Отрасль конституционного права
Подборка наиболее важных документов по запросу Отрасль конституционного права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт пересмотра Конституции Российской Федерации в системе отрасли конституционного права
(Малофеев К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
(Малофеев К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)"Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12
Статья: Единая система публичной власти: понятие и общая характеристика
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)2. Единая система публичной власти - ключевая юридическая
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)2. Единая система публичной власти - ключевая юридическая
Статья: Проблемы юридической техники как фактор сдерживания интеграции новых регионов в правовое поле России
(Любчик А.А., Мавлиханова Р.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Полномочия по управлению государственным имуществом не включают и не подменяют правомочия государства как собственника этого имущества в соответствии со ст. 209 ГК, а способствуют их более рациональной и эффективной реализации. В свою очередь, полномочия государства как собственника имущества не являются содержанием управления государственным имуществом. Условия и порядок реализации правомочий собственника имущества (в том числе государства) регулируются нормами гражданского права, а условия и порядок управления имуществом (в том числе государственного) - нормами публичных отраслей права (конституционного, административного, финансового, экологического и др.).
(Любчик А.А., Мавлиханова Р.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)Полномочия по управлению государственным имуществом не включают и не подменяют правомочия государства как собственника этого имущества в соответствии со ст. 209 ГК, а способствуют их более рациональной и эффективной реализации. В свою очередь, полномочия государства как собственника имущества не являются содержанием управления государственным имуществом. Условия и порядок реализации правомочий собственника имущества (в том числе государства) регулируются нормами гражданского права, а условия и порядок управления имуществом (в том числе государственного) - нормами публичных отраслей права (конституционного, административного, финансового, экологического и др.).
Статья: К вопросу о закреплении и реализации конституционного права на достоинство личности: правовой и биоэтический аспекты
(Крылатова И.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)<32> Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 8 - 13.
(Крылатова И.Ю.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)<32> Югов А.А. О методах отрасли российского конституционного (кратологического) права // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 4. С. 8 - 13.
Статья: Юридическое согласование в частном и публичном праве
(Шабашов Е.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Ключевые слова: юридическое согласование, частное право, публичное право, отрасли права, конституционное право, гражданское право, административное право, права и свободы личности.
(Шабашов Е.А.)
("Юрист", 2024, N 1)Ключевые слова: юридическое согласование, частное право, публичное право, отрасли права, конституционное право, гражданское право, административное право, права и свободы личности.
Статья: Наука конституционного права в системе других наук
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Система науки конституционного права как определенной совокупности знаний обусловлена прежде всего системой отрасли конституционного права как совокупностью конституционных норм, конституционных институтов и конституционно-правовой практики. Наука в данном аспекте не простая линейная совокупность знаний, а организованная, относительно обособленная общность теоретических положений и практических выводов, вытекающих из анализа тех отношений, которые подверглись или должны подвергнуться конституционно-правовому регулированию, можно добавить - сущностного анализа, с учетом действия объективных закономерностей общественного (государственно-правового) развития. И поскольку отношения, входящие в предмет конституционного права, могут входить определенной стороной в объект иных наук, поскольку эти другие науки первыми выявляют закономерности существующих реальностей, содержательная характеристика конституционного права будет неполной и недостаточно глубокой без учета выводов соответствующих неюридических исследований.
(Лазарев В.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Система науки конституционного права как определенной совокупности знаний обусловлена прежде всего системой отрасли конституционного права как совокупностью конституционных норм, конституционных институтов и конституционно-правовой практики. Наука в данном аспекте не простая линейная совокупность знаний, а организованная, относительно обособленная общность теоретических положений и практических выводов, вытекающих из анализа тех отношений, которые подверглись или должны подвергнуться конституционно-правовому регулированию, можно добавить - сущностного анализа, с учетом действия объективных закономерностей общественного (государственно-правового) развития. И поскольку отношения, входящие в предмет конституционного права, могут входить определенной стороной в объект иных наук, поскольку эти другие науки первыми выявляют закономерности существующих реальностей, содержательная характеристика конституционного права будет неполной и недостаточно глубокой без учета выводов соответствующих неюридических исследований.
Статья: Место морского права в системе отраслей российского права
(Клюев В.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Бесспорно выделяются лишь некоторые общепризнанные, так называемые базовые отрасли права: конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и ряд других. При этом в юридической литературе как научного, так и практического направления под правовыми отраслями понимается обширный спектр регулируемых общественных отношений: от отношений в сфере военного права [8] и горного права [10] до отношений в сфере частной жизни [7]. По мнению А.М. Саввина, собственно полноценные и точные критерии не нужны, так как если их установить, то возникнут ограничения в исследованиях системы права [13].
(Клюев В.В.)
("Современное право", 2024, N 8)Бесспорно выделяются лишь некоторые общепризнанные, так называемые базовые отрасли права: конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право и ряд других. При этом в юридической литературе как научного, так и практического направления под правовыми отраслями понимается обширный спектр регулируемых общественных отношений: от отношений в сфере военного права [8] и горного права [10] до отношений в сфере частной жизни [7]. По мнению А.М. Саввина, собственно полноценные и точные критерии не нужны, так как если их установить, то возникнут ограничения в исследованиях системы права [13].
Статья: Цифровое конституционное право: к постановке вопроса
(Дзидзоев Р.М., Лолаева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Особое влияние цифровизация оказывает на отрасль конституционного права в силу особенностей конституционно-правового воздействия, исключительной роли конституционного права, интегрирующего правовую систему. Как отмечает Н.С. Бондарь, с учетом самой природы соответствующих отношений, имеющих предельно сложный, комплексный характер, сочетающих публичные и частные начала и затрагивающих основополагающие ценности общества и государства, права и свободы человека и гражданина, конституционному праву отводится особая роль в их урегулировании, а Конституционному Суду Российской Федерации - в разрешении новых по своей природе противоречий и коллизий в информационно-цифровой сфере. Постановка вопроса об анализе информационно-цифрового пространства сквозь призму конституционного права предполагает исследование соответствующей проблематики по двум взаимосвязанным направлениям. Это, с одной стороны, конституционализация информационно-цифрового пространства и, с другой - цифровизация конституционного права. Именно конституционное право с уникальными возможностями его норм-принципов, норм-дефиниций, норм программного характера, с предельно высоким ценностно-регулятивным потенциалом способно оказывать мягкое, нормативно-ориентирующее воздействие на новое, активно формирующееся информационно-цифровое пространство <6>.
(Дзидзоев Р.М., Лолаева А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Особое влияние цифровизация оказывает на отрасль конституционного права в силу особенностей конституционно-правового воздействия, исключительной роли конституционного права, интегрирующего правовую систему. Как отмечает Н.С. Бондарь, с учетом самой природы соответствующих отношений, имеющих предельно сложный, комплексный характер, сочетающих публичные и частные начала и затрагивающих основополагающие ценности общества и государства, права и свободы человека и гражданина, конституционному праву отводится особая роль в их урегулировании, а Конституционному Суду Российской Федерации - в разрешении новых по своей природе противоречий и коллизий в информационно-цифровой сфере. Постановка вопроса об анализе информационно-цифрового пространства сквозь призму конституционного права предполагает исследование соответствующей проблематики по двум взаимосвязанным направлениям. Это, с одной стороны, конституционализация информационно-цифрового пространства и, с другой - цифровизация конституционного права. Именно конституционное право с уникальными возможностями его норм-принципов, норм-дефиниций, норм программного характера, с предельно высоким ценностно-регулятивным потенциалом способно оказывать мягкое, нормативно-ориентирующее воздействие на новое, активно формирующееся информационно-цифровое пространство <6>.
"Уголовное наказание и его цели: монография"
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)В этом значении защита близка по смыслу к уголовно-правовой функция запрета, которая заключается в императивном установлении преступности конкретных деяний в Особенной части Уголовного кодекса. Это имеет важное значение для реализации уголовной ответственности, поскольку привлечение к ней возможно только в случае, когда запрет деяний предваряет его совершение. Иными словами, требовать правомерного поведения можно лишь тогда, когда изначально установлены требования к таковому. Данный тезис подтверждается также тем, что предметом регулирования уголовного права выступает комплекс не только охранительных, но и регулятивных общественных отношений, возникающих с момента вступления в силу уголовно-правовых норм <1>. При этом такие отношения нельзя путать с объектом преступления или объектом уголовно-правовой охраны. Последние определяются наиболее важными социальными ценностями и, как правило, регулируются иными отраслями права (конституционным, финансовым, административным, гражданским, семейным, трудовым и т.п.). Что же касается отношений, составляющих предмет уголовно-правового регулирования, то они имеют довольно специфичное содержание, отражающее либо основания и пределы уголовной ответственности, а также уголовно-правомерного повеления, либо освобождение от уголовной ответственности и наказания, либо правила и назначения наказания (применения иных уголовно-правовых мер).
(Дворянсков И.В.)
("ИНФРА-М", 2025)В этом значении защита близка по смыслу к уголовно-правовой функция запрета, которая заключается в императивном установлении преступности конкретных деяний в Особенной части Уголовного кодекса. Это имеет важное значение для реализации уголовной ответственности, поскольку привлечение к ней возможно только в случае, когда запрет деяний предваряет его совершение. Иными словами, требовать правомерного поведения можно лишь тогда, когда изначально установлены требования к таковому. Данный тезис подтверждается также тем, что предметом регулирования уголовного права выступает комплекс не только охранительных, но и регулятивных общественных отношений, возникающих с момента вступления в силу уголовно-правовых норм <1>. При этом такие отношения нельзя путать с объектом преступления или объектом уголовно-правовой охраны. Последние определяются наиболее важными социальными ценностями и, как правило, регулируются иными отраслями права (конституционным, финансовым, административным, гражданским, семейным, трудовым и т.п.). Что же касается отношений, составляющих предмет уголовно-правового регулирования, то они имеют довольно специфичное содержание, отражающее либо основания и пределы уголовной ответственности, а также уголовно-правомерного повеления, либо освобождение от уголовной ответственности и наказания, либо правила и назначения наказания (применения иных уголовно-правовых мер).
Статья: Конституционная терминология в праве социального обеспечения
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Во многом оно было связано с появлением целого ряда конституционных терминов, которые в своем единстве и взаимосвязи образуют конституционную терминологию. Она может быть рассмотрена в широком и узком значениях. В первом случае, очевидно, более правильно было бы именовать ее конституционно-правовой, поскольку она включает термины отрасли конституционного права в силу специфики предмета правового регулирования, охватывающей основные элементы предмета всех прочих отраслей права. Во втором случае имеется в виду совокупность терминов, непосредственно зафиксированных в тексте конституции. С учетом особенностей конституции как источника права и конституционного права как отрасли права конституционная терминология неизбежно проецируется в отраслевую терминологию и получает в ней свое развитие <1>. Данная проекция может быть универсальной применительно к терминам, отражающим основные элементы механизма правового регулирования ("законодательный процесс", "закон", "нормативный акт", "предметы ведения" и т.п.). В числе конституционных терминов можно также выделить специальные, которые могут иметь межотраслевую ("собственность", "труд", "семья" и др.) или отраслевую проекцию ("заработная плата", "присяжный заседатель", "налог", "право наследования" и пр.). Это предполагает необходимость согласования конституционно-правовых и отраслевых подходов к пониманию смысла конституционных терминов.
(Федорова М.Ю.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Во многом оно было связано с появлением целого ряда конституционных терминов, которые в своем единстве и взаимосвязи образуют конституционную терминологию. Она может быть рассмотрена в широком и узком значениях. В первом случае, очевидно, более правильно было бы именовать ее конституционно-правовой, поскольку она включает термины отрасли конституционного права в силу специфики предмета правового регулирования, охватывающей основные элементы предмета всех прочих отраслей права. Во втором случае имеется в виду совокупность терминов, непосредственно зафиксированных в тексте конституции. С учетом особенностей конституции как источника права и конституционного права как отрасли права конституционная терминология неизбежно проецируется в отраслевую терминологию и получает в ней свое развитие <1>. Данная проекция может быть универсальной применительно к терминам, отражающим основные элементы механизма правового регулирования ("законодательный процесс", "закон", "нормативный акт", "предметы ведения" и т.п.). В числе конституционных терминов можно также выделить специальные, которые могут иметь межотраслевую ("собственность", "труд", "семья" и др.) или отраслевую проекцию ("заработная плата", "присяжный заседатель", "налог", "право наследования" и пр.). Это предполагает необходимость согласования конституционно-правовых и отраслевых подходов к пониманию смысла конституционных терминов.
Статья: Конституционные принципы экологического права
(Додонов К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционные принципы права представляют собой нормативно закрепленные в Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) исходные идеи, лежащие в основе всего правового регулирования или отдельных отраслей российского права. Значение конституционных принципов права не вызывает сомнения, поскольку обусловливается ролью, которую играет Конституция РФ в правовой системе России.
(Додонов К.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)Конституционные принципы права представляют собой нормативно закрепленные в Конституции Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ) исходные идеи, лежащие в основе всего правового регулирования или отдельных отраслей российского права. Значение конституционных принципов права не вызывает сомнения, поскольку обусловливается ролью, которую играет Конституция РФ в правовой системе России.
Статья: Конвергенция правовой науки и юридической практики
(Лусегенова З.С., Тихонов В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)Кроме того, современное исследование характеризует не столько формальную, сколько реальную сторону существования и функционирования отрасли права, его социально-политическую и иную значимость в жизни общества и государства. Повышение научной значимости конституционного права как науки позитивного права повлияло на правоприменение и юридическое образование, предопределило однотипные и однопорядковые тенденции его развития: 1) усиление политизации; 2) расширение формально-юридических начал сущности и содержания конституционного права; 3) четкое выделение в структуре отрасли конституционных прав и свобод граждан; 4) расширение и усиление внимания в системе конституционного права вопросам местного самоуправления; 5) выделение и рассмотрение новых институтов (разделения властей, частной собственности).
(Лусегенова З.С., Тихонов В.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)Кроме того, современное исследование характеризует не столько формальную, сколько реальную сторону существования и функционирования отрасли права, его социально-политическую и иную значимость в жизни общества и государства. Повышение научной значимости конституционного права как науки позитивного права повлияло на правоприменение и юридическое образование, предопределило однотипные и однопорядковые тенденции его развития: 1) усиление политизации; 2) расширение формально-юридических начал сущности и содержания конституционного права; 3) четкое выделение в структуре отрасли конституционных прав и свобод граждан; 4) расширение и усиление внимания в системе конституционного права вопросам местного самоуправления; 5) выделение и рассмотрение новых институтов (разделения властей, частной собственности).