Отстранение в связи с утратой доверия
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение в связи с утратой доверия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)2. Замена увольнения в связи с утратой доверия на иные виды наказания
(КонсультантПлюс, 2025)2. Замена увольнения в связи с утратой доверия на иные виды наказания
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Может ли сотрудник, которого отстранили от работы по утрате доверия, подать заявление об увольнении по собственному желанию? Обязан ли работодатель уволить в таком случае сотрудника?
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2024)"Сайт проекта "Открытая Инспекция Труда" https://онлайнинспекция.рф", 2024
Готовое решение: Как уволить работника, обслуживающего денежные и материальные ценности, по причине утраты доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли работодатель отстранить сотрудника от работы в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Может ли работодатель отстранить сотрудника от работы в связи с утратой доверия
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан"2. Прежде всего следует отметить необоснованность прекращения Конституционным Судом проверки конституционности всех остальных, кроме статьи 18, оспариваемых положений Закона, главными из которых являются возможность роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации в случае повторного отклонения предложенной кандидатуры, право назначения исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации непосредственно Президентом Российской Федерации и возможность отстранения главы региона в связи с утратой доверия Президента. Конституционный Суд мотивирует недопустимость жалоб в этой части тем, что оспариваемые нормы якобы не применялись и не могли применяться, признавая применение в конкретных делах только статьи 18.
"По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан"2. Прежде всего следует отметить необоснованность прекращения Конституционным Судом проверки конституционности всех остальных, кроме статьи 18, оспариваемых положений Закона, главными из которых являются возможность роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации в случае повторного отклонения предложенной кандидатуры, право назначения исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации непосредственно Президентом Российской Федерации и возможность отстранения главы региона в связи с утратой доверия Президента. Конституционный Суд мотивирует недопустимость жалоб в этой части тем, что оспариваемые нормы якобы не применялись и не могли применяться, признавая применение в конкретных делах только статьи 18.
Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020
"Послание Президента Федеральному Собранию"При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооруженными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать еще один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти.
"Послание Президента Федеральному Собранию"При этом, уважаемые коллеги, хочу подчеркнуть следующее, при этом убежден, что наша страна с ее огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия. Также за президентом должно оставаться прямое руководство Вооруженными Силами и всей правоохранительной системой. Но и в этом случае считаю необходимым сделать еще один шаг для обеспечения большего баланса между ветвями власти.
Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)Например, требования об увольнении в связи с утратой доверия были включены в представление в отношении заместителя министра правительства региона в связи с вымогательством им взятки за сокрытие нарушений при производстве строительной компанией ремонта автомобильных дорог на территории области и будущее покровительство организации. Вместе с тем инициативные действия должностного лица, направленные на совершение преступных деяний, не могут быть квалифицированы как совершенные в условиях конфликта интересов. Отстранение от должности и последующее увольнение при наличии достаточных оснований в таких случаях должно осуществляться путем применения иных норм законодательства, в том числе уголовно-процессуального.
(Ильяков А.Д.)
("Законность", 2021, N 3)Например, требования об увольнении в связи с утратой доверия были включены в представление в отношении заместителя министра правительства региона в связи с вымогательством им взятки за сокрытие нарушений при производстве строительной компанией ремонта автомобильных дорог на территории области и будущее покровительство организации. Вместе с тем инициативные действия должностного лица, направленные на совершение преступных деяний, не могут быть квалифицированы как совершенные в условиях конфликта интересов. Отстранение от должности и последующее увольнение при наличии достаточных оснований в таких случаях должно осуществляться путем применения иных норм законодательства, в том числе уголовно-процессуального.
Статья: Новеллы законодательства, регулирующего правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(Тюнина И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)Принципиальным нововведением, содержащимся в нормах ФЗ N 414-ФЗ, является возможность объявления выговора высшему должностному лицу региона как специальная мера ответственности, которая может быть применена Президентом РФ в случае ненадлежащего исполнения региональным руководителем обязанностей, возложенных на него, связанных в том числе с реализацией делегированных ему государственных полномочий. Кроме того, глава государства в случае утраты доверия по тем или иным причинам (или же если недоверие выражает законодательный орган соответствующего региона) вправе отстранить данное лицо от должности.
(Тюнина И.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 4)Принципиальным нововведением, содержащимся в нормах ФЗ N 414-ФЗ, является возможность объявления выговора высшему должностному лицу региона как специальная мера ответственности, которая может быть применена Президентом РФ в случае ненадлежащего исполнения региональным руководителем обязанностей, возложенных на него, связанных в том числе с реализацией делегированных ему государственных полномочий. Кроме того, глава государства в случае утраты доверия по тем или иным причинам (или же если недоверие выражает законодательный орган соответствующего региона) вправе отстранить данное лицо от должности.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Вопросы конституционно-правовой ответственности смотри в работах: Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под. ред. проф. С.А. Авакьян. М.: Изд-во МГУ, 2001. 531 с.; Третьяк И.А. Конституционно-правовые аспекты отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента // Журнал "Правоприменение". Том 5. 2021. N 1. Январь - март. С. 141 - 155.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4. Вопросы конституционно-правовой ответственности смотри в работах: Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под. ред. проф. С.А. Авакьян. М.: Изд-во МГУ, 2001. 531 с.; Третьяк И.А. Конституционно-правовые аспекты отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента // Журнал "Правоприменение". Том 5. 2021. N 1. Январь - март. С. 141 - 155.
Статья: Учет и аудит наследственного фонда
(Конончук М.И.)
("Наследственное право", 2022, N 2)Требование о предоставлении учетной документации является распространенным и, как правило, не требует от управляющего определенных действий и усилий, если управляющий ведет отчетность надлежащим образом. Управляющий должен располагать информацией о текущей ситуации по деятельности фонда и быть способен дать общую характеристику по первому требованию. Часто оно возникает, когда между участниками наследственного фонда возникают различные разногласия или подозрения. Зачастую именно предоставление или отказ в предоставлении информации является поводом для более широких разногласий. И, как правило, в результате выявления нарушений бенефициары, учитывая тяжесть проступка и объем финансовых потерь, могут настаивать на отстранении доверительного управляющего в связи с утратой доверия.
(Конончук М.И.)
("Наследственное право", 2022, N 2)Требование о предоставлении учетной документации является распространенным и, как правило, не требует от управляющего определенных действий и усилий, если управляющий ведет отчетность надлежащим образом. Управляющий должен располагать информацией о текущей ситуации по деятельности фонда и быть способен дать общую характеристику по первому требованию. Часто оно возникает, когда между участниками наследственного фонда возникают различные разногласия или подозрения. Зачастую именно предоставление или отказ в предоставлении информации является поводом для более широких разногласий. И, как правило, в результате выявления нарушений бенефициары, учитывая тяжесть проступка и объем финансовых потерь, могут настаивать на отстранении доверительного управляющего в связи с утратой доверия.
Статья: Сотрудники крадут "горючку". Что делать?
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Отстранить от работы тоже не получится. Статья 76 "Отстранение от работы" Трудового кодекса РФ не предусматривает возможности отстранения на основании подозрений, на основании возбуждения уголовного дела. В результате работодатель вынужден держать на работе недобросовестного работника, к которому не испытывает ни малейшего доверия.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 2)Отстранить от работы тоже не получится. Статья 76 "Отстранение от работы" Трудового кодекса РФ не предусматривает возможности отстранения на основании подозрений, на основании возбуждения уголовного дела. В результате работодатель вынужден держать на работе недобросовестного работника, к которому не испытывает ни малейшего доверия.
Статья: Доверие как категория биоэтики и ее значение в системе обеспечения биобезопасности
(Пекшев А.В.)
("Юрист", 2020, N 12)В настоящее время доверие как правовая категория наиболее полно сформирована в цивилистике, являясь центральным элементом конструкции любого фидуциарного правоотношения. При этом общим свойством доверия как в цивилистике, так и в отношениях, подразумевающих наличие административной вертикали, является презумпция доверия как правовой аксиомы, не требующей дополнительных доказательств. Поэтому сегодня не пересматриваются акты Президента РФ об отстранении от должностей губернаторов в связи с утратой доверия, независимо от назначения или всенародного избрания последних, а равно - от проверки наличия предусмотренных законом обстоятельств <2>. Эта же презумпция сохраняется в юридических актах выражения недоверия должностным лицам, не только регламентированных указанными федеральными законами, но и являющихся процедурами, запланированными к принятию на уровне федерального конституционного закона <3>.
(Пекшев А.В.)
("Юрист", 2020, N 12)В настоящее время доверие как правовая категория наиболее полно сформирована в цивилистике, являясь центральным элементом конструкции любого фидуциарного правоотношения. При этом общим свойством доверия как в цивилистике, так и в отношениях, подразумевающих наличие административной вертикали, является презумпция доверия как правовой аксиомы, не требующей дополнительных доказательств. Поэтому сегодня не пересматриваются акты Президента РФ об отстранении от должностей губернаторов в связи с утратой доверия, независимо от назначения или всенародного избрания последних, а равно - от проверки наличия предусмотренных законом обстоятельств <2>. Эта же презумпция сохраняется в юридических актах выражения недоверия должностным лицам, не только регламентированных указанными федеральными законами, но и являющихся процедурами, запланированными к принятию на уровне федерального конституционного закона <3>.
Статья: Политические лидеры в социальных сетях: прозрачность ответственности
(Булгаков А.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Конституционный суд Южной Кореи подтвердил нарушение принципа политической нейтральности президентом Но Му Хеном, которое заключалось в поддержке определенной политической партии на пресс-конференции. Суд признал, что, выступая перед журналистами, глава государства исполнял должностные полномочия, поскольку даже действия, не основанные непосредственно на нормативном акте, но соответствующие по содержанию функциям президента, следует оценивать как совершенные им в качестве должностного лица. Одновременно с этим суд отметил, что применение мер ответственности требует предварительного взвешивания и нахождения баланса между тяжестью совершенного президентом деяния и социально-политическими последствиями его отстранения. Надо учитывать, что в последнем случае может наступить политический хаос, который станет следствием конфликта сторонников и противников президента, или ущерб нации будет нанесен в результате перерыва в осуществлении президентских полномочий. В пользу отстранения главы государства от должности, по мнению судей, свидетельствует утрата им народного доверия, если действия президента направлены против базовых принципов правового государства и демократии (таких как уважение к основным правам человека, разделение властей, независимость судебной власти, парламентаризм, многопартийность, демократические принципы выборов) <24>.
(Булгаков А.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 5)Конституционный суд Южной Кореи подтвердил нарушение принципа политической нейтральности президентом Но Му Хеном, которое заключалось в поддержке определенной политической партии на пресс-конференции. Суд признал, что, выступая перед журналистами, глава государства исполнял должностные полномочия, поскольку даже действия, не основанные непосредственно на нормативном акте, но соответствующие по содержанию функциям президента, следует оценивать как совершенные им в качестве должностного лица. Одновременно с этим суд отметил, что применение мер ответственности требует предварительного взвешивания и нахождения баланса между тяжестью совершенного президентом деяния и социально-политическими последствиями его отстранения. Надо учитывать, что в последнем случае может наступить политический хаос, который станет следствием конфликта сторонников и противников президента, или ущерб нации будет нанесен в результате перерыва в осуществлении президентских полномочий. В пользу отстранения главы государства от должности, по мнению судей, свидетельствует утрата им народного доверия, если действия президента направлены против базовых принципов правового государства и демократии (таких как уважение к основным правам человека, разделение властей, независимость судебной власти, парламентаризм, многопартийность, демократические принципы выборов) <24>.
Статья: Проблемы правового регулирования статуса субъектов, участвующих в процедурах несостоятельности (банкротства) юридических лиц
(Самигулина А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)- при наличии грубого нарушения закона арбитражным управляющим, выразившегося в предоставлении суду недостоверной либо неполной информации, уклонении от явки по требованию суда, либо иных нарушений, влекущих утрату доверия суда к арбитражному управляющему;
(Самигулина А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 1)- при наличии грубого нарушения закона арбитражным управляющим, выразившегося в предоставлении суду недостоверной либо неполной информации, уклонении от явки по требованию суда, либо иных нарушений, влекущих утрату доверия суда к арбитражному управляющему;
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Несмотря на то что в отдельных регионах отмечается временный спад увольнений в связи с утратой доверия, увольнение с государственной службы по данному основанию постепенно и прочно входит в отечественную правоприменительную практику. Отстранение от должности работники в судах пытаются оспаривать по различным формальным и содержательным основаниям увольнения, но суды в большей части дел отказывают в таких исках.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Несмотря на то что в отдельных регионах отмечается временный спад увольнений в связи с утратой доверия, увольнение с государственной службы по данному основанию постепенно и прочно входит в отечественную правоприменительную практику. Отстранение от должности работники в судах пытаются оспаривать по различным формальным и содержательным основаниям увольнения, но суды в большей части дел отказывают в таких исках.
Статья: Новации мер конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемента системы публичной власти
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Следующим критерием разграничения мер ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, вытекающим из Федерального закона N 414-ФЗ, можно назвать метод правового регулирования. Так, в ч. 1, 2 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ установлены предписывающие нормы, согласно которым Президент РФ однозначно выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (ч. 1), отрешает главу региона от должности (ч. 2). В частях же 3, 4, 5 используется диспозитивный характер изложения, в силу которого Президент РФ вправе применить тот или иной вид наказания. Причины такой дифференциации норм можно объяснить основаниями санкций. Императивное предупреждение за непринятие в двухмесячный срок мер по исполнению решения суда в отношении дефектного акта либо уклонение в двухмесячный срок от разрешения спора по приостановленному дефектному акту, равно как и возможное последующее отрешение от должности главы региона спустя еще месяц, конституционно обусловлены непосредственными полномочиями Президента РФ. Они проистекают из положений ст. 80, 85 Конституции РФ, устанавливающих, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также - что он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Что же касается диспозитивно сформулированных оснований ответственности, то это как раз те меры ответственности, которые обусловлены функционированием главы исполнительной власти в регионе как элемента системы публичной власти: умением исполнять переданные полномочия, выстраивать работу с законодательным органом субъекта РФ, органами местного самоуправления, реализовывать государственные программы в целях повышения благосостояния населения и т.д. Ненадлежащее выполнение либо невыполнение этих задач - оценочная характеристика, которая выражается предупреждением, выговором, утратой доверия, недоверием законодательного органа субъекта РФ. Единственными исключениями такого подхода являются, пожалуй, только нормы о возможном отрешении от должности главы региона в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ, если указанное решение не исполнено в течение двух месяцев со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок. Диспозитивная конструкция нормы при неисполнении решений Конституционного Суда РФ служит в этом случае способом сразу запустить процедуру отрешения от должности главы субъекта РФ, не вынося изначально предупреждение. Впрочем, при таком подходе остается не в полной мере оправданным закрепленное в ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ право Президента РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Впрочем, это может быть объяснено и простым инструментом юридической техники либо же намеренно сохраненным правом Президента РФ выбрать: временно отстранить либо вообще отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия, например.
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Следующим критерием разграничения мер ответственности высшего должностного лица субъекта РФ, вытекающим из Федерального закона N 414-ФЗ, можно назвать метод правового регулирования. Так, в ч. 1, 2 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ установлены предписывающие нормы, согласно которым Президент РФ однозначно выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (ч. 1), отрешает главу региона от должности (ч. 2). В частях же 3, 4, 5 используется диспозитивный характер изложения, в силу которого Президент РФ вправе применить тот или иной вид наказания. Причины такой дифференциации норм можно объяснить основаниями санкций. Императивное предупреждение за непринятие в двухмесячный срок мер по исполнению решения суда в отношении дефектного акта либо уклонение в двухмесячный срок от разрешения спора по приостановленному дефектному акту, равно как и возможное последующее отрешение от должности главы региона спустя еще месяц, конституционно обусловлены непосредственными полномочиями Президента РФ. Они проистекают из положений ст. 80, 85 Конституции РФ, устанавливающих, что Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также - что он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Что же касается диспозитивно сформулированных оснований ответственности, то это как раз те меры ответственности, которые обусловлены функционированием главы исполнительной власти в регионе как элемента системы публичной власти: умением исполнять переданные полномочия, выстраивать работу с законодательным органом субъекта РФ, органами местного самоуправления, реализовывать государственные программы в целях повышения благосостояния населения и т.д. Ненадлежащее выполнение либо невыполнение этих задач - оценочная характеристика, которая выражается предупреждением, выговором, утратой доверия, недоверием законодательного органа субъекта РФ. Единственными исключениями такого подхода являются, пожалуй, только нормы о возможном отрешении от должности главы региона в случае неисполнения им решения Конституционного Суда РФ, принятого в отношении нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ, если указанное решение не исполнено в течение двух месяцев со дня его вступления в силу или в иной указанный в решении срок. Диспозитивная конструкция нормы при неисполнении решений Конституционного Суда РФ служит в этом случае способом сразу запустить процедуру отрешения от должности главы субъекта РФ, не вынося изначально предупреждение. Впрочем, при таком подходе остается не в полной мере оправданным закрепленное в ч. 5 ст. 29 Федерального закона N 414-ФЗ право Президента РФ в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Впрочем, это может быть объяснено и простым инструментом юридической техники либо же намеренно сохраненным правом Президента РФ выбрать: временно отстранить либо вообще отрешить главу субъекта РФ от должности в связи с утратой доверия, например.