Лицензионные требования к обрАзовательной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензионные требования к обрАзовательной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере лицензирования: Организация оспаривает предписание об устранении нарушений лицензионных требований
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены лицензионные требования к организации образовательной деятельности (нет надлежащего материально-технического обеспечения и др.)
(КонсультантПлюс, 2025)нарушены лицензионные требования к организации образовательной деятельности (нет надлежащего материально-технического обеспечения и др.)
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры в сфере лицензирования: Лицензирующий орган обратился в суд с требованием аннулировать (приостановить) лицензию
(КонсультантПлюс, 2025)в установленный срок не устранены нарушения лицензионных требований (при организации образовательной деятельности, при испытании систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и т.д.)
(КонсультантПлюс, 2025)в установленный срок не устранены нарушения лицензионных требований (при организации образовательной деятельности, при испытании систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и т.д.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О расторжении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, при нарушении требований о лицензировании образовательной деятельности.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-11-10/6393)Вопрос: О расторжении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, при нарушении требований о лицензировании образовательной деятельности.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-11-10/6393)Вопрос: О расторжении соглашения, заключаемого по результатам отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере, при нарушении требований о лицензировании образовательной деятельности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
Статья: Недопустимость ограничения или устранения конкуренции как принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере высшего образования
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В связи с этим встает вопрос о подтверждении качества, реализуемого путем установления лицензионных требований к образовательной деятельности, выполнения аккредитационных показателей, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании организаций, осуществляющей образовательную деятельность. Но эти показатели довольно сложны для восприятия и скорее подтверждают соответствие учебного заведения установленным требованиям, чем соотносят качество образовательных услуг этого вуза с иными.
(Петров Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 2)В связи с этим встает вопрос о подтверждении качества, реализуемого путем установления лицензионных требований к образовательной деятельности, выполнения аккредитационных показателей, независимой оценки качества образования и качества подготовки обучающихся, независимой оценки условий осуществления образовательной деятельности, профессионально-общественной аккредитации, сведений из отчетов о самообследовании организаций, осуществляющей образовательную деятельность. Но эти показатели довольно сложны для восприятия и скорее подтверждают соответствие учебного заведения установленным требованиям, чем соотносят качество образовательных услуг этого вуза с иными.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке образовательных услуг по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в большинстве случаев необходимо установить требования к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что в большинстве случаев необходимо установить требования к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Логика контрольного органа: лица, получившие лицензии и тем самым подтвердившие свое соответствие лицензионным требованиям в сфере образовательной деятельности, были поставлены заказчиком в неравные условия с лицами, не получившими такую лицензию, но в то же время фактически допущенными заказчиком к осуществлению образовательной деятельности ввиду отсутствия в извещении о закупке требований о наличии лицензии <4>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Логика контрольного органа: лица, получившие лицензии и тем самым подтвердившие свое соответствие лицензионным требованиям в сфере образовательной деятельности, были поставлены заказчиком в неравные условия с лицами, не получившими такую лицензию, но в то же время фактически допущенными заказчиком к осуществлению образовательной деятельности ввиду отсутствия в извещении о закупке требований о наличии лицензии <4>.
Статья: Положен ли вычет на ребенка старше 18 лет, который учится за рубежом
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 19)- Несмотря на то что в 2018 г. терминология в ст. 218 НК была приведена в соответствие с использующейся в Законе об образовании <7>, полагаю возможным и в настоящий момент применять позицию, изложенную в Письме Минфина от 27.10.2011 N 03-04-06/8-289. Считаю, что обучение за рубежом в образовательной организации, имеющей соответствующий статус, само по себе не может быть основанием для отказа в предоставлении работнику стандартного вычета на учащегося ребенка до 24 лет. Дело в том, что ни в ст. 218 НК, ни в ст. 2 Закона об образовании, где содержится разъяснение термина "организация, осуществляющая образовательную деятельность", нет указания на обязательное наличие у такой организации лицензии, выданной именно в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, в старом Законе об образовании <8>, который действовал на момент издания названных разъяснений Минфина о возможности вычета, также содержалось требование лицензирования образовательной деятельности.
(Мартынюк Н.А.)
("Главная книга", 2023, N 19)- Несмотря на то что в 2018 г. терминология в ст. 218 НК была приведена в соответствие с использующейся в Законе об образовании <7>, полагаю возможным и в настоящий момент применять позицию, изложенную в Письме Минфина от 27.10.2011 N 03-04-06/8-289. Считаю, что обучение за рубежом в образовательной организации, имеющей соответствующий статус, само по себе не может быть основанием для отказа в предоставлении работнику стандартного вычета на учащегося ребенка до 24 лет. Дело в том, что ни в ст. 218 НК, ни в ст. 2 Закона об образовании, где содержится разъяснение термина "организация, осуществляющая образовательную деятельность", нет указания на обязательное наличие у такой организации лицензии, выданной именно в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, в старом Законе об образовании <8>, который действовал на момент издания названных разъяснений Минфина о возможности вычета, также содержалось требование лицензирования образовательной деятельности.
Готовое решение: Как получить лицензию на образовательную деятельность и внести изменения в реестр лицензий
(КонсультантПлюс, 2025)Для получения лицензии соискатели должны соответствовать лицензионным требованиям, предусмотренным для соискателей лицензии на образовательную деятельность (п. п. 5, 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение)).
(КонсультантПлюс, 2025)Для получения лицензии соискатели должны соответствовать лицензионным требованиям, предусмотренным для соискателей лицензии на образовательную деятельность (п. п. 5, 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение)).
Статья: Нарушения требований законодательства РФ в сфере образования на муниципальном уровне (на примере Курской области)
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью, в том числе муниципальных образовательных учреждений, в первой половине 2020 г., так же как в 2018 - 2019 гг., можно обозначить 2 основные группы нарушений, являющихся правонарушениями: 1) нарушения лицензионных требований осуществления образовательной деятельности (16 из 24 нарушений, 66,7%), в частности речь идет об осуществлении образовательной деятельности по адресам, не указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности (ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ), а также о нарушениях лицензионных требований, предусмотренных ч. 6, 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 <13> (далее - Положение о лицензировании) (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ); 2) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом в первом полугодии 2020 г., так же как в 2018 г., не выявлялось такое нарушение лицензионных требований, как осуществление образовательной деятельности без лицензии (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ); в отличие от 2017 г. и 2019 г., когда было выявлено по одному такому нарушению у муниципальных общеобразовательных организаций. Кроме того, в первом полугодии 2020 г. при осуществлении лицензионного контроля больше всего выявлено случаев такого нарушения лицензионных требований осуществления образовательной деятельности, как отсутствие у образовательной организации безопасных условий обучения (подп. "з" п. 6 Положения о лицензировании).
(Савченко Н.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)При осуществлении лицензионного контроля за образовательной деятельностью, в том числе муниципальных образовательных учреждений, в первой половине 2020 г., так же как в 2018 - 2019 гг., можно обозначить 2 основные группы нарушений, являющихся правонарушениями: 1) нарушения лицензионных требований осуществления образовательной деятельности (16 из 24 нарушений, 66,7%), в частности речь идет об осуществлении образовательной деятельности по адресам, не указанным в приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности (ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ), а также о нарушениях лицензионных требований, предусмотренных ч. 6, 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966 <13> (далее - Положение о лицензировании) (ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ); 2) невыполнение в срок законного предписания об устранении выявленных нарушений законодательства (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). При этом в первом полугодии 2020 г., так же как в 2018 г., не выявлялось такое нарушение лицензионных требований, как осуществление образовательной деятельности без лицензии (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ); в отличие от 2017 г. и 2019 г., когда было выявлено по одному такому нарушению у муниципальных общеобразовательных организаций. Кроме того, в первом полугодии 2020 г. при осуществлении лицензионного контроля больше всего выявлено случаев такого нарушения лицензионных требований осуществления образовательной деятельности, как отсутствие у образовательной организации безопасных условий обучения (подп. "з" п. 6 Положения о лицензировании).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1) соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;