Отсутствие договора с управляющей компанией

Подборка наиболее важных документов по запросу Отсутствие договора с управляющей компанией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Фактические договорные отношения
(КонсультантПлюс, 2024)
"...Так, в качестве инструмента борьбы с недобросовестными управляющими организациями, уклоняющимися от заключения договоров ресурсоснабжения с РСО, Верховным Судом Российской Федерации... было дано толкование о том, что, несмотря на общий порядок предоставления управляющей организацией коммунальных услуг потребителям только при заключении соответствующего договора с РСО, направленный на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене управляющих организаций, отношения между управляющей организацией и РСО могут быть признаны договорными и в ситуации, когда они сложились фактически без заключения договора-документа (управляющая организация приступила к управлению МКД, собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а РСО выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса), что также позволяет признать управляющую организацию выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг..."
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Альтернативная подсудность в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2024)
Из пункта 12 Постановления [Пленума ВС РФ - ред.] N 22 следует, что отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2024)
Отсутствие договора с управляющей компанией, обязанность по заключению которого является двусторонней и лежит на обеих сторонах, не влияет на отношения собственности и не может служить основанием для освобождения собственника от обязанности оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, а также коммунальных услуг в местах общего пользования.
Статья: Обзор практики по спорам из договоров аренды за сентябрь 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
Как указал ВС РФ, поскольку в спорный период между арендатором и управляющей компанией отсутствовал прямой договор об участии арендатора в расходах на содержание и текущий ремонт имущества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования общества к администрации как представителю собственника имущества.

Нормативные акты

"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
10.1. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
Федеральный закон от 24.07.2023 N 338-ФЗ
"О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
3. Под непосредственным управлением собственниками гаражей или собственниками машино-мест общим имуществом в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе понимается принятие собственниками гаражей или собственниками машино-мест совместных решений по управлению общим имуществом в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе без создания товарищества собственников недвижимости и без заключения договора с управляющей организацией, предусмотренного пунктом 3 части 1 настоящей статьи. При непосредственном управлении общим имуществом в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в границах территории гаражного назначения или в гаражном комплексе с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники гаражей или собственники машино-мест заключают на основании решений общего собрания собственников гаражей или собственников машино-мест. При этом все собственники гаражей, все собственники машино-мест или большинство собственников гаражей, собственников машино-мест выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.