Ответственность за нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности" КоАП РФ"Нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусматривает ответственность для хозяйствующих субъектов в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ."
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2024 N 19АП-2951/2024 по делу N А14-3919/2024
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.В связи с нарушением при заключении указанного Договора аренды требований части 3.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно заключением Договора аренды в отношении Объектов аренды, составляющих государственное имущество бюджетных учреждений, без проведения торгов, использованием Объектов аренды в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2023 по делу N А14-6267/2023, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 и Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2023 (вступившим в законную силу), заявление заместителя Воронежского транспортного прокурора Воронежской транспортной прокуратуры удовлетворено, АНОПО "МТЭПИТ" признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Требование: О привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.24 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено.В связи с нарушением при заключении указанного Договора аренды требований части 3.1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно заключением Договора аренды в отношении Объектов аренды, составляющих государственное имущество бюджетных учреждений, без проведения торгов, использованием Объектов аренды в отсутствие надлежащим образом оформленных документов, решением Арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2023 по делу N А14-6267/2023, оставленным без изменения постановлениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2023 и Арбитражного суда Центрального округа от 21.12.2023 (вступившим в законную силу), заявление заместителя Воронежского транспортного прокурора Воронежской транспортной прокуратуры удовлетворено, АНОПО "МТЭПИТ" признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.24 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процедурные нарушения антимонопольного законодательства (актуальные позиции коллегиальных органов ФАС России)
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)При этом в 2021 г. Государственное предприятие путем проведения закупок у единственного поставщика заключило несколько договоров со Страховой организацией на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
(Москвитин О.А., Березгов А.С.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 4)При этом в 2021 г. Государственное предприятие путем проведения закупок у единственного поставщика заключило несколько договоров со Страховой организацией на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статья: Выявление вертикальных антиконкурентных соглашений
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)Положительное влияние на итог проверки оказало также нормативное закрепление освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства лица (в нашем случае - подрядчика), добровольно сообщившего о правонарушении.
(Огнев Н.Р.)
("Законность", 2022, N 10)Положительное влияние на итог проверки оказало также нормативное закрепление освобождения от ответственности за нарушения антимонопольного законодательства лица (в нашем случае - подрядчика), добровольно сообщившего о правонарушении.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
"Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)Решением комиссии антимонопольного органа от 8 мая 2023 года, изготовленным в полном объеме в этот же день, установлен факт нарушения муниципальным казенным учреждением требований частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Статья: Установление требований к участникам корпоративных закупок в соответствии с условиями документации о закупке не образует состава административного правонарушения
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Вместе с тем не ясно, на каком основании комиссия по закупкам и отдельно взятые ее члены должны заниматься восполнением отсутствующих сведений в связи с непредоставлением конкретного документа. Закупочная процедура носит строго формализованный характер, это "динамичные" отношения в том смысле, что процедура требует оперативного проведения и четкого соблюдения комиссией по закупкам формальностей на предмет допуска или отклонения претендентов. Тем более что нарушения влекут административную ответственность каждого члена комиссии по закупкам. Если все претенденты представили в составе своих заявок полный набор установленных документов, а один - нет, то может быть только один вариант решения - отказ в допуске к участию в процедуре закупки. В противном случае нарушается принцип равенства, кроме того, очевидно и нарушение антимонопольного запрета, так как налицо создание претенденту преимущественных условий участия в процедуре закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Принятие решения о допуске претендента, не представившего в составе заявки требуемый документ, к участию в закупке может расцениваться и как основание для признания проведенной процедуры недействительной (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Вместе с тем не ясно, на каком основании комиссия по закупкам и отдельно взятые ее члены должны заниматься восполнением отсутствующих сведений в связи с непредоставлением конкретного документа. Закупочная процедура носит строго формализованный характер, это "динамичные" отношения в том смысле, что процедура требует оперативного проведения и четкого соблюдения комиссией по закупкам формальностей на предмет допуска или отклонения претендентов. Тем более что нарушения влекут административную ответственность каждого члена комиссии по закупкам. Если все претенденты представили в составе своих заявок полный набор установленных документов, а один - нет, то может быть только один вариант решения - отказ в допуске к участию в процедуре закупки. В противном случае нарушается принцип равенства, кроме того, очевидно и нарушение антимонопольного запрета, так как налицо создание претенденту преимущественных условий участия в процедуре закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции). Принятие решения о допуске претендента, не представившего в составе заявки требуемый документ, к участию в закупке может расцениваться и как основание для признания проведенной процедуры недействительной (ч. 4 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
Статья: Установление единого экономического интереса в делах о картелях и его влияние на квалификацию
(Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)<18> В январе 2023 г. ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции также стали предметом жалобы в Конституционный Суд РФ. См. подробнее: URL: https://pravo.ru/news/245007/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.02.2023).
(Грибанова Д.В.)
("Уголовное право", 2023, N 6)<18> В январе 2023 г. ч. 8 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции также стали предметом жалобы в Конституционный Суд РФ. См. подробнее: URL: https://pravo.ru/news/245007/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 12.02.2023).
Статья: Органы публичной власти как субъекты антимонопольного правонарушения и ответственности за его совершение
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)Отдельно стоит обратить внимание на составы недобросовестной конкуренции, большинство из которых не определяют вид субъекта правонарушения (как это сделал законодатель, например, в статьях 10 и 11 Закона о защите конкуренции), а также на антимонопольные правонарушения на торгах: так, статья 17 Закона о защите конкуренции адресует антимонопольные запреты специальным субъектам правоотношений - организаторам и участникам торгов.
(Шадрин А.Д.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 2)Отдельно стоит обратить внимание на составы недобросовестной конкуренции, большинство из которых не определяют вид субъекта правонарушения (как это сделал законодатель, например, в статьях 10 и 11 Закона о защите конкуренции), а также на антимонопольные правонарушения на торгах: так, статья 17 Закона о защите конкуренции адресует антимонопольные запреты специальным субъектам правоотношений - организаторам и участникам торгов.