4)Во-вторых, наряду с указанным позиция Минздрава России основывается на лицензионных требованиях, предъявляемых к медицинским организациям, являющимся соискателями лицензии на осуществление медицинской деятельности. В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 <11>, среди прочих условий предусматривается наличие заключенных трудовых договоров, по сути с медицинскими работниками, имеющими среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) (подп. "д" п. 4). На этом основании начала складываться практика по привлечению медицинских организаций к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ст. 14.1 или ст. 19.20 КоАП РФ, когда в медицинской деятельности задействуют, например, врачей на основании гражданско-правового договора <12>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852
(ред. от 08.05.2025)
"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")7. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
(ред. от 08.05.2025)
"О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")")7. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)На этом основании суд кассационной инстанции не усмотрел в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)На этом основании суд кассационной инстанции не усмотрел в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Статья: О применении системного подхода в правовом регулировании телемедицинских технологий
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с лицензионными требованиями, а также с соблюдением порядков оказания медицинской помощи. Несоблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь административную ответственность (ст. ст. 14.1 или 19.20 КоАП РФ).
(Винокурова М.А., Пашнина Т.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий осуществляется в соответствии с лицензионными требованиями, а также с соблюдением порядков оказания медицинской помощи. Несоблюдение медицинской организацией порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, которое может повлечь административную ответственность (ст. ст. 14.1 или 19.20 КоАП РФ).
Статья: Актуальные вопросы обращения медицинских изделий
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Таким образом, с одной стороны, медицинская организация потенциально вправе сама определять конкретный перечень видов медицинских услуг в своей лицензии и тем самым регулировать свои расходы, связанные с обращением МИ. На то, что лицензирование имеет заявительный порядок и действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права, как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, неоднократно указывалось в правоприменительной практике <5>. С другой стороны, публичные медицинские организации участвуют в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а следовательно, ограничены в потенциальной возможности "сокращать" имеющуюся лицензию на медицинскую деятельность по своему усмотрению, в противном случае это может затронуть уже конституционно установленные права граждан на медицинскую помощь. Как результат, публичные медицинские организации обязаны нести расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией МИ (предусмотренных стандартами оснащения), вне зависимости от того, востребованы ли данные МИ или нет. В свою очередь, неисполнение публичной медицинской организацией стандартов оснащения, а значит, и порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20, предусматривающей для юридического лица санкцию в виде штрафа от 150 тыс. руб. При этом Верховным Судом РФ указано <6>, что недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, так как нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2021, N 1)Таким образом, с одной стороны, медицинская организация потенциально вправе сама определять конкретный перечень видов медицинских услуг в своей лицензии и тем самым регулировать свои расходы, связанные с обращением МИ. На то, что лицензирование имеет заявительный порядок и действующее законодательство не предусматривает такой способ защиты права, как понуждение юридического лица к получению лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, неоднократно указывалось в правоприменительной практике <5>. С другой стороны, публичные медицинские организации участвуют в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а следовательно, ограничены в потенциальной возможности "сокращать" имеющуюся лицензию на медицинскую деятельность по своему усмотрению, в противном случае это может затронуть уже конституционно установленные права граждан на медицинскую помощь. Как результат, публичные медицинские организации обязаны нести расходы, связанные с приобретением и эксплуатацией МИ (предусмотренных стандартами оснащения), вне зависимости от того, востребованы ли данные МИ или нет. В свою очередь, неисполнение публичной медицинской организацией стандартов оснащения, а значит, и порядков оказания медицинской помощи является грубым нарушением лицензионных требований, влекущим административную ответственность по ч. 3 ст. 19.20, предусматривающей для юридического лица санкцию в виде штрафа от 150 тыс. руб. При этом Верховным Судом РФ указано <6>, что недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения от исполнения обязанностей, возложенных в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, так как нарушение требований условий лицензии может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья.
Статья: Проблемные аспекты правовой регламентации деятельности медицинских организаций при применении порядков оказания медицинской помощи в пластической и реконструктивной хирургии
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования организации оказания медицинской помощи при проведении пластических реконструктивных хирургических вмешательств и складывающейся судебной практики при привлечении медицинских организаций к административной ответственности за нарушение указанных требований. В процессе исследования выявлены существующие противоречия в нормативно-правовом регулировании.
(Бисюк Ю.В., Вериковский В.А., Черникова П.М., Черникова Г.Н.)
("Медицинское право", 2021, N 6)В настоящей статье рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования организации оказания медицинской помощи при проведении пластических реконструктивных хирургических вмешательств и складывающейся судебной практики при привлечении медицинских организаций к административной ответственности за нарушение указанных требований. В процессе исследования выявлены существующие противоречия в нормативно-правовом регулировании.
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 5 и пп. "а", "б" и "г" п. 6 Положения N 852, является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ (см. п. 7 Положения N 852).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 5 и пп. "а", "б" и "г" п. 6 Положения N 852, является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ (см. п. 7 Положения N 852).
Статья: Безопасность медицинской деятельности: уголовно-правовой аспект
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)1. При сохранении примечания - путем уточнения видов медицинской деятельности, подпадающих под условия ее неприменения, а также дополнения УК РФ ст. 238.2 "Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий". Поскольку в гл. 25 УК РФ находятся составы преступлений "с неперсонифицированным потерпевшим" <21>, установление ответственности за повторное грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности необходимо для обеспечения защищенности потребителей медицинских услуг от грубых нарушений требований безопасности.
(Сенокосова Е.К.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)1. При сохранении примечания - путем уточнения видов медицинской деятельности, подпадающих под условия ее неприменения, а также дополнения УК РФ ст. 238.2 "Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий". Поскольку в гл. 25 УК РФ находятся составы преступлений "с неперсонифицированным потерпевшим" <21>, установление ответственности за повторное грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности необходимо для обеспечения защищенности потребителей медицинских услуг от грубых нарушений требований безопасности.
Статья: Обзор практики привлечения корпоративных заказчиков к административной ответственности по новой редакции КоАП РФ после 01.03.2025
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)А одному из заказчиков, ранее привлекавшемуся к административной ответственности, было назначено наказание в виде штрафа в связи с несоблюдением при описании закупаемых приборов учета электрической энергии требований отраслевого законодательства (Постановление Татарстанского УФАС России о назначении административного наказания от 21.03.2025 по делу N 016/04/7.30.4-343/2025). При этом автор обращает внимание читателя на ст. 7 Закона N 223-ФЗ, которая предусматривает ответственность заказчиков за нарушения Закона N 223-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, что само по себе должно исключать привлечение заказчиков к административной ответственности за нарушения иных нормативных правовых актов именно по ст. 7.30.4 КоАП РФ.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)А одному из заказчиков, ранее привлекавшемуся к административной ответственности, было назначено наказание в виде штрафа в связи с несоблюдением при описании закупаемых приборов учета электрической энергии требований отраслевого законодательства (Постановление Татарстанского УФАС России о назначении административного наказания от 21.03.2025 по делу N 016/04/7.30.4-343/2025). При этом автор обращает внимание читателя на ст. 7 Закона N 223-ФЗ, которая предусматривает ответственность заказчиков за нарушения Закона N 223-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, что само по себе должно исключать привлечение заказчиков к административной ответственности за нарушения иных нормативных правовых актов именно по ст. 7.30.4 КоАП РФ.
Статья: Оптовая и розничная торговля
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Эти требования обязательны к исполнению, а их несоблюдение может повлечь административную ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Эти требования обязательны к исполнению, а их несоблюдение может повлечь административную ответственность (ст. 14.15 КоАП РФ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, действия Заказчика, установившего в Требованиях к содержанию, составу заявки, заявка на участие в Аукционе и инструкции по ее заполнению Извещения обязанность участника закупки подтверждать наличие Лицензии на осуществление медицинской деятельности, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, действия Заказчика, установившего в Требованиях к содержанию, составу заявки, заявка на участие в Аукционе и инструкции по ее заполнению Извещения обязанность участника закупки подтверждать наличие Лицензии на осуществление медицинской деятельности, нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья: Просрочен (отсутствует) сертификат у медработника - это нарушение?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)В силу п. 7 Положения N 852 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 5, пп. "а", "б" и "г" п. 6 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 5)В силу п. 7 Положения N 852 осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных п. 5, пп. "а", "б" и "г" п. 6 данного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ.