Отсутствие лицензии на размещение отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие лицензии на размещение отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере лицензирования: Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены лицензионные требования при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию или размещению отходов I - IV класса опасности (например, отходы IV класса опасности размещены в пруду-накопителе, который не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствует лицензия на размещение (хранение) отходов на данном объекте)
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены лицензионные требования при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию или размещению отходов I - IV класса опасности (например, отходы IV класса опасности размещены в пруду-накопителе, который не внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов, отсутствует лицензия на размещение (хранение) отходов на данном объекте)
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 16.1 "Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик выполняет работы по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности без лицензии на осуществление указанных видов деятельности, т.е. оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, ответчик выполняет работы по размещению (захоронению) отходов IV класса опасности без лицензии на осуществление указанных видов деятельности, т.е. оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Если же в извещении о закупке не перечислены конкретные виды деятельности, на осуществление которых участник закупки должен иметь право, то и оснований для отклонения заявки в случае отсутствия в лицензии нужных пунктов у комиссии заказчика не будет. Для контраста приведем еще один пример с закупкой работ (услуг) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Если же в извещении о закупке не перечислены конкретные виды деятельности, на осуществление которых участник закупки должен иметь право, то и оснований для отклонения заявки в случае отсутствия в лицензии нужных пунктов у комиссии заказчика не будет. Для контраста приведем еще один пример с закупкой работ (услуг) по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 N 07АП-255/20 по делу N А45-36032/2019 суд приходит к следующим выводам: "...общество в данном случае осуществляет деятельность по рекультивации объекта, а не по захоронению отходов; объект, подлежащий рекультивации, не является объектом размещения отходов по смыслу Закона об отходах производства и потребления; вывод Управления об осуществлении обществом деятельности по захоронению отходов IV класса опасности при отсутствии лицензии является неправомерным".
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2020 N 07АП-255/20 по делу N А45-36032/2019 суд приходит к следующим выводам: "...общество в данном случае осуществляет деятельность по рекультивации объекта, а не по захоронению отходов; объект, подлежащий рекультивации, не является объектом размещения отходов по смыслу Закона об отходах производства и потребления; вывод Управления об осуществлении обществом деятельности по захоронению отходов IV класса опасности при отсутствии лицензии является неправомерным".
Нормативные акты
"Обзор по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Как следует из договоров с компаниями - транспортировщиками отходов, общество, несмотря на отсутствие соответствующей лицензии, осуществляло деятельность по размещению (захоронению) ТБО.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Как следует из договоров с компаниями - транспортировщиками отходов, общество, несмотря на отсутствие соответствующей лицензии, осуществляло деятельность по размещению (захоронению) ТБО.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Доводы учреждения о недопустимости возложения на него обязанности по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению и захоронению отходов отклонены судом кассационной инстанции с указанием на возможность исполнения решения суда с привлечением третьих лиц.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)Доводы учреждения о недопустимости возложения на него обязанности по ликвидации места несанкционированного размещения ТКО в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению и захоронению отходов отклонены судом кассационной инстанции с указанием на возможность исполнения решения суда с привлечением третьих лиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Осуществление юридическим лицом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности и может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП <20>.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Осуществление юридическим лицом деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов без лицензии свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности и может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 9.1 КоАП <20>.
Статья: Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовным делам об отдельных видах незаконного предпринимательства
(Мусеибов У.А., Кузнецова Н.А., Куприянов Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Необходимо отметить, что территориальная подследственность по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 171 УК РФ, определяется по месту непосредственного осуществления конкретного вида лицензируемой деятельности, а в случаях транспортирования отходов - по месту нахождения объекта размещения отходов, на который они доставлены.
(Мусеибов У.А., Кузнецова Н.А., Куприянов Е.И.)
("Российский следователь", 2025, N 3)Необходимо отметить, что территориальная подследственность по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 171 УК РФ, определяется по месту непосредственного осуществления конкретного вида лицензируемой деятельности, а в случаях транспортирования отходов - по месту нахождения объекта размещения отходов, на который они доставлены.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 2.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (приложение к Извещению) Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о представлении участником закупки сведений о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) (далее - Лицензии).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 2.1 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению (приложение к Извещению) Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о представлении участником закупки сведений о наличии у участника закупки лицензии МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) (далее - Лицензии).
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона период приостановления действия недропользовательской лицензии при отсутствии недропользователя не включается в общий срок действия лицензии.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона период приостановления действия недропользовательской лицензии при отсутствии недропользователя не включается в общий срок действия лицензии.
Статья: Применение судами положений ст. 1080 ГК РФ
(Романова О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском о взыскании с общества N 1 и общества N 2 убытков в счет возмещения вреда, причиненного почве. В ходе рассмотрения дела было установлено, что общество N 1 заключило с администрацией договор аренды земельного участка для строительства полигона утилизации твердых бытовых отходов. Затем общества заключили договор субаренды с целью подготовки мест временного складирования ТБО, организации их учета. Впоследствии выяснилось, что субарендатор осуществлял деятельность без лицензии, а окружающей среде был причинен ущерб вследствие неправомерных действий по строительству полигона ТБО и организации свалки.
(Романова О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 4)Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском о взыскании с общества N 1 и общества N 2 убытков в счет возмещения вреда, причиненного почве. В ходе рассмотрения дела было установлено, что общество N 1 заключило с администрацией договор аренды земельного участка для строительства полигона утилизации твердых бытовых отходов. Затем общества заключили договор субаренды с целью подготовки мест временного складирования ТБО, организации их учета. Впоследствии выяснилось, что субарендатор осуществлял деятельность без лицензии, а окружающей среде был причинен ущерб вследствие неправомерных действий по строительству полигона ТБО и организации свалки.
Вопрос: Какой установлен порядок уничтожения лекарств с истекшим сроком годности?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если владелец лекарственных средств с истекшим сроком годности имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, он вправе уничтожить такие лекарства самостоятельно, приняв соответствующее решение. При отсутствии лицензии он должен передать лекарственные средства по договору на уничтожение организации, имеющей лицензию на указанный вид деятельности, или осуществить их вывоз в полном объеме с территории РФ (п. п. 8, 10, 11 Правил уничтожения лекарств).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если владелец лекарственных средств с истекшим сроком годности имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, он вправе уничтожить такие лекарства самостоятельно, приняв соответствующее решение. При отсутствии лицензии он должен передать лекарственные средства по договору на уничтожение организации, имеющей лицензию на указанный вид деятельности, или осуществить их вывоз в полном объеме с территории РФ (п. п. 8, 10, 11 Правил уничтожения лекарств).