Открытость органов государственной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Открытость органов государственной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы внедрения государственной системы электронного документооборота
(Фионова Л.Р., Захарова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В Пензенской области, как и на всей территории РФ, реализуется государственная программа "Формирование информационного общества в Пензенской области", целью которой является повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, открытости органов государственной власти на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий <4>.
(Фионова Л.Р., Захарова Н.А.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В Пензенской области, как и на всей территории РФ, реализуется государственная программа "Формирование информационного общества в Пензенской области", целью которой является повышение доступности и качества государственных услуг для населения и бизнеса, открытости органов государственной власти на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья: Ограничиваем доступ к своей бухотчетности в ГИР БО - 2023
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 2)Текстовые и табличные пояснения в составе бухгалтерской отчетности, а также аудиторские заключения (если аудит был обязателен) были недоступны для обычных пользователей ГИР БО, в том числе с платным доступом. В полном объеме бухотчетность была открыта лишь государственным органам, органам местного самоуправления, внебюджетным фондам и Центробанку. Такой порядок доступа к бухотчетности действовал автоматически (без каких-либо заявлений от организаций) <2>.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 2)Текстовые и табличные пояснения в составе бухгалтерской отчетности, а также аудиторские заключения (если аудит был обязателен) были недоступны для обычных пользователей ГИР БО, в том числе с платным доступом. В полном объеме бухотчетность была открыта лишь государственным органам, органам местного самоуправления, внебюджетным фондам и Центробанку. Такой порядок доступа к бухотчетности действовал автоматически (без каких-либо заявлений от организаций) <2>.
Готовое решение: Как проявить должную осмотрительность и подтвердить обоснованность налоговой выгоды
(КонсультантПлюс, 2025)Зная ИНН контрагента, можно собрать на него довольно много информации из открытых источников ФНС России, а также других госорганов, которая позволит проверить его добросовестность. Для проверки контрагента с помощью ИНН можно использовать, например, следующие информационные ресурсы в Интернете:
(КонсультантПлюс, 2025)Зная ИНН контрагента, можно собрать на него довольно много информации из открытых источников ФНС России, а также других госорганов, которая позволит проверить его добросовестность. Для проверки контрагента с помощью ИНН можно использовать, например, следующие информационные ресурсы в Интернете:
Статья: Фото- и видеосъемка в общественных местах (правила, ограничения и запреты)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции основывается в том числе на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции основывается в том числе на принципе публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении госзакупок (п. 12 ст. 7 Закона о противодействии коррупции).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Проблема открытости и прозрачности применительно к регулированию и контролю (надзору) распадается на два основных направления. Во-первых, это требования о раскрытии информации, адресуемые контролируемым лицам. Они касаются информации о составе (в том числе о наличии или отсутствии ГМО), об энергетической ценности, особенностях эксплуатации и т.д., предоставляемой потребителям, а также информации о деятельности контролируемого лица, направляемой контрольно-надзорным органам. Во-вторых, это требования открытости (транспарентности), адресуемые органам государственной власти. Они касаются раскрытия информации о планах, целях, задачах, проектах и доказательствах, их обосновывающих, о полномочиях, результатах работы.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Проблема открытости и прозрачности применительно к регулированию и контролю (надзору) распадается на два основных направления. Во-первых, это требования о раскрытии информации, адресуемые контролируемым лицам. Они касаются информации о составе (в том числе о наличии или отсутствии ГМО), об энергетической ценности, особенностях эксплуатации и т.д., предоставляемой потребителям, а также информации о деятельности контролируемого лица, направляемой контрольно-надзорным органам. Во-вторых, это требования открытости (транспарентности), адресуемые органам государственной власти. Они касаются раскрытия информации о планах, целях, задачах, проектах и доказательствах, их обосновывающих, о полномочиях, результатах работы.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законодательные новеллы изменили направление развития муниципального контроля, переориентировав его на приоритетное применение профилактических мер, оказание подконтрольным субъектам помощи, направленной на предотвращение и минимизацию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Новым приоритетом реформы муниципального контроля становится применение системы управления рисками, внедрение с учетом категории риска причинения вреда дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий. Внесение информации, связанной с контрольными мероприятиями, особенностями их проведения и результатами, в Единый реестр проверок направлено на укрепление взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, на открытость информации о муниципальном контроле для населения и организаций.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Законодательные новеллы изменили направление развития муниципального контроля, переориентировав его на приоритетное применение профилактических мер, оказание подконтрольным субъектам помощи, направленной на предотвращение и минимизацию риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований. Новым приоритетом реформы муниципального контроля становится применение системы управления рисками, внедрение с учетом категории риска причинения вреда дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий. Внесение информации, связанной с контрольными мероприятиями, особенностями их проведения и результатами, в Единый реестр проверок направлено на укрепление взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, на открытость информации о муниципальном контроле для населения и организаций.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Из вышеизложенного следует, что одной из форм реализации принципа открытости деятельности государственных органов исполнительной власти является участие лиц, чьи права и интересы затрагиваются принимаемым решением государственного органа, в процессе принятия такого решения. При этом такое участие может быть как опосредованным (через профессиональные или отраслевые объединения и другие институты гражданского общества), так и непосредственным, через прямое привлечение и участие таких лиц в административных процедурах.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Из вышеизложенного следует, что одной из форм реализации принципа открытости деятельности государственных органов исполнительной власти является участие лиц, чьи права и интересы затрагиваются принимаемым решением государственного органа, в процессе принятия такого решения. При этом такое участие может быть как опосредованным (через профессиональные или отраслевые объединения и другие институты гражданского общества), так и непосредственным, через прямое привлечение и участие таких лиц в административных процедурах.
Статья: Служебная тайна как элемент обеспечения национальной безопасности России
(Фатьянов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Все указанные перечни подлежат открытому опубликованию, что хорошо соотносится с принципами информационной открытости органов государственной власти перед обществом, однако, как представляется автору, в большей мере такое законодательное решение обусловлено тем, что в данной области административных и информационных отношений сходятся интересы значительного числа субъектов и ограничение в доступе к содержанию таких актов может создать дополнительные затруднения в их правомерной деятельности.
(Фатьянов А.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 4)Все указанные перечни подлежат открытому опубликованию, что хорошо соотносится с принципами информационной открытости органов государственной власти перед обществом, однако, как представляется автору, в большей мере такое законодательное решение обусловлено тем, что в данной области административных и информационных отношений сходятся интересы значительного числа субъектов и ограничение в доступе к содержанию таких актов может создать дополнительные затруднения в их правомерной деятельности.
Статья: Судебная система Российской Федерации в условиях современных вызовов
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Принцип открытости государственных органов актуализирует проблематику статуса судьи как носителя судебной власти, поскольку личность судьи постоянно находится в зоне повышенного внимания как отдельных людей, так и общественных институтов (например, общественных организаций, чья целевая деятельность осуществляется в сфере законности, правопорядка, противодействия коррупции). В средствах массовой информации содержится немало материалов о действиях судей, подрывающих доверие к судебной системе. Внимательное отношение к тому, чтобы никакие действия судей не умаляли авторитет судебной власти (будь то предоставление неточных сведений о доходах и имуществе, использование в личных целях служебного положения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, размещение личных фотографий, постов и переписки в социальных сетях сети Интернет и многое другое), не просто является требованием современности, а становится центром инструментальных обеспечительных проблем.
(Догадайло Е.Ю., Носов С.И., Чепунов О.И.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)Принцип открытости государственных органов актуализирует проблематику статуса судьи как носителя судебной власти, поскольку личность судьи постоянно находится в зоне повышенного внимания как отдельных людей, так и общественных институтов (например, общественных организаций, чья целевая деятельность осуществляется в сфере законности, правопорядка, противодействия коррупции). В средствах массовой информации содержится немало материалов о действиях судей, подрывающих доверие к судебной системе. Внимательное отношение к тому, чтобы никакие действия судей не умаляли авторитет судебной власти (будь то предоставление неточных сведений о доходах и имуществе, использование в личных целях служебного положения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, размещение личных фотографий, постов и переписки в социальных сетях сети Интернет и многое другое), не просто является требованием современности, а становится центром инструментальных обеспечительных проблем.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1 комментируемой статьи, по сути, определяет два основных принципа приватизации государственного и муниципального имущества: во-первых, признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и, во-вторых, открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1 комментируемой статьи, по сути, определяет два основных принципа приватизации государственного и муниципального имущества: во-первых, признание равенства покупателей государственного и муниципального имущества и, во-вторых, открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.